Катарский И.: Торговый дом Герлдстон

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1966
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Дойль А. К. (О ком идёт речь)

И. Катарский.

"Торговый дом Герлдстон"

"Торговый дом Гердлстон. Романтическая история о людях, чуждых романтике" - первый роман А. Конан Дойля. Это традиционный для Англии XIX века социальный роман, роман о ловких дельцах и стяжателях, которые наживаются за счет маленьких людей, оказывающихся в их власти. Его тема, сюжет и характеры свидетельствуют о стремлении автора следовать традиции Чарльза Диккенса. Уже первая глава романа, где дан "портрет" торгового дома, вызывает в памяти сходный образ банкирского дома Теллсона в романе Диккенса "Повесть о двух городах". В диккенсовском же духе, с мягким сочувственным юмором обрисована фигура одного из второстепенных персонажей - несколько эксцентричного, но прямодушного майора Клаттербека.

И центральные образы романа написаны не без влияния сатирических портретов, созданных Диккенсом. Резкими мазками Дойль рисует запоминающиеся фигуры негоциантов - жестокого, лицемерного клятвопреступника Гердлстона-отца, ловкого софиста и ханжу, и его сына, энергичного, хладнокровного, не знающего жалости Эзру, человека совершенно неразборчивого в средствах для достижения своей цели: он готов жениться ради того, чтобы прикарманить деньги невесты и тем самым поправить пошатнувшиеся дела фирмы; осуществляя аферу с алмазами в Африке, он связывается с отпетыми негодяями и не менее энергично и безжалостно преследует их.

Создавая выразительные образы двух владельцев торговой фирмы, писатель, однако, "сдабривает" все ситуации романа эффектами нередко мелодраматического свойства: Дойлю, в общем, все-таки ближе были романисты, называвшие себя учениками Диккенса, создатели так называемого "сенсационного романа" Чарльз Рид и Уилки Коллинз, особенно первый, который умер незадолго до появления Дойля в литературе.

Африканские эпизоды романа, изображение авантюры Эзры с алмазами в Южной Африке, сближают Конан Дойля с писателями, обращавшимися к ходовой колониальной теме, особенно с "неоромантиком" Райдером Хаггардом.

"Этюд в багровых тонах" (1887).

Источник текста: Артур Конан Дойль. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. - Москва, "Правда", 1966 (Библиотека журнала "Огонек"). С. 589--590.