Продолжение «Тысячи и одной ночи».
Самонадеянный, или история Базманта

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Казот Ж.
Категории:Сказка, Детская литература


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

САМОНАДЕЯННЫЙ, или ИСТОРИЯ БАЗМАНТА

- Однажды, когда Базмант, государь, который больше всего на свете любил вкусно поесть, предавался неумеренным удовольствиям на пышном празднестве, визирь доложил ему, что враг нежданно-негаданно осадил столицу его царства.

«Разве нет у меня превосходных военачальников и непобедимого войска? - возмутился Базмант. - Пусть займутся своим делом и не тревожат меня».

«Слушаю и повинуюсь, государь, - сказал визирь, - но вспомни, что престолами распоряжается Всевышний, и, если ты не обратишься к Нему за поддержкой, никакая сила и никакие богатства не удержат тебя на троне».

Базмант пренебрег этим мудрым советом и задремал в объятиях сластолюбия, но очень скоро был вынужден спасаться бегством, несмотря на доблесть своих воинов. Неудержимый и бесстрашный неприятель завладел его столицей и дворцом.

Беглый царь укрылся у своего союзника и друга, и тот дал ему могучую армию, с помощью которой Базмант рассчитывал вернуть себе утраченные владения и покарать захватчика. Полный веры в собственные силы, он ехал во главе войск, постепенно приближаясь к утраченной столице. Но удача вновь повернулась лицом к его врагу: войска Базманта обратились в бегство, а сам он спасся от преследователей лишь благодаря выносливости своего быстрого коня, который переплыл морской залив, оказавшийся на его пути, и выбрался на другой берег.

Неподалеку от того места находился укрепленный город. То был Хорасан, что в ту пору принадлежал царю Абадиду. Базмант поспешил укрыться за крепостными стенами и попросил убежища в приюте для бедных иноземцев. Узнав, что дворец Абадида расположен в столице царства - Мединет-Илахи, Базмант отправился в путь и, добравшись до цели, испросил дозволения повидать государя. Тот принял путника незамедлительно. Внешность гостя расположила царя в его пользу, и Абадид спросил Базманта, кто он, откуда и что привело его в Мединет-Илахи.

«Я был, - услышал он в ответ, - высоким сановником при дворе Базманта, к которому был сильно привязан. По всей видимости, этот несчастный царь пал в последнем сражении с захватчиком. Мой долг и признательность не позволяют мне поступить на службу к узурпатору. Я вынужден искать себе нового господина и потому предпочел предложить мои услуги тебе, славный Абадид».

своим новым положением, если бы сумел вычеркнуть из памяти всё, чем обладал раньше, и не горевал о потерянном троне.

В это время соседнее государство начало грозить Абадиду вторжением в его земли. Царь приготовился к обороне и принял необходимые меры для победы над неприятелем. В полном вооружении встал он во главе своей громадной армии, доверив Базманту командование ее авангардом. Вскоре разыгралась битва, Абадид и Базмант показали себя опытными и бесстрашными военачальниками и отличились славными подвигами. Враг был полностью разбит и отброшен. Базмант превозносил до небес мудрость и хитрость Абадида.

«Государь, - говорил он, - с такой послушной твоей воле армией, с таким умением воевать ты легко покоришь самые необъятные царства».

«Ты ошибаешься, - отвечал мудрый царь, - без помощи Всевышнего я не сдвинул бы с места и крохотной песчинки мироздания: только вера в нашего единого Бога дает нам возможность с пользой употреблять свои силы, с умом воплощать замыслы и сохранять трезвость мышления, которая должна лежать в основе всех наших действий. Если бы я не прибегал к Божьей помощи, самые мощные средства обратились бы в пыль в моих руках».

«Не сомневаюсь, что это так, - задумчиво промолвил Базмант, - и думаю, все мои несчастья являются тому доказательством. Из ложной предосторожности я утаил от тебя мое настоящее имя и мои беды, но твои добродетели заставляют меня открыться. Ты видишь перед собою ничтожного Базманта - полагаясь на свои собственные силы, он не смог удержаться на троне».

«Как же ты мог меня узнать, когда стыд и смущение заставляли меня молчать? Разве дано человеку прочесть на моем челе знак, который стерло с него справедливое Небо? О великий государь! - Базмант горячо обнял Абадида. - Благодаря твоему великодушию я услышал подробную повесть о моих заблуждениях, изволь теперь выслушать меня».

И Базмант во всех подробностях поведал Абадиду свою историю, а когда умолк, Абадид сказал:

«Мой дорогой брат, не надо унижать себя перед тем, кто был воспитан так же, как и ты, но затем в силу ряда невзгод, похожих на твои, переменился и исправился. Я был не мудрее тебя. Похоже, только беда способна нас чему-то научить! В прошлом я верил только в себя и, возглавляя огромную армию, потерпел поражение от противника, у которого была всего горстка людей. Мне пришлось бежать. С пятьюдесятью верными воинами я укрылся в горах. Провидение послало мне дервиша, который жил в пу́стыни{257} и полностью посвятил себя молитвам и покаянию. Он объяснил мне причины моих бед и поражений и сказал, что мой враг во всем полагался только на Бога и именно поэтому сумел нанести мне сокрушительный удар. Я же надеялся лишь на силу моего копья и численность моих отрядов. Исполненный гордыни, я пренебрег долгом, и каждый мой приказ приводил к ошибкам. „Положись во всем, - сказал мне дервиш, - на Того, Кто правит этим миром: если Он пожелает принять твою сторону, то тебе хватит и пятидесяти человек, чтобы отвоевать свои земли". Наставления праведного старца произвели на меня глубокое впечатление, я обратился душою к Небу и, преисполнившись спасительной веры, пошел обратно на свою столицу. Благополучие и процветание ослепили моего неприятеля: в сластолюбии и неге он забыл о мудрых началах, которым был обязан своею победой. Ему казалось, что в его царстве всё спокойно, он чувствовал себя настолько уверенно, что пренебрегал поддержанием порядка в армии. Я беспрепятственно проник в город под покровом ночи и помчался ко дворцу с моим крохотным отрядом, чья численность, впрочем, постепенно возрастала из-за присоединявшихся к нам любопытных горожан. Внутри дворца эта беспорядочная толпа превратилась в грозную силу, страх и ужас сеяла она, и узурпатор только и успел, что унести ноги от верной погибели. Уже на следующий день я снова сидел на троне и мирно правил своей страной».

«Государь мой, - сказал он Абадиду, - ты внушил мне такую же веру, как та, что вела тебя в день твоей славной победы, и отныне эта вера всегда будет со мной. Только Бог и Его Великий Пророк могут вернуть мне царский венец, и я пойду к нему твоим путем».

С этими словами он поклонился, попрощался с Абадидом и направился в пустыню, которая граничила с его бывшим царством. Ведомый верой и подкрепляя себя молитвами, Базмант поднялся на вершину горы. Тут его сморила усталость, он лег и заснул.

Во сне до него донесся голос, который произнес:

«Базмант, Бог услышал твою молитву, Он принимает покаяние твое, иди и без страха исполни свое предназначение».

{258}. Изгнанный монарх вскочил на ноги и поспешил в свое царство. Едва он достиг его рубежей, как встретил часть своих самых верных сторонников. Они жили в шатре, готовые искать другого убежища в случае угрозы со стороны узурпатора. Базмант, никем не узнанный, вступил с ними в беседу и сказал, что направляется в столицу. Все стали отговаривать его от этой безумной затеи и предупреждать о непреодолимых препятствиях на пути к городу. В стране царят подозрение и страх, во всех иноземцах видят лазутчиков Базманта, и тиран без разбору рубит им головы.

«Так он заставляет сожалеть о вашем бывшем государе?» - спросил Базмант.

«Ах, - вздохнули его собеседники, - дай бог, чтобы наш достойный повелитель оказался среди нас! Он нашел бы верное прибежище в сердцах всех своих подданных и тысячи рук, готовых отомстить за него. Чудовище, которое лишило его престола, опирается на свою армию, он всё приносит в жертву своим разнузданным прихотям и карает мечом по малейшему подозрению».

«Он ошибается, полагаясь на свою военную мощь, - заметил Базмант. - Истинной поддержкой царям служит благосклонность Неба. Что до меня, то я пришел сюда исключительно из тяги к познаниям. Я верю, что никто не в силах мне навредить, и с Божьей помощью, без страха пройду туда, куда вы пойти не осмеливаетесь, хотя все предосторожности и угрозы вашего нового господина ничего не стоят».

«Заклинаем, не ходи в столицу, - умоляли добрые люди, - не заставляй нас страдать еще из-за одного несчастья. И раз ты такой добрый мусульманин, дождись, пока Небо само покарает тирана, это не замедлит случиться, ведь в бесчинстве своем он перешел всякие границы, и, если рук человеческих не хватит, чтобы его погубить, ему на голову рухнут колонны дворца».

При этих словах изгнанник почувствовал, как возродились его надежды. Решив более не скрывать своего имени, Базмант признался, что он и есть не кто иной, как их свергнутый царь. И тут же его верные подданные, покинувшие ради него родину, упали к стопам своего повелителя и поцеловали его руки, омытые их слезами. Часть всадников, находившихся там, вызвалась охранять Базманта, остальные разъехались по окрестностям, дабы разнести радостную весть и назначить место сбора. Вскоре огромная армия выступила в поход на столицу, тиран был свергнут, и Базмант снова принял бразды правления под радостные приветствия всего народа.

257

…дервиша, который жил в пу́стыни… - Для указания на уединенное место, в котором проживал суфий (см. примеч. 71), Ж. Казот употребляет понятие «пу́стынь», используемое для обозначения обиталища монахов-отшельников, приверженных христианской аскезе ради освобождения от страстей, очищения духа и преодоления сатанинских искушений. Обитель суфиев называется ханакой.

258

«области земли», управляет народами, странами и проч.). В данном случае имеется в виду ангел-хранитель, который даруется каждому человеку во время крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если верующий стремится к богоуподоблению. Нужно отметить, что это точка зрения, присущая христианству. В исламе нет учения об ангелах как хранителях, поскольку судьбой человека Бог руководит сам, ведь Он «ближе к нему, чем яремная вена» (Коран 50: 16). См. также примеч. 112.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница