Нечто для военных

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Красицкий И. Б., год: 1807
Примечание:Переводчик неизвестен
Категория:Публицистическая статья

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Нечто для военных (старая орфография)

Нечто для военных.
(Из соч. Красицкого.)

Недавно в одном обществе случилось мне слышать разговор гражданского чиновника с военным. Каждой из них, по обыкновении, выхвалял свое звание. Когда спор становился час от часу живее, а гражданской чиновник начал разсуждать о знаниях полезных отечеству, нетерпеливый рыцарь перебил речь его следующими словами: "Говорите себе что угодно, а книги ваши ни к чему не служат; рука сильная, сердце храброе гораздо лучше ваших перьев и бумаги. Великая помощь государству от школьников!

"Ученый -- на словах, невежда прав на деле."

Сказавши сие, воин торжественно встал, с улыбкою поклонился и вышел; соперник его побежал за ним; я, пришедши домой, начал разсуждать о том, что видел и слышал.

Сперва вспомнил я о стихе, на которой сослался волн. Он взят из одной Польской сатиры, где сочинитель, чтоб доказать свое мнение, шутя приводит в пример безграмотного Короля Вызимира. Воин совсем не понял, что сатирик смеется над старинными предразсудками и диким невежеством.

Трудно доказать, какая польза может быть от невежества. Скажут, что оно предохраняет от работы и благоприятствует неге; но праздность и нега влекут за собою пагубные следствия. Скажут, что излишния познания часто ко злу приводят; но в таком случае виноваты не знания, а худое оных употребление. Скажут еще, что простота ближе к добродетели, нежели затейливость; но любезная простота сердца никогда не бывает в противоположности с полезными сведениями, и достоинство её становится еще виднее при знаниях.

Человек отличается разумом от животных; сия способность понимать и судить, подобно земле, не даст плодов, если не будет возделана. Учение совершенствует природную способность; посредством учения разум человеческий становится и себе и другим полезен.

Из того что сказано выше заключить не только можно, но и должно непременно, что наука равно необходима для людей всякого состояния, и воин очень ошибется, ежели стихом своим думал оспорить противника. Правда, грубые народы иногда брали верх над просвещенными; однакоже как с одной стороны побед не должна приписывать невежеству, так с другой не должно винить науки в упадке государств просвещенных.

Защитники невежества обыкновенно ссылаются на Гуннов, Аланов, Готов, Вандалов, на Магомета и Аравитян. Дикия орды, как будто с общого согласия, одна после другой нападали на Империю Римскую, и на развалинах её воздвигали новые государства, сие время, несчастное для человеческого рода, было пагубным для наук и художеств. Потребны были многие веки, чтобы возстановить прежний порядок; вопреки нашему тщеславию, после всех усилий едвали и теперь достигли мы прежней степени.

Что грубые народы покорили Римлян и Греков, из того не следует заключать, будто невежество победило науки; надлежит вспомнить, в каком состоянии были тогда потомки древних Римлян. Век Августов протек быстро; его преемники, вознерадевшие о науках, были озабочены войнами внутренними и внешними; Римское просвещение, от Греков занятое, мало по малу ослабевало и клонилось к упадку; едва следы оного остались во времена Константина, а особливо по разделении Империи. На востоке светились еще слабые искры; но и там оне скоро погасли при безпечных владетелях. Тогда-то порабощены сперва западные области, потом восточные; между победителями и побежденными все различие в том только состояло, что деятельное невежество овладело невежеством ленивым.

кто ведет их на сражение; тому потребы еще и знания.

Военное искусства имеет свои правила, равно как все прочия; в нем предполагается едва ли не более знаний, нежели в других науках. Обращая внимание на древних знаменитейших полководцов, видим, что они были искусны не в одном только военном деле, но вообще отличались обширными сведениями.

Сколько пользовался Александр наставлениями учителя своего Аристотеля, свидетельствуют оставшияся письма его; сей полководец досадовал на Аристотеля, для чего он открывает другим таинства науки, Юлии Цезарь сам описал деяния свои, и сочинения его почитаются образцовыми в потомстве; Грамматика, им написанная, стихи и речи, из коих уцелели отрывки, показывают, что он искусен был и в других науках, Кроме древних военачальников, имеем новейший пример в Фридерике II, которой, подобно Юлию Цезарю, красноречивым пером описал и деяния свои и бытия своего отечества.

Павел Эмилий и Лукулл в тишине жизни домашней прилежно занимались науками. По стечению обстоятельств надлежало им принять войска в свое начальство; тогда показали они, к чему полезны науки: оба с триумфом возвратились в отечество, один победил Персея,

Герои, которыми некогда Польша украшалась, не менее славились храбростию, как и знаниями. Гетман Тарновский, победивший в Африке Мавров, оставил описание своих походов. Тоже самое сделал Жолкевский. Незабвенный Замойский столько известен был по своей учености, что Карл Зудерманский, насильственно возсевший на Шведском престоле, досадуя на своего победителя, в письме называл его школьником - как будто науки могли стыдить храброго мужа! Замойский одержанными над ним победами доказал, что ученость не только не мешает военному искусству, но даже способствует усовершенствованию оного.

Может быт кто-нибудь для оправдания невежества станет ссылаться на похвальное слово Эразма Ротердамского; труд напрасный! ибо это не что есть иное, как только сатира на мнимых мудрецов; и хотя в сочинении сем приписываются похвалы невежеству, однакожь под ними скрывается тонкая замысловатая насмешка. И то правда, что Эразм в жару восторга шутил над такими вещами,

не должна хвалиться превосходством и унижать одна другую. Каждое из сих состояний равно почтенно; ибо каждое равно служит благу общественному. Честность и правота во всяком звании не теряют цены своей; гражданин, в каком бы звании ни служил обществу своими способностями, всегда имеет право на признательность и уважение.

(С Польского.)

"Вестник Европы", No 14, 1807