О древних дорогах

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Красицкий И. Б., год: 1807
Примечание:Переводчик неизвестен
Категория:Публицистическая статья

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: О древних дорогах (старая орфография)

О древних дорогах.
(Из соч. Красицкого.)

Природа не дозволила человеку быть на одном месте. Существо, для общежития созданное, ищет подобных себе, или его другие ищут; отсюда происходит начало дорожек, протоптанных пешеходцами. Когда люди стали употреблять для езды лошадей и волов; дороги сделались шире, и уже принадлежали не одному человеку, но целому обществу, следственно обратили на себя внимание правительства, и соделались предметом его попечений.

Дороги суть двоякого рода: одне общественные, от города до города, от государства до государства простирающияся, и собственно подлежащия ведомству правительства; другия, примыкающия к общественным, от деревни до деревни ведущия, и долженствующия быть под надзором как правительства, так и помещиков.

С какою попечительностию в глубокой древности смотрели за большими дорогами, о том свидетельствует Страбон, описывая известные в его время дороги под названием Семирамидиных. То же самое подтверждает Диодор Сицилийский, упоминая о дороге к Вавилону, для украшения коей Семирамида приказала воздвигнуть обелиск, почитавшийся в числе чудес мира. Сей же писатель далее повествует, что знаменитая царица Вавилонская на пути к Экратане достигши гор Заркаских, непроходимых по причине утесов и пропастей, тотчас велела сравнять горы и засыпать рвы. Путешественники, которые прежде были принуждены объезжать кругом, нашли перед собой дорогу прямую, выгодную и даже пышную.

О Греческих дорогах не имеем подробных описаний; знаем однакожь, что в Афинской и других республиках были особые чиновники, которых должность состояла в присмотре за дорогами, как можно видеть из современных и позднейших сочинений. Павзаний описавший Греческия области и города упоминает, что для украшения дорог воздвигаемы были здания в честь богов и мужей знаменитых. То же самое делали Римляне, которые при общественных дорогах выбирали места для погребения своих предков, и назначали оные для потомков; и ныне еще видны памятники Метеллов, Сципинов и других славных поколений. Надписи на гробницах - начинающихся словами; Sta Viator, Остановись путешественник -- означают, что оне полагаемы были при дорогах для мимо ходивших и ездивших.

Некоторые писатели утверждают, что Карфагенцы прежде всех начали устилать дороги: камнями для выгод торговли, которая привлекала соседственные народы в столичной и другие города знатнейшие. Чужестранные купцы, привозившие товары свои для обмена или на продажу, весною и осенью не встречали препятства в путешествии.

Прежде всех из Римлян Аппий Клавдий сделал и устлал камнями дорогу, которая и теперь еще называется его именем; она простиралась на тридцать миль, начиная от Рима до Капуи, то есть до тогдашней границы республики. Два воза могут удобно ехать по ней; камни, величиною в длину и ширину по пяти футов, так крепко сплочены, что и ныне, по прошествии 2000 лет, остаются в прежнем своем положении. Дорога Аврелия Котты сделана после, a именно в 512 году после создания Рима; она простиралась большею частию над морем Тирренским до селения Forum Julii, где ныне город от древняго имени называемый Фарли. Третья дорога начата Фламинием, которой погиб сражаясь против Аннибала, a окончана его сыном; она вела до Arimimim, называемого теперь Римини. Домиций Энобарб устлал камнем дорогу Доминиеву, которая тянулась до Савои, Лигурии и Галлии. Август Цезарь велел с великим иждивением построить дорогу от Гадес до Медимны; по его старанию в Галлии сделаны четыре дороги, соединявшияся в Лугдуне (Лионе), и простиравшияся чрез всю нынешнюю Францию, которая тогда была Римскою провинциею. Вообще правительство так заботилось о дорогах, что от Рима до самых отдаленнейших пределов государства, в трех частях света, путешественник везде находил выгоды, удобство и великолепие.

Остатки тех дорог в наше время служат очевиднейшими доводами Римского величия и попечительности доброго правительства.

сделанные для течения воды, в некоторых местах теперь засыпаны землею и щебенем. Где надлежало быть дороге, там рыли землю глубиною на несколько локтей, смотря по качеству пошвы. Вообще первой слой состоял из песку с известью; на нем туго набивали каменья, и чтобы не допустить влаге проникнуть туда, наполняли промежутки мокрым песком и известью; за тем следовал слой из мелких кремней и других крепких камешков из кирпича и щебня; все сие быв разбито на мелкия частицы и перемешано с глиною, делало толстую полосу поверхности, какая бывает на току для молотьбы хлеба; потом еще накладывали слой земли с известью; над ним крупной песок с глиною и известью представлял помост, на котором ездили.

свой заступ: ложное понятие о чести не ослепляло его; любовь к отечеству делала почтенною сию работу. Непобедимые легионы Римские созидали неразрушимые дороги. Между тем как безполезные известия об их военных подвигах остаются в книгах; памятники мирного трудолюбия пред лицем позднейшого потомства славят имена их. Мы стараемся превзойти древних, и в худом уже успели оставить их за собою; для чего на хотим подражать им в добром?

(С Польского.)

"Вестник Европы", No 14, 1807