Томашевский Б. В., Вольперт Л. И.: Кребийон Проспер Жолио

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Кребийон П. Ж. (О ком идёт речь)

КРЕБИЙОН (Crébillon) (старший) Проспер Жолио де (1674--1762), фр. драматург, чье творчество знаменовало собою кризис классицизма, выразившийся в утрате трагедией гражд. тематики, высоких этич. идеалов, строгой рационально-осмысленной формы и подмене их при соблюдении внешней благопристойности изображения патологическими характерами, нагромождением "ужасов" (убийств, кровосмесительных связей и пр.), усложненной интригой, сценическими эффектами. В пушк. время на петерб. сцене ставились две трагедии К.: "Радомист и Зенобия" ("Rhadamiste et Zénobie", 1711) в пер. С. И. Висковатова (14 представлений с дек. 1809 по авг. 1828), "Атрей и Фиест" ("Atrée et Thyeste", 1707) в пер. С. П. Жихарева (2 представления в дек. 1811 - янв. 1812) и М. П. Сорокина (2 представления в ноябре - дек. 1831). Неумеренные "ужасы" К. должны были уравновесить однообразие классического репертуара. По-видимому, в театр. кругах велись разговоры о гипертрофическом трагизме К. Вероятно, отголосками этих разговоров являются упоминание в письме к П. А. Катенину от 19 июля 1822 одной из "ужасных" сцен трагедии "Атрей и Фиест" (Акад. XIII, 41) и каламбурное цитирование в письме к В. К. Кюхельбекеру от 1--6 дек. 1825 фразы из той же пьесы (Акад. XIII, 247). Оба этих обращения к "Атрею и Фиесту" свидетельствуют об ироническом отношении П. к сгущенным эффектам трагедий К.

Имевшееся у П. 2-томное собр. соч. К. (Paris, 1821) осталось неразрезанным (Библиотека П. No 837).

Пушкин и французская литература // ЛН. Т. 31/32. С. 30--31 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 116--117).

Б. В. Томашевский, Л. И. Вольперт