Слово в день Пятидесятницы

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Августин А. И.
Категория:Религиозная статья

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Слово в день Пятидесятницы (старая орфография)

Слово в день Пятидесятницы

В переложении на русский язык с латинского текста, находящагося у Migne’я, Patrologia latina, t. XLVI, col. 325 и д. Срав. «Воскресное Чтение» за 1838 г., № 26.

Настоящим торжеством мы, братие, прославляем пришествие Святого Духа, Которого послал Господь на землю, по Своему обетованию, которое Он изрек Своим ученикам следующим образом: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам яко сто и двадесять (Деян. 1, 16), т. е. десятикратно увеличившимся в сравнении с числом апостолов (ибо апостолов Господь избрал двенадцать, а Духа послал ста двадцати), пребывали в одном доме, терпяще единодушно в молитве и молении (Деян. 1, 14). Проводя так время, они самою верою и молитвою, самым духовным ожиданием соделали себя , способными вмещать в себя новое, небесное вино. И вот оно излилось! Ибо Господь Иисус Христос, этот многоплодный виноградный грозд, уже созрел и был прославлен. Вы, братие, уже слышали, каким великим чудом было ознаменовано это событие. Все, присутствовавшие в горнице, знали только один язык. Нисходит Дух Святый, и, исполнившись Его, они стали говорить разными языками всех народов, дотоле для них непонятными и незнакомыми. Учителем их был Тот, Кто пришел с неба: Он вселился в них и преисполнил их. В то время не для одних только ста двадцати учеников, собравшихся в одной горнице, но и для каждого, кто принимал Духа Святого, знамением сего служило то, что всякий, внезапно исполнившись Духа, говорил разными языками. Спустя немного времени, по свидетельству Писания, веровали и язычники, крестились, принимали Духа Святого и - говорили разными языками (Деян. 10, 44-48). Тогда ужасахуся вси и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще: чтó убо хощет сие быти? Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2, 12-13). Видящие смеялись и однакоже отчасти говорили правду, потому что новые мехи наполнены были новым вином. Вам же известно из евангельского повествования, что никтоже вливает вина нова в мехи ветхи душевен человек не приемлет яже Духа Божия (1 Кор. 2, 14). Плоть есть ветхое, а благодать - новое; и чем более человек обновляется благодатию, тем успешнее он может умудряться в истине. И вот, когда излилась благодать Духа Святого, излились разноязычные глаголы!

Но, братие, неужели ныне не даруется Дух Святый? Кто думает так, тот не достоин общения с Духом Святым, ибо Он даруется и ныне. Почему же ныне никто не говорит на всех языках, как в то время говорили исполнившиеся Духа Святого? От чего это зависит? От того, что прообразуемое этим даром языков ныне пришло в исполнение. Хотя Господь и отвечал ученикам Своим, вопрошавшим о времени устроения царства Его - несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли (Деян. 1, 8). Вскоре потом Церковь, заключавшаяся тогда в одном доме, приняла Святого Духа. Церковь эта состояла из малого числа членов, а по языкам она уже и тогда была всемирная. Это служило прообразом будущого состояния Церкви. Ибо на что указывалось тем, что первенствующая Церковь, будучи малочисленна, говорила однако всемирными языками? Не на то ли, что нынешняя Церковь, многочисленная и распространившаяся от восток солнца до запада, говорит языками всех народов? Так исполняется ныне то, что тогда было обетовано. Мы это видим и слышим. Слыши дщи и виждь слыши виждь его исполнение: верен тебе Бог твой, верен Жених твой, верен тебе Искупитель твой, стяжавший тебя кровию Своею, верен тебе Тот, Кто сотворил тебя из неимеющей вида и образа - невестою прекрасною, из нечистой - девою чистою. Ты сама получила о себе обетование, но получила его в чадах немногих, а исполнение обетования - в чадах безчисленных. Итак, пусть никто не говорит: если я получил Духа Святого, то почему не говорю разными языками?

Послушайте о сем и еще, братие мои, желающие иметь общение Духа Святого. Дух наш, которым мы живем, называется душею; и смотрите, чтó душа творит в теле. Она оживляет все члены его: очами видит, ушами слышит, ноздрями обоняет, языком говорит, руками делает, ногами ходит. Она присуща всем членам и все их оживляет; она разливает по всем членам одну жизнь, а чрез каждый член совершает дело особенное. Не слышит глаз, не смотрит ухо, не видит язык, не говорит ни глаз, ни ухо; но все они живут: живет ухо, живет язык; занятия у них различны, а жизнь у всех общая. Так и Церковь Божия - чрез одних святых совершает чудеса, чрез других изрекает истину, в одних святых хранит девство, в других блюдет супружеское целомудрие, в одних творит то, в других - иное. Каждый член Церкви имеет свойственную себе деятельность, и все равно живут. Но, что душа в отношении к телу человеческому, то же Дух Святый в отношении к Церкви, которая есть тело Христово. Дух Святый так же действует во всей Церкви, как душа действует во всех членах одного тела. Но смотрите, чего вам должно опасаться, смотрите, что должно вам наблюдать и чего следует страшиться. Случается, что от живого тела отсекается какой нибудь член, например рука, перст или нога: остается ли душа в отсеченном члене? Доколе он в теле, дотоле и живет, а будучи отделен от тела, лишается жизни. Так и человек - дотоле остается христианином, доколе живет в теле Христовом в Церкви, а находясь в отлучении от нея, он духовно умирает: отлученного оставляет Дух Божий. Итак, если желаете жить в Духе Святом, храните любовь, возлюбите истину, ревнуйте о единении, да тако достигнете блаженной вечности. Аминь.