Николюкин А. Н.: Купер Джеймс Фенимор

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Критика литературная
Связанные авторы:Купер Д. Ф. (О ком идёт речь)

КУПЕР (Cooper), Джеймс Фенимор (15.IX.1789, Бёрлингтон, Нью-Джерси, - 14.IX.1851, Куперстаун) - амер. писатель. Сын крупного землевладельца. Учился в Иельском колледже. В 1806--11 служил во флоте. Годы 1826--33 К. провел в разных европ. странах, с 1833 жил в Куперстауне (штат Нью-Йорк). Лит. деятельность начал с романа "Предосторожность" ("Precaution", 1820, рус. пер. 1876), однако известность К. принес историч. роман "Шпион" ("The spy", 1821, рус. пер. 1825), в к-ром опоэтизирована эпоха амер. революции и ее рядовые герои. В 1823 вышел первый роман, в дальнейшем 4-я часть пенталогии К. о Кожаном Чулке - "Пионеры, или Истоки Сусквеганны" ("The pioneers, or The sources of the Susquehanna", рус. пер. 1832 под назв. "Поселенцы"). Цикл из пяти романов, принесших К. мировую известность, объединяется общим героем Натти (Натаниэль) Бумпо, выступающим под именами: Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин. Действие романа происходит в 1793--94. Образ Натти Бумпо выражает трагич. разлад между гуманизмом первооткрывателя лесов и степей Америки и пришедшими ему на смену людьми новой бурж. Америки. После создания своего лучшего морского романа "Лоцман" ("The pilot", 1823, рус. пер. 1832) и романа "Лайонель Линкольн, или Осада Бостона" ("Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston", 1825, рус. пер. 1873) К. вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал 2-ю и 5-ю части пента-логии: "Последний из могикан" ("The last of the mohicans", 1826, рус. пер. 1833) и "Прерия" ("The prairie", 1827, рус. пер. 1829 под назв. "Американские степи"). "Последний из могикан" - наиболее популярный роман К., название к-рого стало нарицательным. Действие развертывается в период осады французами и индейцами форта Вильям Генри в 1757. В романе выведены мужественные, честные индейцы: друг Натти Бумпо - Чингачгук (Великий Змей) и его сын Ункас, героич. гибель к-рого воплощает трагич. судьбу индейского народа, уничтожаемого бурж. цивилизацией. События "Прерий" происходят в 1805 в только что приобретенной у Франции провинции Лузиане, куда устремились алчные переселенцы.

Через 13 лет К. вернулся к образу Кожаного Чулка в романах: "Следопыт, или Озеро-море" ("The pathfinder, or The inland sea", 1840, рус. пер. 1841 под назв. "Путеводитель в пустыне") - 3-я часть пенталогии, и "Зверобой, или Первая тропа войны" ("The deerslayer, or The first war-path", 1841, рус. пер. 1848) - ее 1-я часть. Повсюду Бумпо сталкивается со страстью белых к золоту, убивающей в них все человеч. чувства.

Романы о Кожаном Чулке стали первой нац. амер. эпопеей, утвердившей вступление лит-ры США в мировой лит. процесс. Индейской теме К. посвятил также романы "Долина Виш-тон-Виш" ("The wept of Wish-ton-Wish", 1829, рус. пер. 1831 под назв. "Американский пуританин") - о сражениях амер. колонистов 17 в. с индейцами; "Вайандотте" ("Wyandotte", 1843, рус. пер. 1875 под назв. "Хижина на холме") - из истории амер. революции в глухих местах Америки; "Дубовая роща" ("The oak openings", 1848) - из истории англо-амер. войны 1812. После романов о Кожаном Чулке наибольший интерес представляют морские романы К. - помимо "Лоцмана" - "Красный корсар" ("The red rover", 1828, рус. пер. 1832 под назв. "Красный морской разбойник"); "Морская волшебница" ("The waterwitch", 1830, рус. пер. 1875 под назв. "Пенитель моря") - фантастич. история одноименной бригантины; "Мерседес из Кастилии" ("Mercedes of Castile", 1840, рус. пер. 1875) - об открытии Америки Колумбом; "Два адмирала" ("The two admirals", 1842, рус. пер. 1848) - эпизод из истории брит. флота, ведущего в 1745 войну с Францией; "Блуждающий огонек" ("Wing-and-wing, or Le feu-follet", 1842, рус. пер. 1879) - о франц. каперстве; "На суше и на море" ("Afloat and ashore", 1844, рус. пер. 1875) и его продолжение "Майлс Уоллингфорд" ("Miles Wallingford", 1844, рус. пер. 1875), где образ гл. героя носит автобиографич. черты. Последний морской роман К. - "Морские львы" ("The sea lions", 1849, рус. пер. 1853) - о кораблекрушении, постигшем охотников за тюленями во льдах Антарктиды.

"Браво" ("The bravo", 1831, рус. пер. 1839) - роман из далекого прошлого Венеции, демократич. характер к-рого отметил В. Г. Белинский в своей рецензии; "Гейденмауэр, или Бенедиктинцы" ("The Heidenmauer, or The Benedictines", 1832, рус. пер. 1880 под назв. "Лагерь язычников") - историч. роман из времен ранней Реформации в Германии; "Палач, или Аббатство виноградарей" ("The headsman, or The Abbaye des vignerons", 1833) - легенда 18 в. о потомственных палачах швейц. кантона Берн. Начав с восхваления "амер. свобод", завоеванных в эпоху войны за независимость ("Понятия американцев" - "Notions of the Americans", 1828), К. переходит во 2-й пол. 30-х гг. к резкой критике амер. действительности в социально-политич. сатире "Моникины" ("The monikins", 1835, рус. пер. 1953), написанной в традициях просветит. аллегоризма и сатиры Дж. Свифта. Социальный критицизм К. находит выражение также в публицистич. трактате "Американский демократ" ("The American democrat", 1838) и в двух публицистич. романах: "Домой" ("Homeward bound, or The chase", 1838, рус. пер. 1876 под назв. "Американский пакетбот "Монтаук"") и "До?ма" ("Home as found", 1838, рус. пер. 1877). Острая критика бурж. Америки в этих книгах и пятитомных "Европейских заметках" ("Gleanings in Europe", 1836--38) привела к травле К. амер. бурж. прессой, объявившей его "антиамериканским" писателем.

Из поздних произв. К. наиболее значительна его "трилогия в защиту земельной ренты": "Сатанстоу" ("Satanstoe", 1845, рус. пер. 1853 под назв. "Мисс Анна"), "Землемер" ("The chainbearer", 1845, рус. пер. 1848), "Краснокожие" ("The redskins", 1846, рус. пер. 1898). К. изображает здесь три поколения землевладельцев (с сер. 18 в. до борьбы против земельной ренты в 1840-е гг.). Пессимизм позднего К. выражен в антибурж. утопии "Кратер" ("The crater", 1847, рус. пер. 1867), представляющей собой аллегорич. историю США. Последняя кн. К. "Новые веяния" ("The ways of the hour", 1850) - социальный роман об амер. судопроизводстве.

Творчество К., принадлежащее к раннему периоду амер. романтизма, во многом еще связанное с просветит. лит-рой 18 в., открыло новый мир природы, образы и темы амер. действительности. С большой симпатией отзывался К. о России (письмо Г. Кларку от 8 июля 1848), где его романы приобрели известность уже в 20-х гг. 19 в. Лучшие книги К. привлекли внимание декабристов, В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В конце 19 в. получили распространение переделки романов К. для детей; наследие К. вошло в золотой фонд детской лит-ры. Гуманизм К. отмечал М. Горький.

Сочинения:

Novels, v. 1--32, N. Y., 1859--61; The works, v. 1--33, N. Y., 1895--1900; The letters and journals. Ed. by J. F. Beard, v. 1--4, Camb. (Mass.), 1960--64; в рус. пер. - Соч., т. 1--25, СПБ, 1865--80; 2 изд., 1880--82; Иллюстрир. собр. романов, т. 1--12, СПБ, [1913]; Полн. собр. романов, т. 1--13, М. - Л., 1927--28 (пер. сокр.); 2 изд., 1929--30; Избр. соч., предисл. А. А. Елистратовой, т. 1--6, М., 1961--63.

:

Горький М., [Предисл. к книге Ф. Купера "Следопыт"], Собр. соч., т. 24, М., 1953; Белинский В. Г., "Браво, или Венецианский бандит", Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; 1960; Grossman J., J. F. Cooper, L., [1950]; Shulenberger Spiller Blackburn