Автор: | Ландсбергер А., год: 1926 |
Категория: | Роман |
Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Эмиль. Часть первая, из которой видно, что и квартирный вор может быть симпатичным человеком. (старая орфография)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ,
из которой видно, что и квартирный вор может быть симпатичным человеком.
Как я уже сказал, богачи наших дней, в противоположность прежним, всю свою жизнь остававшимся маленькими людьми, проявляют в убранстве своих жилищ, в выборе платья и в разных других вещах много вкуса, говорящого о культуре, которой они ни в коем случае не могли проникнуться со вчера на сегодня. Но способность приспособления у людей не увеличилась. Причины этого превращения лежат глубже и весьма неутешительны. По-моему, их следует искать в исчезновении всяких индивидуальных особенностей у людей нашей эпохи. Прежде каждый человек представлял собою определенный тип, который проявлялся не только внешне, и который нельзя было стереть так же просто, как рисунок мелом на грифельной доске. Независимо от того, было ли то, что они находили красивым, изящно или безвкусно, - они имели свое суждение, и им и в голову не приходило, приносит его в жертву моде. Теперь же они превратились в стадо. Декораторы-мебельщики от них в восторге: "Современные богачи настолько умны, что предоставляют нам полную самостоятельность. Правда, въезжая в готовую квартиру, они иногда немного удивленно спрашивают: "А это красиво?". Но, если им отвечают: "Это самая последняя мода", они вполне удовлетворяются. Быть в наши дни декоратором - одно удовольствие!".
При этом забывают, что квартира и обитатели её должны составлять одно целое и что десятипудовая жена мясника среди мебели Людовика XIV производит весьма комическое впечатление.
* * *
Так! Легко представит, что и Курт Редлих не особенно вязался с виллой в Грюневальде, отделанной лучшим архитектором.
Пройдем в его салон. Он непосредственно примыкает к огромному, увешанному гобеленами, вестибюлю. Правда, нельзя еще хорошенько разобрать, в каком стиле отделан этот салон: ампир ли это, Людовик XV или XIV? Уже полночь, и комната не освещена. Но сам хозяин виллы и сегодня еще, на восьмом году, путается в стилях своих десяти комнат. Вообще, условимся по возможности не удивляться тому, что произойдет в ближайшее время. Тогда, быть может, мы скорее подберем ключ к происшествию, безусловно не обыденному, - иначе какое я имел бы право отнимать у вас ваше драгоценное время? - но, несомненно, правдоподобному по сравнению с многим другим.
Итак, заглянем в погруженный во тьму салон виллы Редлих. Странно! То тут, то там таинственно вспыхивает и пропадает огонек. При остром зрении или в бинокль вы ясно различите, как от темной стены отделяется человеческая фигурка, легко перебегающая с места на место. Теперь, когда из окна на фигурку падает слабый лунный луч, видно, что это молодая апашка, - ведь оне еще не вывелись, - стройная, с бледным лицом и большими черными глазами, изящная как газель, с карманным фонариком в руках, которым она шарит по всем углам, чтоб осветит комнату.
Вдруг она вздрагивает, склоняет голову на бок, прислушивается. Скрежет в замочной скважине дверей, ведущих из вестибюля на улицу! Она бросается к окну, но поздно! - дверь отворяется, и слышатся голоса. Девушка прячется за подлинную японскую ширму, настоящую стоимость которой хозяин виллы предлагает отгадать каждому посетителю, конечно - не из тех, кто, подобно молодой апашке, наносит ему визит среди ночи..
Покой нарушен, и темноте наступил конец. Море света, льющееся с потолка и стен, озаряет вестибюль. Входит Констанция в шикарном вечернем туалете, за ней - Курт Редлих в пальто и цилиндре. Картина напоминает сцену из оперетки, и так и ждешь, что эта комическая пара выступить вперед, сбросит пальто и пропоет дуэт.
"Плохой спектакль!" - мелькает у вас мысль, но очень скоро вы замечаете, что находитесь на ложном пути: - этим двум совсем не до дуэта!.. Оживленно споря, они входят в салон, где тоже вспыхивает свет.
- А я повторяю тебе... - заявляет, повысив голос, Констанция, и бросает манто на кушетку. Но Курт Редлих не дает ей договорить:
- А я утверждаю...
- Что уже во втором роунде...
- Виллс...
- Нет! Самсон!
- Должен был дать нокаут.
Констанция вся дрожит от волнения:
- Но, папа, разве ты не видел?
- Я не слепой!
- Здоровый удар!
-...если бы Виллс воспользовался промахом...
- Если бы! Если бы!
-...и нанес ему appercount.
- Но он не нанес его!
- Вот именно!
- Потому что он балда!
- Он герой!
- Ночной колпак!
- Я люблю его!
- Ты сошла с ума!
- Папа! Успокойся!
- Ты способна подарит мне зятька-боксера.
- Хороший боксер зарабатывает двадцать тысяч фунтов в год.
- Нас это не устраивает: нам нужно генеалогическое дерево.
- Мне прежде всего нужен муж.
- Обладатель старого и хорошого имени тоже может быт мужем!
- На эксперименты я несогласна. В боксере я по крайней мере уверена, что он мужчина.
- Имей в виду: сегодня мы в последний раз на боксе.
- Но там мы в лучшем обществе.
- Наплевать мне на него!
- Я бы хотел, чтобы мы могли себе это позволит.
- А я вот - позволю себе!
- Мы для этого еще не окрепли.
- Говори, что хочешь, папа: мой муж должен быть героем!
- Может, укротителем зверей?
- Я могла бы полюбить и такого.
- Ты сошла с ума!
- Возможно.
- Я упрячу тебя в монастырь!
- На бирже тебя высмеют.
-...в санаторию!...
- Там у меня найдут наследственное предрасположение...
- Девчонка!
-...или дурноое воспитание.
Слова сыпались как фейерверк, в таком темпе, что апашка за японской ширмой (какое прекрасное название для фильма!) едва успевала слушать. Противники держались стойко, пока Констанция не попрекнула отца дурным воспитанием: этот удар сразил Редлиха, Он сдался.
Победительница Констанция поправляла перед зеркалом прическу, между тем как Редлих, тяжело дыша, ходил взад и вперед по зале. Затем он подошел к окну и сказал раздраженным тоном:
- Иоганн опять не спустил жалюзи.
- В таком случае пусть их спускает портье!
- Иоганн говорит, что портье не полагается входить в комнаты господ.
Редлих разсвирепел:
- Значит, я должен делать это сам, - закричал он, спуская жалюзи.
- Папа! - в ужасе воскликнула Констанция: - если Иоганн это увидит!
Редлих, все еще возившийся с жалюзи, ответил:
- Позавчера ночью в одиннадцатом номере украли ковры, вчера в девятом - серебро, и, если эта шайка не суеверна и не испугается седьмого номера, то сегодня наша очередь.
- Что-ж такого - при твоем богатстве!
- Конечно, мы можем себе это позволить!
- Вот видишь, папа!
Тем временем Редлих совсем спустил жалюзи и сердито ответил:
- Но я не потерплю в своем доме взломщика!
- А я ничего против не имею!
Редлих в ужасе повернулся к Констанции:
- Что это значит?
- А то, что я хотела бы пережит что-нибудь выходящее из рамок обыденного и связанное с опасностью.
- А каток, танцы, верховая езда!
- От этого еще никто не умирал.
- Ты должна радоваться, что все твои желания исполняются, и ты живешь спокойно.
Редлих подошел к дочери, покачал головой и сказал:
- Ты с каждым днем становишься все сумасброднее. - Затем он протянул ей руку: - Пойди, выспись, - и вышел из комнаты.
Редлих ушел. Констанция еще несколько мгновений постояла в раздумья:
- При моей незадачливости, - пробормотала она, - они, конечно, споткнутся о цифру семь. Но ведь есть люди, для которых семерка - счастливое число; и, кроме того, только трусы суеверны, а уж преступник наверно не знает страха!
Разсуждая таким образом, она подошла к маленькому стенному шкалику и достала оттуда нечто вроде мышеловки. Она поставила ее в ящик письменного стола, где мышеловка как-раз поместилась, заперла его и направилась к двери. Но, взявшись за дверную ручку, она остановилась, подбежала к окну и осторожно подняла жалюзи.
"Открыть окно? - поколебалась она и затем решила: - Я приоткрою его." Едва успела она сделать это, как ее охватило сомнение.
"Не значит ли это играть с огнем? - спросила она себя и хотела-было захлопнут окно. Но в последний момент она решила оставит его открытым и успокоила свою совесть: - Ведь не сразу же кто-нибудь влезет!". Затем потушила свет и ушла.
Несколько мгновений царила мертвая тишина. Потом из-за ширмы показалась голова апашки, а за нею медленно высунулась и рука с фонарем. Она осветила комнату, вышла из-за ширмы, на цыпочках подбежала к двери, прислушалась и, убедившись, что все спокойно, зажгла лампу, стоявшую на столе: Теперь комната была полуосвещена. Потом она скользнула к окну, которое было только прикрыто, распахнула его и фонариком подала кому-то знак. Через несколько мгновений за подоконник ухватились руки, освещенные фонарем; за ними показалась голова мужчины. Он был в кепке, с шарфом, обмотанным вокруг шеи. Лицо его было не банально: резкий профиль, тонкий нос, высокий лоб, умные глаза - и в углах рта суровая складка, которая указывала скорее на энергию, чем на преступность.
Он предварительно спросил:
- Все в порядке?
- Разве иначе я подала бы знак?
Мужчина влез. Он окинул комнату взглядом:
- Наводка не обманула. Хороший дом!
- Ведь по ночам ты бываешь только в лучших домах, - ответила девушка.
Симпатичный молодой человек уже сидел на полу, скатывая шелковые персидские ковры. Перед ним лежали новейшия орудия взлома и револьвер.
- Помоги! - сказал он.
Девушка опустилась рядом с ним на колена и начала помогать ему.
- Шикарный сумах! - сказала она.
- Во сколько ты его ценить?
- На лисью шубку хватить.
- На это я денег не трачу. Я тебе достану ее и так!
Тем временем ковер был свернуть, и мужчина сказал:
- Подымай!
Девушка напряглась, но уронила ковер и простонала:
- Слишком тяжело! - Она взглянула на свои руки. - Больно!
- Позови Антона!
Девушка поднялась, подошла к окну и вновь подала знак фонариком. Прошло немного времени, и на подоконнике снова показались руки - на этот раз это были лапищи, а вслед за ними вынырнула голова - тяжелая и громадная. У незнакомца было скуластое лицо, низкий лоб, маленькие глазки, толстый нос и виноватый мягкий рот.
Неуклюже, по-тюленьи, он влез в окно.
- Тише! - предупредила девушка, когда Антон, спустившись на паркет, спросил:
- Не можешь справиться, Эмиль?
Молодой человек, о котором мы наконец узнали, что его зовут Эмилем, скреб ножом серебрянные вазы.
- Настоящия? - спросила девушка.
- Да.
- Проклятые монограммы!
- Пока они в моде, мы никогда не добьемся удачи.
- Значит, расплавить?
- Сегодня же ночью.
- Жаль, красивый фасон! - пожалела девушка.
- Можно было б загнать за хорошия деньги!
Девушка осветила вестибюль и заметила:
Они наверно достались ему легче, чем нам!
Эмиль прибавил:
- Ему не пришлось рисковать головой!
Он вынул из мешка, куда сложил серебро, несколько ножей и вилок.
- Так! - сказал он. - По четверти дюжины каждого сорта можно оставить ему.
Девушка, тем временем заглянув в библиотеку, сказала:
- Хорошия у него вещи!
- Покажи-ка! - ответил Эмиль и взял у нея несколько роскошно переплетенных книг. Затем, лицом и голосом выражал безграничное презрение, он прибавил:
- Выскочка.
- Почему? - спросила девушка.
- Классики в настоящем сафьяне - не читаны. Но взгляни-ка сюда! - Он сунул ей под нос несколько тоненьких, совершенно растрепанных книжек: уголовный кодекс и устав конкурсного судопроизводства - на каждой странице жирные пятна и пометки!
- Значит - шибер!
Он вернулся к буфету с серебром, вынул только-что отложенные ножи и вилки и сунул их обратно в мешок:
- С такими людьми я не церемонюсь! Так! На сегодня, пожалуй, достаточно! А теперь - осторожно назад!
Антон потянул мешок и с помощью девушки вылез. Затем он ловко подхватил вещи и скрылся.
Девушка повернулась к Эмилю, который обчищал письменный стол, перебирая пачки акций.
- Германский государственный заем! - сказал он и презрительным движением сунул бумаги назад в ящик. Он вынул другую пачку, прочел: - "Акции британских алмазных копей"! - и, ухмыляясь, спрятал их в карман. Затем он встал и осторожно пощупал ящик, который Констанция, уходя, заперла. Он вскрыл его при помощи одного из инструментов, сунул в него руку и громко вскрикнул:
- Ай!
Рука его была крепко ущемлена.
- Позови Антона! - приказал Эмиль сквозь слезы.
- Он ничего не сможет сделать, - ответила она
- Попробуй выдвинуть ящик.
Они потянули, но какой-то механизм удерживал ящик.
В соседней комнате послышался шорох. Они прислушались. Чей-то дрожащий от страха мужской голос нерешительно говорил, очевидно - в телефон:
- Грабители! На помощь! Вилленштрассе семь!
Эмиль указал на воровские инструменты и шепнул девушке:
- Топор!
- Что... должна я... сделать? - спросила она со страхом.
- Отруби пальцы!
- Лучше я сама себя убью!
- Это меня не освободить!
Девушка стояла возле него с топором в руках и не знала, что ей делать.
Эмиль корчился от боли.
- Ударь! - торопил он ее.
Она занесла топор, но не ударила, а сказала сквозь слезы:
- Эмиль, я не могу!
- Тогда спасайся!
Она ответила твердо:
- Ты принесешь мне больше пользы, если будешь на воле. - Свободной рукой он опустошил свои карманы и протянул девушке кредитки: - Хорошенько сохранить! - сказал он. - И не продешевить ковры!
Девушка, рыдая попросила:
- Попробуй еще раз!
Эмиль крепко стиснул зубы.
- Сдавливает все сильнее, - сказал он и громко крикнул: - Иди!
Она обняла его. Они поцеловались.
- Иди! - приказал он, и она подошла, рыдая, к окну и исчезла.
Пока Эмиль напряженно вглядывался в дверь комнаты, откуда только-что телефонировали в полицию, безшумно, незаметно распахнулась другая дверь - и за его спиной очутилась Констанция в ночном туалете, поверх которого она небрежно накинула шелковое матинэ. Без страха и с интересом разсматривала она свою жертву. После, долгого молчания она сказала:
- Наконец-то!
Эмиль обернулся. Они смотрели друг на друга. Указав на свою руку, он презрительно сказал:
- Так ловят только зверей!
- Я люблю зверей, - ответила она и подошла ближе. - Надеюсь, что и вы принадлежите к их числу?
Он отвернулся. Констанция внимательно разглядывала его. Затем она протянула:
- Значить, вот как выглядит преступник!
- Эта штука искалечит мне руку! - сказал он.
Но Констанция вся была поглощена созерцанием своей жертвы.
- Чудесно! - воскликнула она. - Совершенно такой, каким я вас себе представляла.
- Что это значит? - спросил он удивленно.
Она ответила: - А то, что я давно мечтала об этой минуте.
- О вас или о ком-нибудь другом.
- Освободите меня! - потребовал он и закусил губы от боли.
- Вы убийца?
Эмиль принял её вопрос за насмешку, подскочил и угрожающим тоном крикнул:
- Я вам покажу!
- Чудесно, чудесно! - Она еще ближе подошла к нему. - Вы уже много народу убили?
- Думаю, что вы будете первой! - в бешенстве прошипел он.
- Божественно! - в восторге воскликнула, Констанция, а Эмиль прорычал:
- Освободите меня!
Констанция дружелюбно кивнула головой и обещала:
- Немного погодя.
- Ведь не вы будете меня кормит, если рука пойдет к чорту и я больше не смогу работать!
- Вы работаете? - спросила она разочарованно.
Он указал на разгромленную комнату и ответил насмешливо:
- Может быть, вы осмотритесь кругом?
- Здорово! Вы знаете свое дело! - И, подойдя вплотную к нему, спросила: - Вы очень сильный?
- Я не советую, вам испытывать, - ответил он, схватил ее левой рукой, опрокинул на стол и крепко прижал,
- Мне больно! - закричала она.
Он нагнулся к ней и пригрозил:
В этот момент в комнату из дверей налево вкатился дрожащий от страха Редлих в пижаме. Сначала казалось, что он хочет броситься на Эмиля. Но на почтительном разстоянии он остановился и, заламывая руки, начал его умолять:
- Не отягощайте своей совести убийством!
Эмиль отпустил Констанцию и сказал:
- Какое вам дело до моей совести? Я хочу вырваться из капкана.
Констанция вскочила, между тем, как Редлих, который от страха все еще не разобрал, что Эмиль в ловушке, продолжал молить:
- Берите все, что хотите! Только не трогайте моие дитя и меня! Идите! Идите! Кто же вас держит?
- Мерзавец! - ответил Эмиль. - Ставит капканы в письменный стол, а потом спрашивает, как дурак, кто меня держит!
- Папа об этом ничего не знает, - воскликнула Констанция. - Поставила его я из любопытства, а не для того, чтобы причинить вам боль.
Редлих, который наконец увидел и понял все, вновь обрел уверенность и даже как будто вырос. Он улыбнулся и сказал:
- Умница, дочка, умница!
Констанция обратилась к Эмилю:
- А если я теперь освобожу вас?
Редлих, только-что сделавший несколько шагов по направлению к письменному столу, отскочил и крикнул:
- Ты сошла с ума? Он убьет нас!
- Клянусь, что я помог бы вам получить обратно ваши вещи!
Только после этих слов Редлих осмотрелся и понял, что его ограбили.
- Вы негодяй! - набросился он на Эмиля. - Подлец!
- Но, папа! - укоризненно сказала Констанция. - Ведь ты же его совсем не знаешь!
- Мои драгоценные ковры! - охал Редлих. - Мне хочется избить негодяя.
- Обращаю ваше внимание на то, что моя левая рука еще свободна, - после чего Редлих опустил занесенную руку, отошел на шаг и ответил:
- Свободна, да не надолго! Будьте спокойны!
- Все-же минут на семь или на восемь, - заметил Эмиль.
- С чего вы это взяли? - спросил Редлих.
- Ближайший полицейский пост находится на разстоянии двенадцати минут отсюда. Пять минут тому назад вы звонили в уголовную полицию.
- Как тебе не стыдно, папа! - возмущенно воскликнула Констанция, а когда тот ответил:
- Я тебя не понимаю, - она прибавила:
- Мы и без полиции могли бы сговориться с этим господином.
- И, наверно, даже скорее и лучше, - подтвердил Эмил, после чего Констанция опять повернулась к отцу и сказала:
- Вот видишь, папа!
Но Редлих заявил:
- Какие тут могут быть разговоры, когда мы ограблены?
Эмиль протянул ему свободной рукой брошюру "Конкурсное судопроизводство" и на вопрос Редлиха:
- Это что такое? - ответил:
- А сами, разве вы не грабили ближних?
- А ведь он прав! - сказала Констанция.
- Ты становишься на его сторону?
- Я стараюсь вас примирить!
- Взломщика и меня?
"Конкурсное судопроизводство", лежавшее перед ним на столе. - Я веду дела и с обманщиками, если они гарантируют мне барыш...
- Не хотите ли вы сказать, что я..?
- О, нет! Для меня вы такой же делец, как и всякий другой. У вас украли вещи. Случайно мне известно, кто вор.
- Вы!
- Вероятнее всего, в таком случае вместе с вещами скрылся бы и я!
- Ваши сообщники спрятали их в безопасном месте!
- Возможно. Во всяком случае я один знаю, где они находятся сейчас и будут потом.
- Негодяй!
- Не следовало бы ругать человека, с которым через несколько минут вы вступите в интимные деловые отношения...
- А ведь он прав, папа!
- Я совершенно не понимаю, как я с вами...
- Так дайте же мне договорить!
- Полиция может явиться каждую минуту.
- Папа, ведь ты не выдашь его полиции?
- Будьте спокойны, фрейлейн! Ваш папа слишком купец, чтобы хот одну минуту сомневаться, в чем для него большая выгода: в том ли, чтобы послать меня на виселицу, или в том, чтобы получить назад свои вещи.
- Вещи найдет полиция...
- Вы отлично знаете: полиция ничего не находит! Она безсильна, пока не заговорю я. А я, клянусь вам, буду тверд.
- Вас обработают.
- Возможно.
- И тогда вы заговорите!
- Может быть. Только тогда будет поздно! Серебро уже будет расплавлено, а ковры - за границей.
- Ваши условия?
Эмиль улыбнулся и указал на свою правую руку:
- Было бы недостойно вас вступать в сделку с человеком, находящимся в таком стесненном положении.
- А ведь он прав, папа!
- Если вас освободить, вы убьете нас и сбежите.
- Так как я явился к вам не совсем поджентльменски, то готов пойти на уступки.
- Ты не находишь, папа, что он говорит совсем как твои деловые друзья?
- Он надует меня!
- Папа, разве тебя может кто-нибудь надуть?!
- Итак, какие вы имеете предложить гарантии?
- В брючном кармане сзади у меня револьвер.
Редлих, который едва успел оправиться от испуга, воскликнул:
- Ужасно!
- Шестизарядный...
- Чудовищно!
- Но, папа, на то ведь он и преступник!
- К сожалению, я не могу дотянуться туда левой рукой.
- Слава Богу! - воскликнул Редлих и облегченно вздохнул.
- Если бы я мог достать его, вся эта история протекла бы для меня гораздо глаже.
- Это я и собираюсь сделать! - ответил Эмиль, подставил ему спину и сказал: - Пожалуйста, достаньте его.
- Ты видишь, папа, он поступает честно!
Редлих, не решавшийся подойти, робко спросил:
- А вы не задушите меня левой рукой?
- Это было бы безумием, раз я пойман и каждую минуту может нагрянуть полиция.
- Если ты боишься, папа, это сделаю я. Где, вы говорите, находится оружие?
- Сзади, с правой стороны, с вашего разрешения!
- В таком случае для меня это не совсем удобно, - заметила Констанция.
- Позвольте, ведь это же чисто деловые отношения!
- Раз вы находите! - ответила Констанция и слегка смущенно подошла к нему.
- Осторожно, дитя мое! - сказал Редлих, в то время, как Констанция вытаскивала револьвер из задняго кармана брюк Эмиля.
Редлих отобрал у нея револьвер, осмотрел его и сказал:
- Должно быть, очень опасная штучка?
- Руку прочь от курка! - закричал Эмиль. - Отведите дуло. Вы прострелите себе живот.
- Как он заботится о тебе, папа!
- Будьте осторожны, не натворите беды!
- Мне еще никогда не приходилось держат в руках такую вещицу.
- Зато вы умеете разбираться в конкурсных и вексельных уставах. Каждый в своей области!
Констанция достала нечто вроде ключика, сунула его в какой-то замочек в письменном столе - и дверца капкана отскочила. Эмиль высвободил руку.
- Ближайшие несколько часов я совсем не смогу владеть рукой, - ответил Эмиль.
- Слава Богу! - воскликнул Редлих и облегченно вздохнул. Следя за движениями Эмиля, он наводил на него револьвер. Эмиль, хотя и видел это, но не обращал внимания на Редлиха, Он заметил, словно в гостях у старого приятеля:
- Не мешало бы все-таки присесть!
- Да, стулья ведь почти все, что вы нам оставили, - с горечью сказал Редлих.
- Не говорите, - ответил Эмиль и указал на несколько драгоценных ваз, картин и книг. - Я нахожу, что мы работали довольно слабо.
- Надеюсь, что тем больше усердия вы проявите при возвращении мне моих вещей.
- Будьте спокойны! Все или ничего. Полумеры мне противны. - Затем, с помощью Констанции, он придвинул три кресла к столу, на котором еще час тому назад лежала скатерть и стояла ваза с цветами.
- Как пусто! - сказала Констанция.
- Клянусь, фрейлейн, если бы я предвидел наше знакомство, скатерть не уплыла бы с остальными вещами.
- Я сейчас принесу другую, - ответила она и быстро вышла из комнаты.
В противоположност Констанции, чувствовавшей себя весьма непринужденной, Редлих все это время,
- Прошу прощения, иначе сказать невозможно, - потел от страха. Он все еще сжимал в руке револьвер, нагонявший на него гораздо больше страху, чем на Эмиля, на которого было направлено дуло. Когда Констанция захотела выйти из комнаты и оставить его наедине с Эмилем, он испуганно закричал:
- Не надо, Констанция! Останься!
Но она уже вышла и вернулась. Эмиль вынул портсигар и протянул его Редлиху со словами:
- Так как вы не предлагаете, то позвольте мне...
- Как невежливо! - побранила Констанция, разстелила скатерть, поставила на стол цветы и сказала:
- Может быть, вы предпочитаете сигару?
- Откровенно говоря, да!
- Так принеси же, папа!
- Надень шлафрок! - крикнула она ему вслед, и затем снова повернулась к Эмилю: - Уж вы извините папу: у него свои предразсудки.
- Я не обижаюсь, - вежливо ответил Эмиль. - Такого рода случаи ведь не обыденное явление.
- Меня пленяет только из ряду вон выходящее. Господи, Боже мой, как распухла ваша рука! Я принесу воды и сделаю примочку.
- Не причиняйте себе лишних хлопот! Все обойдется!
Но Констанция уже направилась в вестибюль.
- У меня все под рукой, - ответила она и сейчас же вернулась с кувшином воды и чистым полотенцем. Она придвинула стул, села и начала прикладывать мокрое полотенце к руке Эмиля.
- Право, очень мило с вашей стороны, что вы сами исправляете причиненную вами беду.
Редлих, вошедший в шлафроке, увидел эту картину и едва, не выронил от удивления ящики с сигарами. Как ни комично было само по себе, что Редлих угощал сигарами человека, ограбившого его, - еще более характерным для шибера оказалось то, что даже в подобном положении он приволок сразу целую гору сигарных ящичков, чтобы показать свое богатство.
Он поставил их на стол, взял револьвер, раскрыл один из ящиков и отрывисто сказал:
- Пожалуйста!
- Да разве ты не видишь, папа, что у него заняты руки? - И Редлих сам вынул сигару, обрезал, протянул ее Эмилю и дал ему огня.
- Благодарю вас! - сказал Эмиль, с удовольствием затянулся и заметил: - Я всегда находил, что гораздо приятнее беседовать, покуривая сигару.
- Но мы как будто хотели поговорить о делах, - возразил не слишком вежливым тоном Редлих.
- С удовольствием! Теперь, когда опасность миновала...
- Вы считаете, что нам грозила опасность? - спросила Констанция. И, когда Эмиль указал на револьвер в руках Редлиха, она продолжала: - Вы бы стреляли?
- В вас - едва ли!
- А в папу?
- Смотря по обстоятельствам...
У Редлиха револьвер от страха выпал из рук.
- Вот оно, долгожданное приключение, и мы обязаны им вам! Вы даже представить себе не можете, до чего глупа жизнь!
- О, нет, могу! По крайней мере иногда!..
- Разве ваша профессия такая скучная?
- Профессия - нет! Но передышки...
- Зачем же вы делаете передышки?
- Я их не делаю. Об этом заботятся другие. А это в свою очередь - их профессия.
- Ведь мы же собирались поговорить о делах, - снова вставил Редлих.
- Верно! Итак, мое дело совсем простое: я раздобываю ковры, серебро, драгоценности, одним словом все, что имеет определенную ценность...
- Как мы видим на опыте!
- Папа, не прерывай же!
- На этом, в сущности, моя деятельность кончается, потому что затем на нас набрасываются скупщики...
- Нет, укрыватели награбленного!
- Ты ведь слышишь, папа: скупщики!
- И в течение нескольких часов мы разбазариваем весь "слам" и опят готовы к новым подвигам.
- Какая, должно быть, волнующая жизнь! - сказала Констанция.
- Конечно! Такие случаи, как сегодня, бывают редко.
Теперь, казалось, заинтересовался и Редлих.
- Вы продаете тому, кто дает наивысшую цену? - спросил он.
- Для этого наш "слам" слишком горяч!
- Ах, да! Простите! Это на нашем жаргоне. "Слам" - это товар.
- Понимаю! Вы разбазариваете за безценок вещи, потому, что они, так сказать, жгут вам руки?
- Я поражаюсь, как быстро вы постигли сущность моей профессии.
- И это всегда одни и те же укрыватели?
- Все на перечет!
- Одни, вероятно, специалисты по коврам, другие - по серебру...
- Нет, ваша понятливость, господин... да, ведь я еще не знаю вашего имени. - Он встал и представился: - Эмиль Вольгемут, по прозванию "Червонный Туз".
- Красивое имя, - вздохнула Констанция и знаками уговорила отца, поклониться и ответить:
- Мое имя вам, вероятно, известно.
- К сожалению, нет! Ведь я зашел сюда не по парадной лестнице, а... - И он указал на окно, которое все еще было приоткрыто.
- Констанция, закрой окно! - приказал Редлих.
- Пока я здесь, вам нечего бояться; но я все еще не знаю, с кем имею удовольствие...
И, так как Редлих молчал, то ответила Констанция:
- Наша фамилия Редлих, господин Вольгемут.
Эмиль отвесил поклон и снова сел. Затем он начал:
- Итак, господин Редлих, вы попали в точку. Имеются специалисты по серебру, по драгоценностям, по коврам, по одежде.
- Вы заранее уславливаетесь о сбыте?
- По мере возможности. Это облегчает ликвидацию.
- Ведь иначе вам пришлось бы позаботиться о хранилище?
- Что вызвало бы лишние расходы и увеличило бы опасность...
- Как будто вы десять лет работали в нашем деле! - ответил Эмиль.
- Позвольте, позвольте! - уклонился Редлих.
- Ведь папа купец, господин Вольгемут.
- Как платят укрыватели?
- Скупщики, папа!
- Отвратительно!
- Вероятно, они пользуются вашим шатким положением?
- Браво! - воскликнул Эмиль и похлопал Редлиха по плечу.
- И в то время, как вы рискуете собственной шкурой, они загребают себе барыши.
- Шайка, доложу вам! Автомобили! Шампанское! Женщины! А мы... - Он указал на свою обтрепанную одежду. - Ну, да вы сами видите!
- Поддерживаете ли вы связь друг с другом?
- Мы-то? Конечно!
- И куда попадают вещи?
- Это уж не так просто!
- Но вы можете разузнать, вам скажут?
- Разумеется, если я спрошу. Но на что мне это?
- При известных условиях пригодится и даже очень!
Озадаченный Эмиль посмотрел на него и спросил:
- Мне мерещится одно дело. Большое дело!
- Для кого?
- Для нас обоих...
- Не может быт!
- Вы знаете, что из двадцати ограбленных ни один еще не получил обратно своих вещей! Грабителей, правда, часто ловят и наказывают...
- Верно, - согласился Эмиль с печальной иронией.
-...во славу правосудия...
- Смотря что называть правосудием, милый Редлих!
- А потерпевшие не видят своих вещей, несмотря на объявленное вознаграждение.
- И вы знаете способ, чтобы мы оставались безнаказанными, а эти... как вы их назвали?
- Потерпевшие...
- Верно!.. а потерпевшие получали бы назад свои вещи?
- Важнее последнее!
- Первое, откровенно говоря, интересует меня больше.
- Мы пойдем рука-об-руку - мы учредим общество...
- Вы и я? - спросил Эмиль, который не верил своим ушам.
- Да! Я учредитель, так сказать, а поскольку вы производите на меня...
- Вот видишь, папа! - радостно воскликнула Констанция.
- Что такое? - спросил Редлих.
- Не совсем, положим, такое, но во всяком случае дельное...
- Действительно, я не глуп!
- Есть у вас еще побочная профессия?
- Была...
- Но вы больше ею не занимаетесь?
- При осуществлении моих... ночных... ну, как бы сказать..
- Эскапад! - помогла Констанция.
- Очень вам признателен! - сказал Эмиль, отвешивая поклон. - Итак, при моих эскападах у меня есть возможность прибегать иногда и к своей прежней специальности.
- Разрешите спросить?
- По основной моей профессии - я корабельный стюард. - Констанция казалась разочарованной. - Но в один прекрасный день в Коломбо на пароход погрузился цирк, с которым в Сингапуре я сошел на берег.
- В качестве кого вы остались в цирке? - спросила Констанция.
- Я должен был ухаживать за дикими зверями.
- Папа!
- Но однажды во время представления на укротителя набросился тигр..
- Чудесно! - вставила Констанция.
-...и отхватил у него руку...
- Он еще жив?
- Насколько мне известно, да. Во всяком случае с того дня я заменил его в качестве укротителя..
- Вы - укротитель зверей? - восхищенно воскликнула Констанция.
- Папа!
- Я слышал.
- А почему же вы переменили профессию?
- Знаете, если долго заниматься этим делом, оно... притупляет ум.
- В нашем обществе вы получите возможность работать головой.
- Ну, я не так уж гонюсь за умственной работой!
- Не будем уклоняться от дела. Итак, мы учреждаем общество для возвращения украденного имущества.
Эмиль недоверчиво взглянул на Редлиха. Затем он сказал:
- Не изощряйтесь: на рискованные дела я всегда согласен, даже с опасностью для жизни, но на подлости - никогда!
- Я вас не понимаю.
- Но я-то вас понял! То, что вы несколько дней будете ходить по голому паркету, вместо персидских ковров, и есть пулярок никкелевыми ножами вместо серебряных, - это ни на минуту не смущает моей совести. Но подводить товарищей я не согласен!
- Да зачем вам их подводить? Напротив, вы сможете мстит.
- Кому?
- Укрывателям.
- Скупщикам, папа!
- Нет, укрывателям! - в бешенстве воскликнул Эмиль. - Негодяи они, мерзавцы!
И Редлих ответил совершенно спокойно:
- Мы будем действовать против них.
- Если бы вы знали, как!
- Они такие пройдохи!
- Папа тоже, господин Вольгемуть!
- Констанция! - укоризненно сказал Редлих. - Что же подумает господин... - И, так как он не мог вспомнить, Эмиль подсказал ему:
- Вольгемуть! Эмиль Вольгемуть! - и Редлих закончил свою фразу:
-...что же господин Вольгемуть подумает обо мне?...
- Я совсем не то хотела сказать, - извинилась Констанция. - Не правда ли, господин Вольгемуть, вы меня поняли?
- Безусловно, фрейлейн....
- Констанция.
- Я могу вас называть так?
- Что пришло вам в голову? - закричал Редлих.
- Тем более, что вы вступаете в компанию с папой...
- В сущности, ваша дочь права...
- Не будем же отвлекаться от дела! Итак, цель общества заключается в том, чтобы возвращать ограбленным похищенное у них имущество.
- Как вы предполагаете это осуществить?
- Во-первых, мы посоветуем публике: не обращайтесь в полицию...
- Господин Редлих, это мне крайне улыбается.
-...мы объясняем, что с помощью полиции можно в лучшем случае добиться поимки и наказания преступников...
- Ты хочешь сказать, укрывателей, папа!
- Пусть будет укрывателей...
- Вследствие чего они безвозвратно погибают для потерпевших...
- Господин Редлих! - сказал Эмиль, широко раскрыв глаза: - я начинаю понимать!
- Ваше дело только выяснит, куда в каждом отдельном случае ваши товарищи отправляют украденное добро...
- Слам, папа!
-...слам.
- Я понимаю, - прервал его Эмиль.
-...а наша организация в ту же ночь его отбирает...
- Это грандиозная мысль! - воскликнул Эмиль.
- Вы понимаете, нто я, с моим общественным положением, могу пойти на такое предприятие только в том случае, если...
- Прекрасно понимаю! - подхватил Эмиль, и Редлих удивленно спросил:
- Простите! что именно?
- Вы ведь хотите сказать: если оно окажется прибыльным...
- Нет! Если оно будет покоиться на этическом основании...
- Этическое основание? - повторил Эмиль, ничего не понимая. - Это еще что такое?
- Оно никому не должно причинять какой бы то ни было несправедливости!
Эмиль казался в высшей степени удивленным:
- И с такими принципами вы разбогатели?
- У каждой вещи своя изнанка, - ответил Редлих и хитро посмотрел на Эмиля. - И у каждого дела, слава Богу, тоже.
- Ах, так! Сначала корка, так сказать - внешний покров...
- И, чем толще внешняя корка, тем более вонюче содержание...
- Эти выражения, мой милый...
- Вольгемут.
- Мой милый Вольгемут, ради деловых отношений вы должны от них отучиться.
- А как вы это называете?
- Процветанием! Конечно, с точки зрения заработка...
- Ах, так! Вы, повидимому, более передовые люди, чем мы.
- Вы забываете, что может пострадать мое общественноое положение...
- Есть о чем заботиться!
- В нашем случае все заработают.
- Когда один зарабатывает, то другой теряет!
- В нашем случае - не так. Положительно, это будет образцом этического предприятия. Оно не боится анализа.
- И именно мне выпало на долю натолкнуть вас на эту мысль?
- Ваши друзья ничего не потеряют...
- Кто же будет им платить?
- Скупщики - точно так же, как до сих пор.
- Те скупщики, у которых вы, повидимому, отберете вещи...
- Они обрадуются, что мы не притянем их к ответу.
- Кровопийцы!
- Не мы заставляли ее работать!
-... ибо мы будем заботиться о том, чтобы наши клиенты отказывались от заявлений.
- Великолепно!
- Что в то же время обезпечивает безопасность вашу и ваших друзей.
- Благодаря чему мы опять-таки действуем этично, - сказал Эмиль, и в этом ясно слышалась ирония.
- Нет! Этическая сторона, - то, за что нас вскоре станут превозносить, как благодетелей рода человеческого, - это возвращение украденных вещей.
- А откуда возьмутся барыши?
- Они получаются оттого, что потерпевший, который до сих пор совершенно безполезно растрачивал свои деньги, время и нервы на полицию и детективов, охотно заплатить от десяти до двадцати процентов стоимости вещей, если сможет без особого труда получить назад свое украденное имущество.
- Столько же платят и скупщики...
- Вы забываете, что, кроме укрепления вашей безопасности, увеличится оборот, господин Вольгемут! Ведь мы будем получат двадцать процентов со всех возвращенных вещей, а не только награбленных вами. Если вы подобьете друзей по возможности усилить свою работу, то прибыли нашего общества выразятся в миллионах...
При слове "миллион" Констанция встала и вышла.
Эмиль раздумывал. После некоторого молчания он спросил:
- А как вы представляете себе наше сотрудничество?
- Это уж дело устава общества.
- Лучше без формальностей: мы будем просто делиться.
- О нет! Предприятие надо поставить широко.
- Денег ведь у вас достаточно?
- Денег - да! Но нам нужна пара звучных имен. Вы понимаете - для показной стороны, чтобы быть обезпеченным против каких бы то ни было случайностей, одним словом: хорошее буржуазное дело!
- Гм! На этом можно заработать! Так, человек пятьдесят сотрудников я могу подобрать, а пожалуй и больше...
- Я берусь поставит дело на пятьдесят грабежей в неделю.
- Для начала этого достаточно.
- Вы, конечно, нас поддержите?
- Каким образом?
- Наводкой...
- Наводкой?
- Я хочу сказать - наводящими указаниями, где с возможно большей безопасностью можно кое-что раздобыт.
- Посколько это не будет находиться в противоречия с моей совестью.
- Этого достаточно.
- Что вы хотите этим сказать? - спросил удивленно Редлих. Эмиль указал на брошюру о производстве конкурсов и заметил:
- Такой знаток законов, как вы, может себе позволить некоторый размах.
- Так как дело идет о кратковременном изъятии и вещи все равно будут возвращены владельцам, то морально я считаю себя совершенно чистым...
- Мы прекрасно понимаем друг друга!
Констанция, которая вернулась в комнату с бутылкой вина и стаканами, спросила:
- Ну, что, господа, вы уже сговорились?
- Мне кажется, что да, - ответил Редлих и протянул Эмилю руку. Они ударили по рукам, и Эмиль сказал:
- Процветем или погибнем!
- А что вы думаете насчет урегулирования этого вопроса? - спросил Редлих и указал на разгромленную комнату?
- Гарантирую, что завтра в это же время у нея будет тот же вид, что вчера, может быть, даже еще лучше.
- За новый деловой союз! - И, так как Редлих замялся, она спросила: - Что случилось, папа?
- Я раздумываю, не лучше ли вам все-таки назваться другим именем; надеюсь, вы не обидитесь на меня?
- С удовольствием! Мне это уже не впервые.
- В таком случае, попрошу вас выбрать неиспользованное вами имя...
Эмиль подумал и сказал:
- Вот это не так просто!
- Я знаю имя! - воскликнула Констанция.
- Ты?
- Герой романа, который я как раз читаю...
- Как его зовут? - спросил Эмиль, и Констанция нерешительно ответила:
- Готхольд Ауфрихтиг.
Все трое переглянулись. Затем Редлих сказал:
- В конце концов, оно не так уж плохо...
- Как я уже сказал: в этом отношении я не мелочен. Если вы находите, что это имя мне к лицу...
- Именно таким, как вы, я представляла себе героя моего романа.
- Господин Ауфрихтиг! 3а нашу новую фирму!
Они не успели чокнуться, как на улице зажужжал подъехавший автомобиль. Собеседники встрепенулись и отставили стаканы. Констанция подбежала к окну и в ужасе закричала:
- Полиция!
- Уголовный розыск! - разочарованно сказал Редлих и опустил голову.
- Господи! Что нам делать? - воскликнула она, а Редлих заохал:
- Наше прекрасное дело!..
Эмиль только покачал головой и сказал:
- Я совершенно не понимаю вашего волнения. Что случилось?
- Ну, так что же? - Он подошел вплотную к Редлиху, обеими руками схватил ворот его шелкового шлафрока и сказал:
- Разрешите на одну секунду? - В тот же момент он уже стащил с него шлафрок и накинул его на себя. С той же вежливостью снял он с ошеломленного Редлиха очки, вынул одно из стекол и сунул его в глаз в виде монокля. Взгляд в зеркало, рукой по волосам - и Эмиль, как законченный джентльмен, подошел к окну, распахнул его, высунулся и крикнул совершенно изменившимся голосом:
- Попрошу вас, господа! Я надеюсь, что грабители оставили двери открытыми.
Затем он вышел в вестибюль, куда в тот же момент вошел комиссар в сопровождении нескольких человек.
Комиссар ответил на приветствие.
- Как хорошо, что вы явились!
- Мы заняли все выходы. Поскольку преступники еще находятся в доме...
Эмиль прервал его на полуслове: