Фридлендер Г. М.: Лессинг Готхольд Эфраим

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Лессинг Г. Э. (О ком идёт речь)

ЛЕССИНГ (Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729, Каменц в Саксонии, - 15.II.1781, Брауншвейг) - нем. писатель, просветитель, один из основоположников нем. классич. лит-ры. Род. в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746--48) и Виттенбергском (1748) ун-тах. Неудовлетворенность схоластич. псевдонаукой и жажда духовной независимости привели Л. в Берлин, где службе при дворе и покровительству знати он предпочел полуголодное существование писателя и журналиста. В 1760--65 Л. - в гуще событий Семилетней войны; он был секретарем прусского генерала Тауэнцина. В 1767--68 Л. участвовал в попытке группы передовых театр. деятелей основать постоянный театр в Гамбурге, к-рый в условиях феод. раздробленности должен был стать оплотом прогрес. нем. культуры. Через 2 года театр потерпел крах. Оставшись без средств, Л. вынужден был принять приглашение захолустного брауншвейгского герцога на скуднооплачиваемую должность библиотекаря в Вольфенбюттеле. Здесь он провел последние годы, борясь с нуждой и лишениями.

Выдающийся писатель-баснописец и драматург, эстетик и лит. критик, Л. сыграл видную роль в истории нем. философии и обществ. мысли. Уже в ранних соч. - комедии "Молодой ученый" ("Der junge Gelehrte", 1747--1748), в баснях и эпиграммах, фрагменте незаконч. трагедии "Самуэль Генци" ("Samuel Henzi", 1749, опубл. 1753) Л. выступил как один из самых смелых и независимых умов Германии. Упрочению его репутации способствовали публицистич. выступления, в к-рых обнаружилось его блестящее иск-во полемиста: ""Vademecum" (памятная книжка - Ред.) для г-на Ланге, пастора в Лаубингене" (1754) и др. Осн. стержнем деятельности Л. была борьба с идеологией абсолютизма, защита интересов широких демократич. слоев, заинтересованных в политич. объединении страны, уничтожении феодализма и сословности, создании демократич. нац. культуры. Юношеские анакреонтич. песни Л. направлены против религ. аскетизма, защищают право человека на радости жизни. Остро сатирич. характер имели его басни и эпиграммы, высмеивающие нравы знати и нем. филистерства. В "Рассуждениях о басне" ("Abhandlungen über die Fabel", 1759) Л. выступил как крупнейший теоретик этого жанра. Требуя от басни простоты, краткости, поучительности, умения выразить общее моральное правило с помощью общедоступного рассказа о простейшем житейском случае, Л. стремился осуществить эту программу в своих прозаич. баснях ("Fabeln", 1759). Ранние нравоучит. комедии Л. написаны в духе господствовавшего в Германии классицизма И. Х. , вызов которому Л. бросил в трагедии "Мисс Сара Сампсон" ("Miss Sara Sampson", 1755), первой в Германии семейной "мещанской" драме, героиня к-рой - добродетельная девушка, соблазненная аристократом. Комедия "Минна фон Барнхельм" ("Minna von Barnhelm", 1767) - первое в нем. лит-ре 18 в. драматич. произв. с живыми нар. типами. В образах благородного майора Тельхейма и его невесты Минны Л. изобразил носителей живого патриотич. чувства в условиях расколотой Семилетней войной, раздробленной феод. Германии. Гуманность Тельхейма и Минны противопоставлена в комедии безразличию Фридриха II и его военщины к судьбам простых людей. В трагедии "Эмилия Галотти" ("Emilia Galotti", 1772), действие к-рой из цензурных соображений перенесено в Италию, Л. в прозрачной форме обрисовал тип слабохарактерного и сластолюбивого мелкого нем. деспота 18 в. Поступок Одоарда Галотти, к-рый убивает дочь, чтобы она не стала княжеской фавориткой, символизирует гневный протест лучших представителей бюргерства против царившего в Германии того времени княжеского произвола. Венцом драматургии Л. явилась драматич. поэма "Натан Мудрый" ("Nathan der Weise", 1779), направленная против церк. реакции в защиту гуманности, равенства и братства народов.

Эстетич. работы Л., в к-рых отразились свойственные его мировоззрению материалистич. тенденции, - одна из вершин передовой бурж.-демократич. эстетики 18 в. Л. отстаивал принцип сближения иск-ва и лит-ры с жизнью и освобождения их от стеснительных, сословно-аристократич. норм. В 17-м из "Писем о новейшей немецкой литературе" ("Briefe die neueste Literatur betreffend", 1759--65) драматургии франц. классицизма с его аристократич. тенденциями, на к-рую ориентировался Готшед, Л. противопоставил реалистич. и демократич. образцы - Шекспира, нем. нар. драму о Фаусте (включенный в это письмо отрывок из незаконч. пьесы Л. "Фауст" явился одним из стимулов к созданию "Фауста" И. В. Гёте). В критич. соч. "Лаокоон..." ("Laokoon, oder эber die Grenzen der Malerei und Poesie", 1766) Л. в противовес принципу идеализации, характерному для поклонника античности И. Винкельмана, обосновал реалистич. учение о поэзии. Предметом изображения в пространственных искусствах - скульптуре и живописи - являются тела, в поэзии же - действия, развивающиеся во времени. Поэзии доступна более широкая сфера изображения, чем живописи и скульптуре, она способна охватить жизнь во всем ее богатстве, передать ее динамику. Борьбу с эстетикой классицизма Л. продолжил в "Гамбургской драматургии" ("Hamburgische Dramaturgie", Bd 1--2, 1767--69), где заложены теоретич. основы нем. нац. реалистич. театра и драмы. Л. рассматривает здесь театр как трибуну, как "добавление к законам" (см. Избр. произв., М., 1953, с. 519), служащее орудием обществ. воспитания. Задача драматургии и театра - правдивое воспроизведение всей полноты жизни. Требуя от театра естественности, правдивости, простоты формы, Л. подвергает суровой критике франц. трагедию 17 в. за холодность, аффектированность - результат мертвящего влияния придворного "общества". По убеждению Л., трагедия должна изображать возвышенные и трагич. переживания не только одних королей, но и простых людей. Как и др. просветители-рационалисты, Л. не вполне преодолел внеисторич. отношение своих предшественников к "Поэтике" Аристотеля, хотя дал новое творческое ее истолкование. Осн. законом драмы, по Л., является единство действия, единства же времени и места, на соблюдении к-рых настаивали теоретики классицизма, необязательны, они ведут к безжизненной "правильности". Типичность в иск-ве может иметь многообразный характер. Цель трагедии - возбуждать в зрителе не только ужас, но и сострадание, воспитывая в нем силу и мужество, соединенные с отзывчивостью. Величайшей заслугой Л. является высокая оценка Шекспира, драмы к-рого он сблизил с антич. драматургией и противопоставил трагедиям 17 в.

"Письма антикварного содержания" ("Briefe antiquarischen Inhalts", 1768--1769) - против влиятельного псевдоученого-антиквара Клотца, и особенно памфлет "Анти-Гёце" ("Anti-Goeze", 1778) - против реакционера-доносчика пастора Гёце. В первом Л. выступил с осуждением мертвой, оторванной от жизни схоластич. науки, а во втором защищал права свободного научного исследования от посягательств церк. реакции. В философ. соч. Л. опирался на идеи Б. Спинозы и Г. В. Лейбница, истолковав их материалистически (см. запись его разговора с Ф. Г. Якоби, 1780, сделанную последним в кн.: "Об учении Спинозы", 1785), защищал независимость науки и нравственности от религии. В соч. "Воспитание человеческого рода" ("Erziehung des Menschengeschlechts", 1780) Л. доказывал, что различные религии являются ступенями на пути "воспитания" человечества, зрелость к-рого приведет к полному освобождению от религии, торжеству разума и справедливости. В соч. "Эрнст и Фальк" (1778--80), посвященном критике религии, феод. общества и гос-ва, получили выражение диалектич. догадки о противоречиях обществ. развития, но вместе с тем проявилась характерная для нем. Просвещения созерцательность, надежды на медленный, стихийный прогресс культуры, что составляет слабую сторону взглядов Л.

"...Отец новой немецкой литературы", по определению Н. Г. Чернышевского (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 9), Л. нашел продолжателей своего дела в лице И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др. деятелей Германии. Высокую оценку Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, рус. революц. демократы. В России драматургия Л. стала известна еще в 18 в. В 1788 Н. М. Карамзин напечатал перевод "Эмилии Галотти". О Л.-драматурге и теоретике драмы сочувственно отзывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев. Чернышевский посвятил Л. монографию (1857), где осветил его историч. роль и борьбу за преобразование нем. лит-ры. Марксистскую оценку деятельности Л., разоблачающую реакц. фальсификацию его наследия бурж. наукой, дал Ф. Меринг в "Легенде о Лессинге" (1893).

Соч.: Sämthche Schriften, 3 Aufl., Bd 1--23, Stuttg., 1886--1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень лит-ры о Лессинге с 1749 по 1919); Werke, Tl 1--25, В., 1925--35; Gesammelte Werke, Bd 1--10, В., 1954--58; Auswahl, Bd 1--3, Lpz., 1952; Briefe von und an G. E. Lessing, Bd 1--5, Lpz., 1904--07; Gespräche, В., 1924; в рус. пер. - Соч., т. 1--5, СПБ, 1882--83; Собр. соч., т. 1--10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953; Драмы, М. - Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. - Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

 Добролюбов Н. А., Лаокоон... Соч. Лессинга. [Рец.], Собр. соч., т. 4, М. - Л., 1962; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956;  И., Теория драмы Лессинга, в его кн.: Избр. статьи, М., 1957; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957;  Манн Т., Памяти Лессинга, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Манн Г., Лессинг, Соч., т. 8, М., 1958;  M., Lessing und Aristoteles, 2 Aufl., Fr./M., [1957]; Mann Schneider ünch., [1961]; Szarota E. M., Lessings "Laokoon", Weimar, 1959; Rilla Braun Korff Seidel S., G. E. Lessing, 1729--1781. Eine EinfЭhrung in sein Leben und Werk, B., 1963.