Михайлов А. Д.: Мариво

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Мариво П. К. (О ком идёт речь)

Представитель раннего Просвещения, М. примкнул к правому его крылу. Он испытал воздействие идей англ. просветителей с характерным для них духом компромисса между дворянством и буржуазией. Поэтому в творчество М. сильна морально-назидат. тенденция. Подражая Дж. Аддисопу и Р. Стилу, М. изд. журн. "Le Spectateur français" ("Французский зритель", 1721--24), "L'indigent philosophe" ("Неимущий философ", 1726--27), "Le Cabinet du philosophe" ("Кабинет философа", 1734). Сблизившись с Б. Фонтенелем, М. принял участие в "споре о древних и новых авторах"; в бурлескной поэме "Илиада наизнанку" ("Iliade travestie", 1716) и пародийном сатирич. романе "Телемак наизнанку" ("Le Télémaque travesti", написан 1717, изд. 1736) М. высмеивает сторонников классицизма. Роман "Карета, застрявшая в грязи" ("La voiture embourbée", 1714), пародирующий стиль прециозной лит-ры, свидетельствует о решит. повороте М. к реализму. Его вершин М. достиг в 30-е гг., когда создал свои лучшие книги: романы "Жизнь Марианны" ("La vie de Marianne", pt. 1--11, 1731--41) и "Крестьянин, вышедший в люди" ("Le paysan parvenu", 1734--35). В них сложная внутр. жизнь персонажей, раскрытая с большим психологич. мастерством, показана на широком обществ. фоне. Герои - выходцы из низших классов общества - наделены возвышенными чувствами. Осн. мысль автора: благородство характера выше благородства происхождения. Наряду с А. Р. Лесажем и А. Прево М. явился создателем жанра реалистич. психологического романа во франц. лит-ре, оказав влияние на Ш. де Лакло, а также на английского писателя С. Ричардсона.

Начиная с 1720 М. сотрудничал с итал. труппой Л. Рикобони, игравшей в Париже. Как драматург М. сложился под влиянием комедийного театра Мольера, отчасти и трагедии Ж. Расина. Использовал М. и приемы итал. нар. комедии масок. В 20-е гг. он создал серию любовно-психологич. комедий, посвященных превратностям любви: "Сюрприз любви" ("La surprise de l'amour", 1723), "Двойное непостоянство" ("La double inconstance", 1723), "Игра любви и случая" ("Le jeu de l'amour et du hasard", 1730, рус. пер. 1769) и др. В этих пьесах М. добивается психологически тонкого изображения характеров, но почти вовсе отказывается от бытовой и социальной характеристики персонажей. Просветит. идеи и интерес к социальной проблематике отразились в ряде комедий М. 20-х гг., таких, как "Остров невольников" ("L'Нle des esclaves", 1725, рус. пер. 1786), "Остров разума" ("L'Нle de la raison", 1727, рус. пер. 1957) и др. В любовно-психологич. комедиях 30-х гг. - "Торжество любви" ("Le triomphe de l'amour" 1732, рус. пер. 1957), "Ложные признания" ("Les fausses confidences", 1738, рус. пер. под назв. "Обман в пользу любви", 1827) и др. - М. больше внимания уделяет вопросам морали, социальным характеристикам героев. М. содействовал освобождению франц. драматургии от канонов классицизма, создал новый театр. жанр, внес в драматургию изящество и интимность, известную манерность, легкость и лиризм сюжета, образность языка, многозначность слов и выражений (т. н. мариводаж). М. оказал влияние на развитие франц. драматургии; оно чувствуется и у А. Мюссе, и у Ж. Жироду.

Соч.: Œuvres complètes, v. 1--10, P., 1825--30; Théâtre complet, P., 1955; в рус. пер. - Жизнь Марианны, М., 1762; Комедии, вступ. ст. А. Д. Михайлова, М., 1961.

Лит.: Лессинг Г., Гамбургская драматургия, М. - Л. 1936; История зап.-европ. театра, т. 2, М., 1957; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, P., 1881; Larroumet G., Marivaux. Sa vie er ses œuvres, 4 éd., P., 1910; Meyer E., Marivaux, P., 1930; Roy Cl., Lire Marivaux, P., 1947; Arland M., Marivaux, [P., 1950]; Deloffre P., Marivaux et le marivaudage. Etude de langue et de style, P., 1955; Mc Kee Kenneth N., The theater of Marivaux, [N. Y.], 1958; Ratermanis éâtre de Marivaux, Gen. - P., 1961;  F., Etat présent des études sur Marivaux "Information littéraire", 1964, nov. - déc., No 5.

А. Д. Михайлов.