Эйшискина Н.: Новалис

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Новалис (О ком идёт речь)

НОВАЛИС (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) [1772--1801] - немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн - невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые "Гимны к ночи".

Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им "бренности" сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его "Гимнах к ночи" [1800] вместе с ночами, "вестницами бесконечных тайн", прославляется как соединение с "настоящим", слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество "наивного, как ребенок, народа" высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке "Гиацинт и роза", вставленной в философский фрагмент "Ученики в Саисе" (основная идея: мир науки - искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. - неоконченном романе "Гейнрих фон Офтердинген" [1797--1800]. В этом романе "о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется", дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, - образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках "голубого цветка", сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, - нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного "народа", - все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н. от бренности в поисках абсолюта. "Народ" ремесленно-цехового мира средневековья, "обезвреженный" народ, дается в плане "поэтических состязаний" и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях "Христианство и Европа" и "Вера и любовь, или Король и королева". В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй - называет монархию идеальной системой, основанной "на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден".

Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е. вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм ("Духовные песни"), боязнь "искажающего действительность разума" - это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни - "бледному отблеску потустороннего", - это мир положительных реакционно-дворянских идей. Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как "большая семья", как прочная база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н. эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему.

Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством "Молодой Германии" как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. - писателей эпохи буржуазного загнивания.

Библиография:

"Немецкие поэты", СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, "Пути творчества" (Харьков), 1920, No 6--7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. "Всемирная литература", П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, "Аполлон", 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.

II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, "Мир божий", 1901, IX; Коган "Русская мысль", 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, "Русская мысль", 1915, III; Коган "Г. фон Офтердинген", "Голос минувшего", 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, "История западной литературы (1800--1910)", под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., "Книга и революция", 1920, No 3--4 (отзыв об "Учениках в Саисе", перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса ("Ученики в Саисе", перев. Гр. Петникова), "Мысль", 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. - Л., 1929; P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart ütersloh, 1887; Spenlé E., Novalis. Essai sur l'idéalisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; M., Le trésor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner ühromantische Naturgefühl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.

Н. Эйшискина