Берковский Н. Я.: Новалис

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Новалис (О ком идёт речь)

НОВАЛИС (Novalis) [псевд.; наст. имя - Фридрих фон Харденберг (Hardenberg); 2.V.1772, близ Мансфельда, - 25.III.1801, Вейсенфельс] - нем. писатель. Происходил из старинного дворянского рода, в к-ром жили традиции религ. сектантства. Получил разностороннее образование. Входил в круг т. н. "иенских романтиков", был сподвижником А. и Ф. Шлегелей, Л. Тика, Ф. Шеллинга. Прозаик и поэт, автор "Фрагментов" ("Fragmente"), обнаруживающих его философ. дарование, Н. лишь немногие из своих соч. успел довести до конца. Следуя "Наукоучению" Фихте, он позднее стал выходить на собственные пути в философии, к-рые совпадают с устремлениями раннего Шеллинга, иногда даже предвосхищая их. Подобно Шеллингу, Н. хотел освободиться от односторонне этич. миропонимания в духе Фихте и Канта, признать права природы, чувственной стихии. С этим же связана у Н. борьба против философ. и худож. рационализма. Философии природы посв. его повесть "Ученики в Саисе" ("Die Lehrlinge in Sais", 1800, рус. пер. 1920), где немало места отведено полемике с грубо утилитарным, хищнич. отношением к природе. Центр. место в творчестве Н. занимает неоконч. роман "Генрих фон Офтердинген" ("Heinrich von Ofterdingen", 1802, рус. пер. 1914), где изображено нем. средневековье с первыми проблесками нового времени. Этот роман Н. писал в виде возражения на роман И. В. Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера"; у него тоже получался "роман воспитания" (или "роман развития") в особом, романтич. смысле, лишенный компромиссов с бюргерским прозаич. строем жизни, - в компромиссах этого рода Н. обвинял Гёте. В своем романе Н. создал апофеоз поэта и поэзии как самой глубокой и изначальной силы жизни. Роман Н. - ответ на все запросы раннего романтизма - это его этика и эстетика, его теория познания и его социальная философия. В романе поставлена задача указать место человека в мире - в природе, в культуре, в области социальных отношений, в семье, в повседневном быту. Н. также автор лирич. стихов и своеобразных "Гимнов к Ночи" ("Hymnen an die Nacht", 1800), пафос к-рых - победа над смертью; романтика Н. связана с религией и мистицизмом.

и очень короткая жизнь, к-рую он прожил, давала повод трактовать его как своеобразного романтич. святого, безгрешного поэта, угасшего прежде, чем раскрылась тайна всех его замыслов и помыслов. В близкое к нам время легенду о Н. обновил М. Метерлинк в "Сокровище смиренных" ("Le trИsor des humbles"). Как бы то ни было, творчество Н. - один из ключей к пониманию раннего романтизма в Германии - как в лит-ре, так и в философии.

Сочинения:

Fragmente, Dresden, 1929; Schriften, Bd 1--4, Lpz., [1929]; Werke, Briefe. Dokumente, Bd 1--4, Hdlb., 1953--57; в рус. пер. - [Стихи], в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты, СПБ, 1877; [Стихи], "Аполлон", 1910, No 7; Ученики в Саисе. Фрагменты, в кн.: Нем. романтич. повесть. Вступ. ст. и коммент. Н. Я. Берковского, т. 1, М. - Л., 1935.

Берковский Н. Я., [Предисл.], в кн.: Лит. теория нем. романтизма, Л., 1934; Samuel R., Die poetische Staats-und Geschichtsauffassung Friedrich von Hardenbergs (Novalis), Fr./M., 1925; H., Novalis als Naturphilosoph, Gütersloh, 1928; Hederer E., Novalis, W., 1949; Hugenroth Ästhetik des Novalis..., Münch., 1967 (Diss.); Ritter H., Der unbekannte Novalis, GЖtt., [1967].

Н. Я. Берковский.