Гимн ночи

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Новалис, год: 1877
Категория:Стихотворение
Связанные авторы:Соколовский А. Л. (Переводчик текста)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Гимн ночи (старая орфография)

ГИМН НОЧИ.

Железная судьба господствовала издревле над повсюду разбросанный племенами рода людского. Тёмным, тяжолым гнётом лежала она над боязливой душою людей. Земля была местопребыванием и отчизной ботов. Таинственная система мироздания существовала с незапамятных времён. Солнце обитало в глубине вод за пурпурными горами востока. Старый исполин держал мир на своих плечах. Глубоко под землёю лежали окованные древние сыны праматери Ночи, безсильные в своей разрушительной ярости против племени новых богов и родственного им счастливого рода людского. Тёмнозелёная глубина моря была жилищем богини. Целый рай роскошных существ населял кристальные гротты. Реки, деревья, цветы и животные обладали человеческим разсудком. Вино, считаемое продуктом свежих юношеских сил, казалось слаще и вкуснее. В гроздиях чувствовалось присутствие бога. Тихая, кроткая богиня росла и развивалась вместе с золотыми снопами; опьяняющий хмель был прислужником и помощником прекрасной богини. Вечным пёстрым праздником протекала жизнь небожителей и сынов земли, похожая на непрерывную весну. Все племена людей почитали и боготворили чистое пламя, как первообраз всего существующого. Одна мысль только мучила всех тяжолым кошмаром:

  Она мрачила светлый мир людей
  И приводила чувства их в смятенье,
  И даже боги с мудростию всей
  Им не могли придумать утешенья;
  Страшилище текло стезёй своей,
  Все презирая жертвы и моленья...
  То смерть была: она на пир людской
  Внесла страданье с горем и тоской.
  Отторгнутый на веки от всего,
  Что сердцу здесь так дорого и мило,
  Покинув всё, что в жизни для него
  И счастие, и радости сулило,
  Жил человек, сознав, что ничего
  Не возвратит назад ему могила.
  Так раздробится наслажденья вал
  У грозных скорби бесконечной скал!
  Но смелый дух и чувств высоких пыл
  Смирили смерти страшное явленье:
  Вот юноша свой факел угасил
 
  Нам мёртвый друг в воспоминанье мил
  И песнь о нём дарит нам утешенье.
  Лишь не разгадан вечной ночи мрак
  Пребудет ввек, как высшей силы знак.

Наконец, старый мир пошатнулся: то, что казалось весёлым садом молодому поколению первых людей, превратилось в пустынное место для возмужалого племени. Boni исчезли вместе со своей блестящей свитой. Природа осталась одинокой и безжизненной. Неумолимое число и строгая мера оковали её железными цепями. В пыль и прах разлетелись весёлые цветы жизни пред словом правды. Искренняя вера и её божественная подруга фантазия исчезли без следа. Холодный северный ветер подул над оцепенелыми лугами - и поблёклое царство чудес исчезло, слившись с эфиром. Глубина неба населилась блестящими мирами. В глубоком святилище, в сфере высших пространств, поселилась душа мира, ожидая, когда заблещет свет вечного блаженства. Не доказательство существования божества стали люди видеть в небесных знамениях. Покрывало ночи было наброшено на эти верования. Мрак стал колыбелью новых откровений. В него погрузились прежние боги и задремали в ожидании минуты, когда будет можно им явиться в преображонной форме перед изменённым миром. Новый мир открылся в совершению неожиданном виде созревшим массам народа, до того времени презираемым и неведавшим святой невинности добродетели. Сын Матери Девы, необъятный Плод таинственного зачатия, явился в бедности легендарной хижины. Плодотворная мудрость Востока сказала первое приветствие началу нового мира. Звезда указала ей путь к смиренной колыбели Царя вселенной. Во имя далёкого будущого была принесена жертва ароматов и поклонение величайшему из чудес природы. Стремящееся к небу сердце простодушно преклонилось пред чашей всемогущей любви, пред высоким проявлением Отца, покоившемся на благословенной груди любящей Матери. С обоготворённой силой смотрело прорицающее истину око дивного Младенца на грядущее и на произшедших из Его недра возлюбленных им людей, ни мало не печалясь об ожидавшей Его земной судьбе. Скоро вокругъЕго собрались привлечённые и поражонные искреннею любовью души. Новая, неведомая до того жизнь опоясала Его будто цветочным поясом. Неисчерпаемые слова, изрекавшия радостнейшия вести, слетали, как искры божественного духа, с Его благословенных уст. С дальняго берега, рождённый под светлым небом Эллады, явился в Палестину певец и посвятил всё своё сердце дивному дитяти.

  Ты то Дитя, что с дальних, дальних дней
  Стояло над могилами вселенной!
  Ты знаком был для алчущих людей
  Пришествия поры благословенной!
  Что нас во мрак низвергнуло ночей,
  Теперь нам стало радостью безценной.
  В блаженство смерть нас вводит с-этих-пор!
 

Певец, исполненный радости, отправился в Индостан с сердцем, упоённым блаженство;.ъ, и там, под ясным небом, успел огненной песнью потрясти тысячи сердец, откликнувшихся на радостную весть голосами тысячей. Скоро однако, по удалении певца, драгоценная для людей жизнь пресеклась жертвой человеческой немощности: он умер в молодых летах, отторгнутый от любимого мира, от плачущей матери и унылых друзей. Прекрасные уста осушили чашу несказанной скорби. Миг рожденья нового мира ознаменовался страхом и ужасом. Гнёт древняго мира лежал на нём тяжолым бременем и не легко поквитался он со страхом перед прежнею смертью. Ещё раз взглянул он дружелюбно на свою мать и затем тихо заснул под ласковой рукой вечной, разрешающей любви. Не много дней лежал тёмный покров над бурным морем и дрожащей землёй. Любящие пролили несчётные слезы; печать тайны была сорвана: небесные духи отвалили древний камень от тёмного гроба. Ангелы явились среди дремавших, рождённые из их сновидений. Пробудясь в новой божественности, вознёсся он в выси новорождённого мира, похоронил собственными руками старый труп в оставленной пещере и могучей рукой наложил камень, которого впредь уже не может отвалить никакая сила. Ещё плачут горькими слезами твои друзья, плачут слезами чувства и благодарности над твоим гробом. Ещё видят они с радостным трепетом тебя воскресающим и себя вместе с тобою; видят твои слёзы над благословенным лоном матери, видят, как ты ходишь с друзьями, как говоришь поучения, как-будто ты ещё не отторгнут от древа жизни. Видят, как ты стремишься в: руки отца, неся с собою юное человечество и незапечатанный кубок золотого грядущого. Твоя мать поспешила вслед за тобою к твоей небесной славе. Она явилась первой и тебе в новое отечество. Много времени умчалось с-тех-пор, а между-тем всё с новым блеском продолжает возникать твоё новое творение, и многия тысячи людей, вырвавшись из юдоли плача и мук, последовали полные веры любви и ревности за тобою, сопровождая тебя и божественную деву в царстве любви, где и служат тебе в храпе небесной смерти, оставаясь твоими во веки веков.

  С гробницы снят затвор;
  Воскресли к жизни люди.
  Мы все Твои с-тех-пор!
 
  Туман осенний спал
  Пред светом славы дивной -
  И к жизни мир возстал
 
 
  Светильники пылают;
  Их девы зажигают:
  Елей во всех налит.
  Из дали принесётся
 
  И звездный хор сольётся
  В хор голосов людских.
  К тебе, Мария, руки
  Подъемном в счастьи мы!
 
  Была нужна лишь Ты.
  К тебе взывают люди:
  Они, припав с тоской
  К Твоей целящей груди,
 
  Как многие, рыдая
  Среди горьчайших бед,
  К Тебе одной взывая,
  Клянут постылый свет!
 
 
  За наше упованье
  Нас в рай ведёшь с собой.
  Кто верит, тот не будет
 
  Судьба нам не присудит
  Впредь без любви страдать:
  Умчатся прочь страданья
  Средь тишины ночной:
 
  Наш стерегут покой.
  Мы шагом торопливым
  К дням вечности спешим;
  Согрев любви порывом,
 
  Мир звездный обратится
  В залог спасенья нам.
  Кто верит - насладится,
  Звездою ставши сам.
 
  Разлука не страшна;
  Жизнь светло протекает,
 
  Ночь дивная настанет
 
  И человек предстанет
  Пред ликом божества.

 А. Соколовский.