Новалис

Заявление о нарушении
авторских прав
Примечание:Автор неизвестен
Категории:Биография, Критическая статья
Связанные авторы:Новалис (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Новалис (старая орфография)

ГАРДЕНБЕРГ (НОВАЛИС).

Из всех поэтов романтической школы, Фридрих-Георг фон-Гарденберг, известный более под своим псевдонимом "Новалис", принадлежит безспорно к наиболее даровитым. Он родился 2-го мая 1772 года, в родовом имении Видерштадте, в графстве Мансфельдском. Слабый и болезненный от природы, мальчик, казалось, не был предназначен ни к чему особенному, но, после тяжко-перенесённой им в детстве болезни, он вдруг совершенно переродился как телом, так и духом. Особенное влияние на его дальнейшее умственное развитие имела его добрая и умная мать, воспитавшая как его, так и десять старших его сестёр. Юношеские годы Гарденберг провёл у своего дяди в Эйслебене, а в 1790 году поступил в Иенский университет, с целью посвятить себя изучению нрав. Дальнейшее образование окончено было им в Лейпциге и в Виттенберге. Когда вспыхнула война с Францией, молодой человек почувствовал такой патриотический пыл, что только настойчивое сопротивление родственников удержало его от поступления к военную службу. Около этого времени познакомился он с Фридрихом Шлегелем и Фихте, имевшими большое влияние на дальнейшее его развитие. Но окончании курса наук, Новалис поселился в Арнштадте, где познакомился с тринадцатилетнею Софиею фон-Кюн, до того поразившею его своей красотою и умом, что он поклялся не искать иной подруги жизни. К сожалению, возлюбленная его скоро умерла от тяжкой болезни. Не задолго до этого горестного события, Новалис переехал в Вейсенфельс, где получил место асессора в учреждении, директором которого был его отец. Весть о смерти невесты поразила его до такой степени, что он долго не был в состоянии чем-либо заниматься. В 1798 году вздумал он слушать в Фрейберге лекции горных наук, под руководством знаменитого Вернера, и на своё счастье встретился здесь с личностью, заставившею его забыть первую любовь. Это была Юлия Шарпантье, с которою он и обручился в том же году. Свадьба была назначена в 1800 году, но была отложена по случаю новой болезни жениха. Переехав лечиться в Дрезден, Новалис получи!) известие, что младший брат его утонул, и это событие поразило его до такой степени, что прошедшее было кровохарканье возвратилось к нему с удвоенной силой. С-тех-пор он уже ни разу не чувствовал себя здоровым и то умер 25-го марта 1801 года, едва перешагнув двадцать восьмой год своей жизни.

Хотя выше уже было сказано, что Новалис был представителем романтической школы, чему особенным свидетельством служат его роман "Генрих Офтердинген" и ещё более сочинение, изданное им под заглавием "Отрывки"; но, читая его произведения, невольно приходишь к мысли, что романтизм его был иного закала, чем романтизм его современников. В то время, как эти последние, думая положить в основу своего поэтического миросозерцания христианский взгляд на жизнь, грубо ударялись в узкое восхваление католицизма, не находя для защиты христианства достаточно нравственного материала в собственной душе; Новалис напротив умел с редкой ясностью взгляда пополнить именно этот пробел в воззрениях своих, современников. Поэтому и сочувствие, до известной степени, в католицизму могло проявляться в нём безнаказанно, так-как для его читателя ясно, что он не делает из него идола, которому покланяется безотчётно. Эта оправдывающая черта сквозит даже в его чисто-католическом сочинении, озаглавленном: "Христианство в Европе" и которое он издал в 1799 году. Католицизм казался слишком материален для его души, жаждавшей гораздо больше познавать, чем верить, и вот почему в последние годы жизни Новалис гораздо более склонялся к олицетворению культа в братских общинах, чем в ритуале папства. Это свойство характера Новалиса лучше всего видно из сравнения тех его произведений, в которых он подчинялся влиянию своих друзей, с позднейшими произведениями, где уже проводятся его собственные, самостоятельные взгляды. К первым принадлежит его известный, уже названный выше, роман и вообще всё, что написано им в прозе; к последним же относятся его лирическия произведения. Песни Новалиса проникнуты необыкновенной поэтической прелестью и в тоже время редкой трезвостью взгляда на жизнь и житейския отношения. Особенного внимания заслуживают его религиозные песни, оправдывающия именно тот взгляд автора на религию и христианство, о котором говорено выше. В них нет и следа узкого католического взгляда на религию: напротив, даже в мистических вопросах Новалис умел остаться оригинальным поэтом, выводившим свои взгляды единственно из глубины собственной души Характер его духовных песен напоминает гимны первых веков христианства, когда церковь ещё не имела нужды вооружаться громами и орудиями пытки против внутренних врагов - и это сравнение без сомнения есть лучшая похвала Новалису.

"Генрих Офтердинген", оставшийся впрочем неоконченным. Известно, что Повались думал написать целый цикл романов, с тем, чтоб представить в них разные стороны деятельности человеческого духа; но едва ли можно было ожидать, что последующие романы будут выше первого. Главная ошибка автора заключается именно в том, что он не выдержал в романе самостоятельности взгляда, которую так блистательно поддерживал в лирических стихотворениях, и дал себя увлечь в рутину и предвзятые взгляды. Некоторые отрывки романа, как, например, рассказ "Арион", достойны впрочем таланта автора; но такие отрывки можно сравнить с оазами в пустыне, не выкупающий монотонности и фальши целого.