Тронская М. Л.: Лоренс Стерн

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1972
Категория:Критика литературная
Связанные авторы:Стерн Л. (О ком идёт речь)

СТЕРН (Sterne), Лоренс (24.XI.1713, Клонмел, Ирландия, - 18.III.1768, Лондон) - англ. писатель. Род. в семье бедного армейского офицера. Учился в Кембриджском богословском колледже; с 1738 по 1758 - сел. священник в Йоркширском приходе. В 1741--42 - Сотрудник газ. "The York Gazetteer" ("Йоркширский газетчик"); участник антиторийской парламентской кампании. В 1760--69 он издал сб. проповедей ("The sermons of Mr Yorick"), на заглавном листе к-рого фигурирует имя шута Йорика из трагедии У. Шекспира "Гамлет". С церк. амвона С. юмором подтачивал веру в религ. догматы, поучение превращал в опыт изучения психологии библейских персонажей. Лит. деятельность С. связана с кризисом англ. сентиментализма. Усиление обществ. противоречий в 60-х гг. 18 в. влекло за собой разочарование не только в разуме, но и в чувстве как силе, способной изменить мир. Рост недоверия к чувству находит отражение в юморе С. В романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" ("The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman", т. 1--9, 1760--67, рус. пер. 1890), где чувствительность сочетается с насмешкой над ней, С. - вслед за англ. скептиком 17 в. Р. Бёртоном - скрывается под маской "смеющегося философа". Исполненный гуманистически-просветит. тенденций - ненависти к рабству и социальному неравенству, - "Тристрам Шенди" по форме является пародией на сложившийся в 18 в. бытовой роман - мнимой историей жизни: к концу 9-го тома автор доводит биографию своего героя лишь до 5-летнего возраста, отказывается от связного построения, логич. чередования глав, вводит бесчисленные отступления, беседы с читателем. Разрушение стройности изложения служит средством образно-юмористич. изыскания о рассудочном и интуитивно-эмоциональном типе мировоззрения. Нагнетая заведомо абсурдные посылки и выводы, С. в лице Вальтера Шенди высмеивает схоластич. псевдонауку. Однако общепринятая норма разума сочетается у Вальтера Шенди с отклонениями от этой нормы; он одновременно и рационалист и "шендианец" (Shandy - йоркширский диалектизм для обозначения безрассудного человека); доктрина "шендизма" - безрассудно многозначная концепция жизни - основа юмора С. Рисуя наряду с догматиком-резонером чувствительного дядю Тоби, С. не создает схематического противопоставления ума и сердца, а равно берет под сомнение и то и другое.

Сохраняя в характеристике героев принцип "ведущей черты" (ruling passion), С. осложняет его путем введения особой причуды - "конька" (hobbyhorse), иллюзорного представления о мире. Трогательно-ребячливые иллюзии дяди Тоби превращают его в чудака, и это зачисление носителя эмоции в разряд чудаков - показатель иронической трактовки не только рассудочности, но и чувствительности.

В другом соч. С. - "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" ("A sentimental journey through France and Italy", 1768, рус. пер. 1793) - повествование ведется от имени Йорика, путешественника, описывающего не объективные факты, а субъективную реакцию на них. Он называет свое путешествие "пробой человеческой природы"; в многообразных эпизодах герой подвергается испытанию юмором как носитель любви, милосердия, сострадания. Мастерски владея иск-вом изощренного софизма, фиксируя мимолетные душевные состояния, мельчайшие оттенки чувств, переливы ощущений и их непрерывную смену, С. создает сложный образ, не соответствующий прекраснодушно-сентиментальному представлению о человеке. Но непонимание социальных корней своекорыстия и себялюбия ведет все-таки к трактовке поведения человека в сентиментально-юмористич. плане. По словам И. В. Гёте, С. открыл в человеке человеческое, и это обернулось насмешкой над европ. буржуа того времени.

Популярность С. была чрезвычайно велика; Вольтер называл его "вторым английским Рабле", он оказал влияние на Д. Дидро и на франц. романтиков (Ш. Нодье и др.). В Германии сложилось целое течение "стернианства" (Жан Поль и др.). В России следы влияния С. заметны у А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина; его высоко ценили писатели-декабристы, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Соч.: Works and life, v. 1--12, with introd. by W. L. Cross, N. Y., 1904; Works, v. 1--7, L., 1926--27; Letters, ed. by L. P. Curtis, Oxf., 1935; в рус. пер. - Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена, М. - Л., 1949.

Лит.: Верцман  Шкловский В. Б., Худож. проза. Размышления и разборы, М., 1961; Тронская М. Л., Нем. сентиментально-юмористич. роман эпохи Просвещения, Л., 1965;  А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966; Traill H. D., L. Sterne (English men of letters), L., 1882; Cross  Maack R., L. Sterne im Lichte seiner Zeit, Hamb., 1936; Fluchere   L., Laurence Sterne in the twentieth century, Chapel Hill, [1966]; The winged skull. Papers from the L. Sterne bicentenary conference, L., [1971].

М. Л. Тронская.