Восхождение на Риги

Автор:Твен М., год: 1896
Примечание:Перевод В.О.Т.
Категории:Рассказ, Юмор и сатира

Текст в старой орфографии, автоматический перевод текста в новую орфографию можно прочитать по ссылке: Восхождение на Риги

СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ
МАРКА ТВЭНА
ТОМЪ ПЕРВЫЙ.
ЮМОРИСТИЧЕСКІЕ ОЧЕРКИ и РАЗСКАЗЫ.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографiя братьевъ Пантелеевыхъ, Верейская, No 1
1896.

Переводъ В. О. T.

ВОСХОЖДЕНІЕ НА РИГИ.

Риги можно достигнуть или по железной дороге, или на лошади, или пешкомъ, это зависитъ исключительно отъ желанiя путешественника. Переодевшись въ костюмъ Альпiйскихъ туристовъ, я и мой товарищъ въ одно прекраснейшее утро отправились на пароходе вверхъ по озеру. Мы высадились на беретъ въ Вэггисе, въ деревушке у подножiя горы, въ 3/4 часа отъ Люцерна.

Пешеходная тенистая тропинка вилась такъ необычайно красиво, что вскоре наши языки пришли въ обычное для нихъ оживленiе. Все, казалось, благопрiятствовало намъ, и мы уже заранее радовались возможности впервые насладиться картиной солнечнаго восхода въ Альпахъ, что собственно и составляло главнейшую цель всего нашего путешествiя. Повидимому, мы не имели никакой уважительной причины особенно торопиться: нашъ карманный путеводитель определялъ путь отъ Вэггиса до вершины всего въ 3/4 часа ходьбы. Я говорю "повидимому", такъ какъ однажды Беддекеръ уже надулъ насъ.

После получасовой ходьбы, мы пришли къ должному согласiю касательно нашего предпрiятiя и тотчасъ же стали готовиться къ восхожденiю, т. е. наняли мальчугана, который бы несъ наши альпiйскiя палки, дорожныя сумки и плащи, и этимъ способомъ освободили себе руки.

Вероятно, мы отдыхали, валяясь въ чудной траве и покуривая въ тени свои трубки, несколько чаще и дольше, чемъ къ этому привыкъ нашъ проводникъ, такъ какъ онъ обратился вдругъ къ намъ съ вопросомъ: наняли-ли мы его на известный срокъ или на целый годъ? Мы ответили, что, если ему некогда, то онъ можетъ идти впередъ, не останавливаясь. Онъ возразилъ, что собственно ему некуда спешить, но что все-таки онъ бы хотелъ достигнутъ вершины, пока еще молодъ. Мы сказали, чтобы онъ шелъ себе впередъ, передалъ багажъ въ отели на Риги и предупредилъ бы о нашемъ прибытiи. Онъ обещалъ нанять для насъ комнаты, и если бы оне все оказались занятыми, то озаботиться постройкой новаго отеля съ темъ, чтобы ко времени нашего прихода, малярныя и штукатурныя работы успели просохнуть.

После такихъ, очевидно, насмешливыхъ, замечанiй, онъ оставилъ насъ и вскоре пропалъ изъ виду.

Къ шести часамъ мы уже порядочно поднялись; местность становилась все красивее, и по величественности, и по кругозору. Мы сделали остановку у небольшой фермы, подкрепившись на свежемъ воздухе хлебомъ, сыромъ и однимъ или двумя литрами парного молока, съ великолепной панорамой въ придачу, а затемъ снова двинулись въ путь.

Черезъ 10 минуть мы встретили какого-то разгоряченнаго меднокраснаго англичанина, который могучими прыжками спускался внизъ съ горы, перебрасываясь каждый разъ впередъ, посредствомъ своей альпiйской палки, на значительное разстоянiе. Запыхавшись и обливаясь потомъ, онъ остановился передъ нами и спросилъ, далеко-ли до Вэггиса на берегу озера?

- Три часа!

- Что такое? озеро кажется совсемъ близко, такъ что можно добросить туда кусокъ кремня. А это тамъ ферма?

- Да.

- Слава Богу! Мне бы не выдержать еще трехъ часовъ.

- Вотъ такъ разъ! Да ведь вы же только что начали подниматься!

Въ виду этого я предложилъ моему спутнику Гаррису вернуться и намъ съ целью вновь немножко отдохнуть на сказанной ферме. Мы вернулись, заказали себе теплый ужинъ и провели съ англичаниномъ прiятный вечеръ.

Хозяйка - немка предоставила намъ уютныя комнаты съ хорошими постелями, и я съ товарищемъ улеглись на покой съ решимостью встать настолько рано, чтобы не прозевать первый для насъ солнечный восходъ въ Альпахъ. Но мы были страшно утомлены и спали, какъ ночные сторожа; результате этого было то, что, когда мы утромъ проснулись и бросились къ окну, для солнечнаго восхода, время уже давно прошло, было половина двенадцатаго. Это насъ глубоко опечалило; однако, мы старались утешиться надеждой на хорошiй завтракъ и попросили хозяйку позвать англичанина; но она разсказала намъ, что онъ, изрыгая самыя отборныя проклятiя, уже на заре ушелъ отсюда. Мы не могли понять причины его возбужденiя. Онъ спросилъ хозяйку, какъ высоко лежитъ ферма надъ уровнемъ озера, и она определила это въ 1495 футъ; это число, повидимому, вывело его совершенно изъ себя, такъ какъ онъ сказалъ:

- Въ стране, подобной этой, дураки и путеводители могутъ наврать въ теченiе 24 часовъ больше, чемъ во всякомъ другомъ месте въ теченiе года!

Около полудня мы двинулись далее и скорымъ, бодрымъ шагомъ устремились къ вершине. Пройдя почти 200 метровъ, мы остановились отдохнуть; закуривая трубку, я скосилъ глаза немножко влево и увиделъ въ некоторомъ разстоянiи отъ насъ целый столбъ дыма, который, подобно черному червяку, лениво взползалъ на гору. Это могъ быть только дымъ отъ какого-нибудь паровоза.

Облокотившись, мы всматривались въ это новое для насъ зрелище горной железной дороги. Представлялось совершенно невероятнымъ, чтобы она могла взбираться вверхъ прямехонько по этой наклонной, крутой, какъ крыша, плоскости; но, однако, это самое и происходило теперь передъ нашими глазами, - живое чудо!

Еще два-три часа, и мы достигли возвышенной, обвеваемой ветеркомъ равнины, где крыши низенькихъ пастушечьихъ хижинъ были обложены большими камнями, дабы ихъ не снесло во время бушующихъ здесь ужасныхъ урагановъ.

Вдалеке, на другомъ берегу озера, мы еле могли различить несколько деревушекъ; здесь впервые намъ представилась возможность сравнить ихъ карликовые домишки съ горными великанами, у подножiя которыхъ они прiютились.

Находящемуся въ средине такой деревушки, она представляется довольно обширной, а дома выглядываютъ совсемъ представительно даже при сравненiи съ нависшими скалами; но какая перемена съ нашего возвышеннаго пункта! По мере того, какъ горы становятся все более массивными и величественными, деревушки уменьшаются до того, что еле видны и лежатъ где-то на самомъ дне, такъ что кажутся какими-то крохотными земляными постройками муравьевъ подъ сенью вознесшагося къ облакамъ собора. Пароходы, снующiе внизу по озеру, представляются совсемъ игрушечными, а парусныя лодки и ялики малюсенькими суденышкамки предназначенными для эльфовъ, живущихъ въ чашечкахъ лилiй.

Идя дальше, мы вскоре наткнулись на полдюжину овецъ, которыя паслись подъ шипучей пеной дождевого потока, сбегавшаго по скале съ высоты неменьше 100 футъ. Но, тс! До нашего слуха долетело методическое "Лал...л...л...лаль...лоиль...ли!...о... о...о!"

Да! тутъ-то впервые мы услышали знаменитую альпiйскую руладу на самой ея родине, посреди дикихъ горныхъ скалъ. Это та самая удивительная смесь баритона съ фальцетомъ, которую мы у себя дома называемъ "тирольскою трелью".

Рулада была такъ красива, что мы слушали ее съ величайшимъ наслажденiемъ; вскоре показался и самъ певецъ, пастушокъ летъ 16-ти. Исполненные радости и признательности, мы дали ему франкъ съ темъ, чтобы онъ вновь проделалъ свою руладу. Онъ проделалъ ее, и мы снова, насторожившись, слушали. А потомъ мы продолжали путь, въ то время, какъ онъ, уже невидимый, все еще великодушно выводилъ свою руладу.

Точно также выводилъ ее и другой, на котораго мы наткнулись четверть часа спустя и искусство котораго мы вознаградили полуфранкомъ. И съ этого момента мы каждыя 10 минутъ встречали такого же певца; первому изъ нихъ мы дали 8 цент., второму - 6, третьему - 4, четвертому - 1 центъ, 5, 6 и 7-й не получили ничего!

Къ концу этого дня мы покупали молчанiе остальныхъ певцовъ по 1 франку за голову. При некоторыхъ обстоятельствахъ, въ конце концовъ, это надоедаетъ до тошноты.

Въ 10 минутъ 7-го мы достигли прiозерной купальной станцiи, где находится обширный отель, съ веранды котораго открывается величественный видъ на горы и озера. Мы не были особенно утомлены, но, дабы вновь не проспать восходъ солнца на следующее утро, отъужинавши, сколь возможно скоро, поспешили улечься спать. Было невыразимо прiятно вытянуть на свеже-посланномъ белье наши утомленные члены. И какъ же крепко спали мы! Никакое наркотическое средство не можетъ быть столь действительно, какъ подобная прогулка по Альпамъ.

Проснувшись на другой день, мы сразу выпрыгнули изъ кроватей и устремились къ окну; но, отдернувъ занавеску, пришлось убедиться въ новой неудаче: было уже половина 4-го пополудни.

Переругиваясь и сваливая вину другъ на друга, мы стали одеваться. Гаррисъ полагалъ, что, если бы я послушался его совета и взялъ съ собой проводника-мальчишку, то теперь мы наверное не проспали бы опять восходъ солнца. Я же утверждалъ, что въ такомъ случае одному изъ насъ пришлось бы дежуритъ всю ночь, чтобы сначала разбудить мальчишку, и что вообще все это лазанiе по горамъ достаточно утомительно само до себе и безъ добавочныхъ заботъ о проводнике.

Завтракъ заметно приподнялъ наше настроенiе; этому способствовало также успокоительное уверенiе Беддекера, что на Риги туристу не приходится заботиться о томъ, чтобы не проспать солнечный восходъ, такъ какъ его всегда своевременно разбудитъ особый спецiалистъ, который ходитъ изъ комнаты въ комнату съ большимъ альпiйскимъ рожкомъ, извлекая изъ него звуки, способные поднять даже мертвыхъ; при этомъ следовало еще утешительное примечанiе, гласившее, что постояльцы отеля на Риги обыкновенно не облекаются съ утра полностью въ общепринятый костюмъ, а просто надеваютъ на себя свои красныя одеяла и, задрапировавшись въ нихъ на манеръ индейцевъ, отправляются смотреть восходъ солнца. Какой прекрасный, романтическiй обычай! 250 человекъ, группируясь на обуреваемой ветромъ площадке, съ развевающимися волосами и распахивающимися красными одеялами, въ торжественно-молчаливомъ присутствiи снежныхъ горныхъ вершинъ, освещаемые первыми лучами восходящаго светила... о, какъ хороша и необычайна должна быть эта картина! При такихъ обстоятельствахъ, представилось не несчастьемъ, а, напротивъ, счастьемъ то, что намъ удалось проспать оба предыдущiе восхода солнца.

Согласно указанiямъ карманнаго путеводителя, мы находились теперь на высоте 3.228 фугъ отъ уровня озера и, такимъ образомъ, могли считать 2/3 горы, другой - сворачивалъ направо по более отлогому склону; мы прошли около мили въ последнемъ направленiи, обогнули выступъ скалы и увидели новый красивый отель. Продолжай мы путь далее, въ этомъ направленiи, мы добрались бы прямо до вершины, но Гаррису пришло въ голову и здесь опять наводить справки. Ему сказали, - мы, точней говоря, по обыкновенiю наврали, - что намъ необходимо повернуть въ обратномъ направленiи. И на этомъ была потеряна целая масса времени.

Мы лезли и карабкались; мы перевалили уже черезъ 14 вершинъ, но каждый разъ передъ нами выростала новая, такая же высокая, какъ и предыдущiя. Пошелъ дождь, промочившiй насъ до костей; мы дрожали отъ внезапно наступившей стужи. Густой туманъ стлался подъ ногами; железнодорожная насыпь, на которую мы наткнулись, служила намъ единственнымъ проводникомъ! Однажды мы попробовали было чуточку удалиться отъ нея въ сторону, - но разсеявшiйся на минуту туманъ, къ ужасу нашему, обнаружилъ вдругъ, что подъ самымъ нашимъ локтемъ съ левой стороны разверзается пропасть, во избежанiе которой мы поспешно принялись розыскивать опять железнодорожную насыпь.

Ночь наступила сразу, черная, сырая и холодная. Къ 8 часамъ вечера туманъ какъ будто уменьшился, и мы заметили весьма запутанную тропинку, поднимавшуюся вверхъ, влево отъ насъ. Избравши эту дорогу, мы вскоре удалились отъ железнодорожной насыпи настолько, что потеряли ее совсемъ изъ виду, темъ более, что вновь надвинувшiйся туманъ снова окуталъ насъ непроницаемой тьмою.

Подъ нашими ногами вилась крутая тропинка, отданная всецело въ распоряженiе бушующей непогоды; чтобы хоть немножко согреться, мы принуждены были то подниматься, то опускаться, ежеминутно рискуя свалиться въ пропасть.

Въ 9 часовъ нами было сделано важное открытiе: мы топтались уже отнюдь не на тропинке. Ползкомъ, на четверенькахъ, мы пробовали найти ее, но - тщетно. Когда, усевшись на мокрой траве, мы решили неподвижно выжидать, что будетъ дальше.

Вдругъ неожиданно предстала предъ нами страшная, темная громада, повергшая насъ почти въ ужасъ и также неожиданно опять исчезнувшая въ тумане; какъ оказалось впоследствiи, это и былъ Риги-Кульмъ отель; увеличенный туманомъ, онъ показался намъ тогда разинутой пастью безпросветной бездны.

Въ теченiе несколькихъ часовъ сидели мы съ стучащими зубами и дрожащими коленями, повернувшись спиной къ предательской пропасти, откуда чувствовался легкiй сквозной ветеръ. Мы горячо упрекали другъ друга, обвиняя одинъ другого въ глупости, заставившей насъ удалиться отъ полотна железной дороги. Но вотъ туманъ по немножку началъ разсееваться и когда Гаррисъ случайно оглянулся, на томъ месте, где должна бы быть пропасть, оказался большой ярко освещенный отель. Можно было почти сосчитать число оконъ и каминовъ.

Первымъ нашимъ чувствомъ была глубокая, невыразимая благодарностъ, вторымъ - бешеная ярость, такъ какъ несомненно отель былъ на виду у насъ уже целыхъ три четверти часа, въ теченiе которыхъ мы продолжали мокнуть, какъ собаки, и ругаться, какъ люди.

Да! это и былъ Риги-Кульмъ, отель на вершине Риги! Мы нашли тамъ комнаты, нанятыя для насъ мальчуганомъ; но прежде чемъ насъ впустили, пришлось щедро оплатить высокомерную нелюбезность швейцара и всей остальной челяди.

Переодевшись въ сухое платье, мы, пока намъ готовили ужинъ, одиноко бродили по целой амфиладе сараеобразныхъ залъ, изъ которыхъ только въ одномъ имелась печка. Эта печка, помещавшаяся въ углу комнаты, была окружена живой стеной самыхъ разнохарактерныхъ детей Евы. Не усматривая никакой возможности пробраться ближе къ теплу, мы предприняли круговыя путешествiя въ арктическихъ поясахъ дальнихъ залъ въ сообществе целой массы другихъ людей, которые, подобно намъ, молча, растерянно и безнадежно старались разрешить проблемму: ради чего собственно дошли они до такого идiотства, что пришли сюда? Было тутъ несколько американцевъ, несколько немцевъ, но подавляющее большинство англичанъ. Въ одномъ зале кучки народа толпились вокругъ разложенныхъ тамъ на продажу "Souvenirs du Righi". Я тоже было страстно захотелъ прiобрести разрезной ножикъ изъ кости вместе съ кускомъ рога серны, но потомъ сообразилъ, что Риги съ ея удовольствiями должна оставить во мне достаточно прочныя воспоминанiя и безъ этихъ "сувенировъ", и подавилъ страстное желанiе.

Согревшись немножко за ужиномъ, мы тотчасъ же отправилисъ спать, т. е. после того, какъ я написалъ Бедекеру еще пару строкъ. Онъ проситъ туристовъ не отказать въ сообщенiи ему возможныхъ мелкихъ неточностей путеводителя. Я ему сообщилъ, что, определяя разстоянiе отъ Бэггиса до вершины въ 3 1/2 часа, онъ ошибся только на три дня. Но и на это мое письмо я не получилъ ответа, а въ путеводителе до сихъ поръ не сделана надлежащая поправка, очевидно, оно затерялось, какъ и все предыдущiя.

Мы были такъ утомлены, что тотчасъ же заснули и спали, какъ убитые, пока насъ не разбудили чудные звуки альпiйскаго рожка.

Разумеется, не теряя ни минуты времени, мы набросили на себя кое-что изъ платья, закутались въ практическiя красныя одеяла и, съ непокрытыми головами, выскочили на встречу завывавшему ветру. Заметивъ большiя деревянныя подмостки на самомъ возвышенномъ пункте вершины, мы поспешно отправились туда, взлезли по ступенькамъ и встали тамъ, возвышаясь надъ всей окружающей местностью, съ развевающимися волосами и съ надувающимися отъ ветра красными одеялами.

- Мы опоздали только на 15 минутъ, - сказалъ грустнымъ голосомъ Гансъ, - солнце уже надъ горизонтомъ.

- Ничего не значитъ, - возразилъ я, - картина все-таки великолепна и мы будемъ наслаждаться ею, пока солнце не взойдетъ еще выше.

И на несколько минутъ, мы, мертвые для всего остального на свете, погрузившись въ созерцанiе удивительной панорамы. Выражаясь поэтически, грандiозный, блестящiй солнечный дискъ неподвижно стоялъ теперь надъ безконечнымъ числомъ белыхъ ночныхъ колпаковъ. Передъ нами была волнующаяся, хаотическая громада горъ съ вечно покрытыми снегомъ вершинами, великолепно позлащенными дрожащимъ отблескомъ, въ то время, какъ яркiе солнечные лучи, прорвавшись сквозь щель чернаго густого облака, загородившаго солнце, подобно мечамъ и копьямъ, устремлялись вверхъ къ зениту.

Мы не могли ничего говорить, мы едва дышали; мы стояли опьяненные восторгомъ, впивая его по каплямъ, - какъ вдругъ Гаррисъ закричалъ:

- Прокл..! Ведь оно же идетъ внизъ, а не вверхъ!

Это была правда. Мы не слышали утренней трубы, проспали целый день и

Тогда Гаррисъ сказалъ:

- Судя по всему, предметомъ наблюденiй людей, собравшихся тамъ внизу, служитъ отнюдь не солнце, а - мы сами, стоящiе на этихъ подмосткахъ въ своихъ идiотскихъ одеялахъ. 250 элегантно одетыхъ кавалеровъ и дамъ внимательно разматриваютъ насъ, нисколько не заботясь ни о восходе, ни о заходе солнца, а мы стоимъ здесь и даемъ имъ даровое комическое представленiе! Все общество покатывается отъ смеха, а вонъ та молодая девица наверное сейчасъ лопнетъ! Въ теченiе всей моей жизни я не знавалъ еще такого осла, какъ вы!

- Да что же я такое сделалъ? - спросилъ я возбужденно.

- Такъ ведь и вы же сделали то же самое! Я постоянно вставалъ съ петухами, пока не сошелся съ такимъ окаменелымъ выдохшимся болваномъ, какъ вы!

- И вамъ не стыдно стоять въ такомъ одеянiи на эшафоiе въ сорокъ футъ вышины, на самой вершине Альпъ, въ присутствiи целой массы зрителей! Вы выбрали удобное место для похвальбы собственнымъ идiотствомъ!

И, облаченные въ наши маскарадные костюмы, мы продолжали спорить въ томъ же роде.

Когда солнце совсемъ зашло, мы опрометью бросились въ отель и завалились опять спать. По дороге намъ попался трубачъ, который поклялся завтра утромъ разбудить насъ наверняка.

чего въ душе моей возникло желанiе, чтобы солнце восходило лучше днемъ, когда кругомъ светло, тепло и прiятно.

Наконецъ, при подозрительномъ свете двухъ огарковъ, намъ кое-какъ удалось одеться, но застегнуть нашими дрожащими руками мы ничего не могли; я въ это время размышлялъ о томъ, сколько счастливыхъ людей въ Европе, Азiи, Америке и т. д. спятъ теперь спокойно въ своихъ постеляхъ, не имея надобности вставать, чтобы любоваться восходомъ солнца на Риги. Погруженный въ эти мечтанiя, я такъ широко зевнулъ, что однимъ изъ моихъ зубовъ повисъ на какомъ-то крюке надъ дверью.

Пока я, вскарабкавшись на стулъ, пробовалъ высвободиться, Гаррисъ отвернулъ оконную занавеску и сказалъ:

- Какое счастье! Ведь намъ не надо и выходить изъ комнаты, - внизу, какъ разъ надъ нами, лежатъ горы, какъ на ладони!

Это было прiятно: но, въ действительности, можно было только еле-еле различить прихотливыя очертанiя великихъ Альпъ, терявшихся на черномъ своде неба, да пару звездъ, мерцавшихъ въ утреннихъ сумеркахъ. Одевшись потеплей и закутавшись въ шерстяныя одеяла, мы встали у окна и, покуривая трубки, въ оживленной болтовне, терпеливо ожидали восхода солнца при свете двухъ огарковъ.

восходомъ солнца приключилась какая-то задержка. Оно что-то не хочетъ больше подниматься. Какъ вы думаете, что ему можетъ препятствовать?

- Не знаю, только получается впечатленiе, какъ будто где-то пожаръ.

Такого солнечнаго восхода я никогда не видалъ.

- Такъ въ чемъ же тутъ штука?

Вдругъ Гаррисъ привскочилъ и закричалъ:

- Совершенно верно. Какъ же вы это раньше не заметили? А теперь мы опять опоздали, и единственно благодаря вашей несообразительности.

- Да! Это вполне на васъ похоже: курить трубку и ожидать восхода солнца съ запада!

- Вы-то ихъ и делаете. Но не будемъ терять время въ спорахъ, авось, мы все-таки еще поспеемъ! Но было уже поздно: когда мы достигли площадки, солнце стояло уже высоко надъ головой.

и дамъ, одетыхъ во всевозможные комическiе костюмы и съ озябшими лицами.

Около дюжины ихъ стояли еще на подмосткахъ. Съ путеводителемъ и картой въ рукахъ они старались определить каждую отдельную гору и запечатлеть въ памяти ея имя и форму.

Картина была полна грусти. По моему исчисленiю, намъ надо было употребить одинъ день, чтобы добраться назадъ до Вэггиса или до Фитцнау, а по железной дороге на это понадобился бы только часъ, въ виду этого, мы предпочли последнее.

Удивительная поездка на стремглавъ кружащемся поезде горной железной дороги, развернувшая подъ нашими ногами рельефную картину величайшихъ чудесъ природы, достойно закончила наше богатое приключенiями восхожденiе на Риги съ неудавшимся - увы! - восходомъ солнца...