Ясный В. К.: Тирсо де Молина

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Биография, Критическая статья
Связанные авторы:Молина Т. (О ком идёт речь)

ТИ́РСО ДЕ МОЛИНА [Tirso de Molina; псевд.; наст. имя - Габриель Тельес (Gabriel Téllez), 1571 или ок. 1583(?), Мадрид, - 12.III.1648, Сория] - исп. писатель, драматург. Изучал философию и теологию в университете Алькала-де-Энарес. В 1601 вступил в монашеский орден мерсенариев. В 1625 по решению церк. властей за сочинение светских драм был временно выслан из Мадрида. Позднее занимал высокие духовные посты. С 1632 - историограф ордена, член его правления в Кастилии. Отличался смелостью и резкостью суждений. Известен как драматург с 1606. Друг и ученик . Написал более 400 пьес (сохранилось ок. 90, в т. ч. несколько ауто): комедии, историч. пьесы, религиозно-философские драмы. Первая опубл. книга - сб. новелл и драм "Толедские виллы" ("Cigarrales de Toledo", 1621--24), следующий сб. "Услаждать, принося пользу" ("Deleitar aprovechando") вышел в 1635. Пьесы изданы в 5 книгах в 1627--36. Последняя комедия Т. де М. - "Твердость при красоте" ("La fiorneza en la hermosura", написана 1644, изд. 1646).

Т. де М. поднимал важнейшие философские, социальные и этич. проблемы времени. В драмах "Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лоиеса д'Авалоса" ("Próspera fortuna de Don Ílvaro de Luna y adversa de Ruy Lopes d'Alvalos", 1615--21, изд. 1635), "Антона Гарсиа" (1622, изд. 1635), "Мудрость женщины" ("La prudencia en la mujer", 1630--33, изд. 1634) Т. де М. создал образ доброго правителя, ответственного перед народом и ведущего борьбу с феодалами за укрепление центр. власти. Народ у автора - опора монарха: "Святая Хуана" (ч. 1, 1613, изд. 1636). В трилогии, посв. конкистадорам Писарро, включающей пьесы "Все служит одному делу" ("Todo es dar en una cosa", 1626--30), "Верность против зависти" ("La lealtad contra la envidia", 1626--30), "Амазонки в Индии" ("Amazonas en las Indias", 1629--32) Т. де М. утверждал идею величия Испании.

Во многих пьесах, особенно на библейские сюжеты, Т. де М. сочувственно пишет о бесправии, нищете и др. бедствиях народа: "Хозяйка в доме" ("La mujer que manda en casa", 1611--12, изд. 1635), "Лучшая собирательница колосьев" ("La mejor espigadera", 1614, изд. 1634), "Святая Хуана" (ч. 3, 1614, изд. 1636), "Мадонна оливковой рощи" ["La dama del Olivar", 1614 - 1615(?), изд. 1636], "Что больше, то и меньше" ("Tanto es lo demís como lo de menos", 1614, изд. 1627). Драмы на библейские сюжеты отличаются эмоциональностью, реалистичностью. В аллегорич. форме христ. мифа показана Испания 17 в. В пьесах "Наказанное легкомыслие" ("El castigo del penseque", 1613, изд. 1627), "Любовь и ревность заставят поумнеть" ("Amor y zelos hacen discretos", 1616, изд. 1635), "Правда всегда помогает" ("Siempre ayuda la Verdad", 1622--23, изд. 1635) обличаются пороки дворянского общества, в комедии "Застенчивый во дворце" ["El vergonzoso en palacio", 1611--12(?), изд. 1621] - лицемерие придворных кругов. В пьесе "Благочестивая Марта" ("Marta la piadosa", 1615, изд. 1636) и др. в противовес патриархально-семейной морали утверждается свобода естеств. чувства. Во мн. комедиях звучат эпикурейские и эротич. мотивы: "Ревность излечивается ревностью" ("Celos con celos se curan", 1621--25, изд. 1635), "Мадридские балконы" ("Los balcones de Madrid", 1632--34), что вызывало ожесточенные нападки церк. цензуры.

В первых пьесах Т. де М. сохраняются традиционные условности комедии "плаща и шпаги", позднее появляются бытовые подробности. Т. де М. создал психологич. комедию, вывел полнокровные характеры представителей различных слоев общества. Особенно удавались ему женские образы. Во мн. пьесах действуют самостоятельные, энергичные героини, умеющие бороться за свое счастье. Во многих своих высказываниях Т. де М. утверждал принцип новой реалистической драмы, воспитат. роль театра, ориентирующегося на зрителя из народа (послесловие к "Вилле пятой" в сб. "Толедские виллы" и др.). Острый сюжет, изобретательность, сила воображения, органич. соединение серьезного и смешного, внутр. логика развития действия, энергичный монолог делают пьесы Т. де М. одним из выдающихся явлений исп. театра. Пьеса "Дон Хиль зеленые штаны" ("Don Gil de las calzas verdas", 1615, изд. 1635), в к-рой искусно соединены четыре сюжетные линии, - одна из лучших комедий интриги в мировой драматургии.

характерны противоречия. Герои его лишены ренессансной цельности и "идеальности". В ряде пьес появляются элементы пессимизма, мистики, глубокого разочарования, звучит мотив греховности человеческой природы. В пьесе "Осужденный за недостаток веры" ["El condenado por desconofiado", 1614--15 (?), изд. 1635] в конфликте между свободным волеизъявлением и божеств. предопределением побеждает последнее. Достаточно одного греха для гибели праведника и одного раскаяния для спасения великого грешника. В этом нашел отражение кризис сознания позднего исп. гуманизма. Т. де М. завершает развитие в Испании драмы Возрождения и подготавливает драму барокко. Изощренность, изысканность изложения приобретают в его последних пьесах все более самодовлеющий характер.

Наиболее известная драма Т. де М. "Севильский обольститель, или Каменный гость" ["El burlador de Sevilla y comidado de piedra", 1619--20(?), изд. 1630] - первая лит. обработка легенды о Дон Жуане. В основе легенды - нар. предания, контаминированные с историей севильского дворянина дона Хуана Тенорио (14 в.). Дон Жуан в интерпретации Т. де М. - сложный характер; ум и тонкий юмор, отвага и дерзкое вольнодумство сочетаются в нем с эгоизмом и своеволием, хищностью и цинизмом. Осуждая Дона Жуана, Т. де М. направляет удар против феодалов и фаворитизма. "Севильский обольститель" породил многочисл. подражания.

Драматургия Т. де М. была известна в России уже в 1-й пол. 19 в. Пьесы "Благочестивая Марта", "Дон Хиль зеленые штаны", "Севильский обольститель" неоднократно переводились, начиная с 70-х гг. 19 в. Первые переводы выполнены С. А. Юрьевым. В. сов. время пьесы Т. де М. ставятся во мн. театрах страны. Их переводили М. Л. Лозинский, В. А. Пяст, Т. Л. Щепкина-Куперник, М. Донской, Ю. Корнеева, Э. Линецкая, А. Эфрон.

Сочón y notas de Antonio C. Gavalda, Barcelona, 1957; Obras dramíticas completas, t. 1--3, Madrid, 1946--58; Obras dramíticas completas, 2 ed., Madrid, [1961]; в рус. пер. - Дон Хиль зеленые штаны, вступ. ст. Б. Кржевского, Берлин, 1923; то же, в кн.: Три испанские комедии, М. - Л., 1951; Театр. предисл. Ф. В. Кельина, М. - Л., 1935; Благочестивая Марта, комедия в трех актах, Л., 1938; Комедии, т. 1--2, вступ. ст. В. Силюнаса, М., 1969.

Лит.: Вьель-Кастель Я., Исп. театр Тирсо де Молина, "Пантеон русского и всех европ. театров", 1840, No 11; Веселовский А., Легенда о Дон Жуане, в его кн.: Этюды и характеристики, М., 1907; Узин "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины, "Театр", 1938, No 8; История западно-европ. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Кржевский Б. А., Тирсо де Молина [и др. статьи], в его кн.: Статьи о заруб. лит-ре, М. - Л., 1960; Штейн А., Своеобразие исп. классич. драмы, "Вопр. лит-ры", 1961, No 1; Менендес-Пидаль "Каменного гостя", в его кн.: Избр. произведения. Испанская лит-ра средних веков и эпохи Возрождения, М., 1961; Menéndez Pelayo, Tirso de Molina. Investigaciones biogríficas y bibliogríficas, в его кн.: Estudios y discursos de crítica histórica y literaria, t. 3, Santander, 1941; Mac Clelland I. L., Tirso de Molina. Studies in dramatic realism, Liverpool, 1948; írez de Cartagena A. de, Alrededor de "Tirso de Molina", Madrid, 1950; Mettmann W., Studien zum religiösen Theater Tirso de Molinas, Köln, 1954; Penna Sanz у Díaz J., Tirso de Molina, Madrid, 1964; Vossler ílogo bibliogrífico de Т. de Molina, "Estudios", 1949, v. 5;  M., Documentos para la biografía de Tirso de Molina, там же.

В. К. Ясный.