Аникст А. А.: Уайлд Оскар

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Уайльд О. Ф.
Категория:Критическая статья

УАЙЛЬД, Уайлд (Wilde), Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс (16.X.1854, Дублин, - 30.XI.1900, Париж) - англ. писатель и критик. Ирландец по происхождению. Отец - видный врач-окулист, мать - писательница.

"Стихотворения" ("Poems", 1881), тепло встреченный читателями, критикой не был одобрен. Слушая в Оксфорде лекции Дж. Рескина об искусстве, увлекся идеями т. н. эстетич. движения и стал проповедовать необходимость возрождения красоты в повседневной жизни для преодоления низменного практицизма бурж. общества. Выступления У. в Лондоне, эпатируя чопорных викторианских буржуа, встречали сочувствие в радикальных кругах. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. В США впервые были изданы революц. мелодрама У. "Вера, или Нигилисты" ("Vera, or nihilists", 1882, рус. пер. 1925, Берлин), при всей своей наивности выразившая бунтарские настроения молодого писателя, и стихотв. трагедия "Герцогиня Падуанская" ("The duchess of Padua", 1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, У. выступает с лекциями, сотрудничает в газетах и журналах; в 1886 вместе с Б. Шоу он подписал петицию о помиловании чикагских анархистов, приговоренных к казни; в 1887--89 - редактор журн. "Женский мир". С конца 80-х гг. наступает расцвет творчества У., талант к-рого проявился в разных жанрах. Ему принадлежат также эстетич. манифест - "Душа человека при социализме" ("The soul of man under socialism", 1891) и сб. парадоксальных статей о лит-ре и иск-ве "Замыслы" ("Intentions", 1891).

Блестящая карьера У. была прервана скандальным процессом по обвинению в безнравственности; писатель был осужден на два года тюремного заключения (1895--1897). По выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный переворот и кризис получили отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы" ("Ballad of Reading gaol", 1898; рус. пер. В. Брюсова, 1915, Н. Воронель, 1960) и в посмертно опубл. исповеди "De Profundis" (1905).

В обстановке социального и идеологич. кризиса англ. бурж. общества конца 19 в. У. примыкал к антибурж. направлению в лит-ре и театре. В нек-рой степени он испытал даже влияние идей социализма. Социализм, по мысли У., создаст наилучшие условия для развития личности и возрождения красоты в повседневной жизни. Не дожидаясь социального переустройства, следует содействовать развитию эстетич. чувства, являющегося одной из предпосылок грядущего обновления. Вместе с тем У. решительно отвергает утилитарное понимание искусства: "Картина не имеет другого смысла, кроме собственной красоты". В его представлении иск-во не только самоценно, но и первично по отношению к жизни. Декларации У. сближают его с декадент. эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество самого У., действительно чуждое прозаизму повседневности и всегда исполненное изящества, красоты формы и блеска лит. стиля, было отнюдь не лишено значит. жизненного содержания. У.-теоретик отгораживался от действительности, У.-художник в своеобразной форме остро реагировал на нее. Мировоззрению и творчеству У. вообще были присущи противоречия, и, склонный к демонстрированию своей оригинальности, он не заботился о том, чтобы примирить их. В поэзии У. сильно сказалось влияние франц. символизма. В ней сочетаются мистич. и эротич. мотивы; он особенно ценит яркие мимолетные впечатления. Наряду с этим в его стихах звучат социальные мотивы. Англия для него "торгашеское гнездо", а вся Британская империя - "колосс на глиняных ногах" ("Theoretikos", рус. пер. Н. Гумилева). Своему веку У. противопоставляет героич. эпоху англ. бурж. революции 17 в. (сонет "Мильтону"). Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна. В поздней "Балладе Редингской тюрьмы" декадент. мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

"Счастливый принц", "Гранатовый домик", "Звездный мальчик", "Роза и соловей") и "Стихотворения в прозе" ("Poems in prose") лиричны, полны подлинной поэтичности, возвышенны по стилю и внутреннему содержанию. Утверждая в "Сказках" гуманные идеи, У. не боится быть дидактичным. "Кентервильское привидение", "Портрет мистера Н.", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные духом иронии. В полном блеске предстает дарование У.-прозаика в "Портрете Дориана Грея" ("Tlie picture of Dorian Gray", 1891), являющемся образцом интеллектуального романа конца 19 в. Выразитель идей автора в романе лорд Генри Уоттон считает, что "цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем". Бурж. общество сковало людей условностями и ханжеской моралью. Лорд Генри отвергает их во имя наслаждения. Следуя этой философии, герой романа Дориан отдается безудержной погоне за наслаждениями, совершенно пренебрегая моралью. Оставаясь внешне красивым, он внутренне растлен, и только на портрете таинственным образом запечатлеваются его пороки. Т. о., эстет У., противореча своей теории, делает произв. искусства как бы судьей героя. Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, он вместе с тем признает, что красота и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. В годы своего появления роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

"Драматургия У. развивалась по двум путям. "Герцогиня Падуанская", "Саломея" ("Salomе'", 1893; первонач. на франц. яз.), "Флорентийская трагедия" ("A Florentine tragedy", 1895, опубл. 1908, незаконч.) - попытки возрождения поэтич. драмы больших страстей, любовь в них неотторжима от смерти, и У. предстает здесь типичным последователем декадентства конца 19 в. Иной характер имеют его светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господств. классов: "Веер леди Уиндермир" ("Lady Windermere's fan", 1892), "Женщина, не стоящая внимания" ("A woman of no importance, 1893), "Как важно быть серьезным" ("The importance of being earnest", пост. 1895, опубл. 1899). Парадоксы У. казнят лицемерие и фальшь ханжеского общества - в русле традиций англ. иронич. прозы и драматургии. Наиболее сильны социально-критич. мотивы в комедии "Идеальный муж" ("An ideal husband", 1895), где изобличаются нечистые методы, применяемые бурж. карьеристами. Комедии У. противостояли мещанской драматургии и прокладывали путь социально-критич. направлению в англ. драме.

В критич. статьях 80-х гг. У. осветил наиболее близкие ему явления совр. англ. лит-ры (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил нар. песенное творчество, поэзию Беранже и с великим уважением писал о мастерстве таких реалистов, как О. Бальзак, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский.

Сочинения:

The works, v. 1--14, L., 1908; Complete works, L. - Glasgow, 1966;

De Profundis, ed. by V. Holland, L., [1949];

The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962;

The critical heritage. Ed. by K. Beckson, L., [1970];

в рус. пер.

Пьесы, [предисл. А. Аникста], М., 1960.

Литература:

Айхенвальд 

Венгерова З. А., Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;

Аксельрод Л. И. (Ортодокс), Мораль и красота в произв. О. Уайльда, Ив.-Возн., 1923;

 И. Г., Уайльд, в кн.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958;

Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625--70;

Ingleby 

Harris F., O. Wilde, his life and confessions, v. 1--2, N. Y., 1918;

Sherard R. H., The life of O. Wilde, L., 1928;

St. J., O. Wilde, L., 1951;

 E., The art of O. Wilde, Princeton, 1967;

Mason 

А. А. Аникст.