Кагарлицкий Ю. И.: Уэллс Герберт Джордж

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Биография, Критическая статья
Связанные авторы:Уэллс Г. Д. (О ком идёт речь)

Уэллс (Wells), Герберт Джордж (21.IX.1866, Бромли, - 13.VIII.1946, Лондон) - англ. писатель. Отец - лавочник, мать - горничная, домоправительница. Занимался самообразованием, был помощником учителя. В 1884--87 учился в педагогич. Южно-Кенсингтонском колледже Лондонского ун-та. В 1888 У. кончает ун-т, к 1891 получает два ученых звания по биологии. В 1942 ему было присвоено звание доктора биологии. В 1893 опубл. учебники биологии и физиографии, а в 1930 - трехтомную популярную кн. "Наука жизни". В 1888 У. опубл. небольшую повесть "Аргонавты хроноса" ("The chronic argonauts") - первый набросок романа "Машина времени". С 1893 он регулярно пишет газетные очерки, собранные позднее в кн. "Избранные разговоры с дядей" ("Select conversations of an uncle", 1895) и "О некоторых личных делах" ("Certain personal matters", 1897). Романом У. "Машина времени" ("The time machine", 1895) начинается история науч. фантастики 20 в., завершившей тот общеевроп. процесс взаимовлияния просветит. реализма и романтизма, к-рый ранее помог формированию критич. реализма. В отличие от Жюля Верна, к-рый стремился ставить в необычные ситуации обычных людей и ни в чем не отступать от правды факта, У. создает фантастич. образы морлоков, элоев, а впоследствии марсиан, селенитов и т. п. Если Жюль Верн изображает аппараты и машины, построенные на основе уже известных ньютоновских принципов, то У. опирается на новые естеств.-науч. концепции, вводит в обиход фантастики дарвиновскую биологию, заметно потеснившую исключительно технич. фантастику Жюля Верна. Науч. источниками для У. послужили работы Т. Г. Хаксли, неэвклидова геометрия, некоторые физич. гипотезы, а лит. источниками - Дж. Свифт, Вольтер, амер. и нем. романтики.

В "Машине времени" У., полемизируя с позитивистами, доказывает, что развитие общества в рамках бурж. строя закончится вырождением и гибелью человечества. В обществе 802 701 года, куда попадает Путешественник во времени, место человечества заступили две новые получеловеческие породы - элои и морлоки. Первые являются выродившимися от безделья наследниками правящих классов 19 в., они инфантильны, ко всему индифферентны, лишены элементарных знаний. Звероподобные морлоки, откармливающие элоев на убой, - наследники рабочего класса, в течение тысячелетий лишенного плодов культуры и человеческих условий существования.

"Машиной времени" последовал цикл романов. В "Острове доктора Моро" ("The island of Dr. Moreau", 1896) аллегорически, на примере ученого, очеловечивающего зверей при помощи хирургич. операций, представлена история цивилизации - процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Обращенный одновременно против косности мещан и против ницшеанского "сверхчеловека", роман "Человек-невидимка" ("The invisible man", 1897) посв. истории ученого, использовавшего свое открытие ради установления личной диктатуры. "Война миров" ("The war of the worlds", 1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей обществ. организации. В романе "Когда спящий проснется" ("When the sleeper wakes", 1899) нарисованы сцены нар. революции, потрясшей капиталистич. общество 21 века. Ранний цикл завершается романами "Первые люди на луне" ("The first men on the moon", 1901), в к-рых сатирически изображено общество селенитов, построенное на крайнем разделении труда, и "Пища богов" ("The food of the gods", 1904), где выражена надежда, что колоссальный интеллектуальный и духовный рост человечества увеличит масштаб человеческих дел. "Колеса фортуны" ("Wheels of chance", 1896) положили начало бытовым романам У. Наибольший успех имели "Любовь и мистер Люишем" ("Love and Mr. Lewisham", 1900), рассказывающий о крушении надежд молодого ученого, вынужденного пожертвовать наукой ради устройства в жизни, и "Киппс" (1905) - картина нравов англ. мещанства. Та же тема юмористически трактована в "Истории мистера Полли" ("The history of Mr. Polly", 1910) и "Билби" (1915). Сенсацию вызвал роман "Анна-Вероника" (1909), посвященный вопросу эмансипации женщины.

Самый значительный из нефантастических романов У. "Тоно-Бенге" (1909) был попыткой восстановить применительно к Англии 20 в. традиции О. Бальзака; У. описал историю взлета и падения нувориша, сделав попытку дать "поперечный разрез" англ. общества в целом. Несколько романов, написанных до 1914, представляют собой возвращение к фантастике. Манера У., однако, существенно меняется. В романе "В дни кометы" ("In the days of the comet", 1906) рассказывается о моральном преображении мира под влиянием газа, оставленного в земной атмосфере хвостом пролетевшей кометы. Это бытовой роман с нек-рым фантастич. элементом. Роман "Война в воздухе" ("The war in the air", 1908) написан в духе Жюля Верна. Фантастич. элемента лишен и роман "Освобожденный мир" ("The world set free", 1914), посв. военному и мирному использованию атомной энергии. В последних двух романах говорится о крахе бурж. цивилизации в результате войны и построения нового всемирного гос-ва на "коллективистских" началах.

С 1900 У. постоянно выступает и с произв. прогностич. и утопич. рода (трактат "Предвиденья" - "Anticipations", 1901, и ряд статей). В 1905 он пишет соч. "Современная утопия" ("A modern Utopia") - проект переустройства мира на основах гос. социализма с широким допущением частного предпринимательства. Подобного рода идеи содержатся и в нек-рых худож. произв. У. и беллетризованных трактатах.

Основу идеологии У. составляет просветительство, истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер бурж. реформизма более или менее радикального толка. В трактате "Новые миры вместо старых" (1908) У. заметно приближается к социализму. В романе-трактате "Мир Вильяма Клиссольда" ("The world of William Clissold", 1926), трактате "Легальный заговор" ("The open conspiracy", 1928) У., напротив, резко противопоставляет свои теории марксизму. С 1903 по 1909 У. состоял членом "Фабианского общества" и, хотя с 1906 он резко критиковал фабианцев за политич. оппортунизм, его собств. мировоззрение представляло собой одну из форм фабианства.

В годы 1-й мировой войны У. принял деятельное участие в воен. пропаганде, выпустив книгу "Война, которая покончит с войнами" ("The war that will end war", 1914). В 1916 У. опубликовал антивоен. роман "Мистер Бритлинг пьет чашу до дна" ("Mr. Britling sees it through"), но официально своих позиций не изменил. В этом произв. намечены и богостроительские теории, вызвавшие несогласие М. Горького, в целом высоко оценившего этот роман (М. Горький, Собр. соч. в 30 тт, т. 29, М., 1955, с. 373). Эти же идеи развиваются У. затем в повестях "Бог - невидимый король" ("God: the invisible king", 1917), "Душа епископа" ("The soul of a bishop", 1917) и др. В создании новой религии У. видит путь к перевоспитанию человечества и предотвращению новой войны. С этой же целью У. опубл. "Очерк истории" ("Outline of history", 1920), "Краткий очерк истории" (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. издал просветит. утопию в форме романа "Люди как боги" ("Men like Gods").

"Накануне" ("Meanwhile", 1927), У. занял активную антифаш. позицию. В романе "Самодержавие мистера Паргема" ("The autocracy of Mr. Parham", 1930) рассказал о воображаемом фаш. перевороте в Англии. Повесть "Игрок в крокет" ("The croquet player", 1936) направлена против политики невмешательства в войну в Испании. Сатирич. тенденции возрождаются в романах "Мистер Блетсуорси на острове Ремпол" ("Mr. Blettsworthy on Rampole Island", 1928), "Бэлпингтон Блепский" (1932) и "Необходима осторожность" ("You can't be too careful", 1941). В 1933 У. был избран президентом Пен-клуба.

У. трижды посетил Россию - в 1914, 1920 и 1934. 6 окт. 1920 он беседовал с В. И. Лениным. Эта беседа получила широкую известность благодаря книге У. "Россия во мгле" ("Russia in the shadows", 1920) к "Опыту автобиографии" ("Experiment in autobiography", 1934). Несмотря на то, что У. не верил в способность Сов. России восстановить и развить нар. х-во без помощи Запада, "Россия во мгле" сыграла большую роль в распространении правды о нашей стране и большевистской партии. С осуждением этой книги выступил организатор интервенции против Советской России У. Черчилль. Во время Великой Отечественной войны У. выступал в поддержку Советского Союза.

Родоначальник научно-фантастич. лит-ры 20 в., У. внес значит. вклад в общелитературный процесс, сказавшийся, например, в новой концепции романного времени.

Сочинения:

1--11, Л., 1924--26; Собр. соч., т. 1--15, М., 1964; Мистер Бритлинг и война, П., 1918; Международная катастрофа 1914 года и ее последствия, М. - П., 1923; Краткая история человечества, М. - Л., 1924.

Литература:

Замятин Е., Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Левидова И. М. и Парчевская Dark West G. H., H. G. Wells, a sketch for a portrait, L., 1930; Wagar W. , H. G. Wells and the world state, New Haven, 1961;  В., The early H. G. Wells, Manch., 1961;  Dickson