Бувар и Пекюше.
Примечания

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Флобер Г., год: 1880
Категория:Роман


Предыдущая страницаОглавление

ПРИМЕЧАНИЯ

Флобер был занят работой над последним своим романом с июля 1872 года и до последнего дня своей жизни. Писатель сообщал, что задумал историю двух стариков-переписчиков, "своего рода критическую энциклопедию в юмористическом виде", что в новом произведении он хочет излить свое негодование ("Я изрыгну на современников отвращение, которое они мне внушают...").

По своей идейной направленности "Бувар и Пекюше" - явление весьма сложное. Флобер заставляет героев книги - двух мелких чиновников - последовательно перебрать серию занятий (земледелие, химию, медицину, философию и т. д.). История научных исканий Бувара и Пекюше заключает в себе многосторонний смысл. "Два Фауста" совершают различные нелепые поступки и многократно разочаровываются в результатах в силу недостаточности своих познаний; она люди невежественные в науке. Но разочарования героев в естественных и гуманитарных науках объясняются, по мысли писателя, и недостатками самого научного метода, торжеством субъективизма и эмпиризма. Отшатнувшись в страхе от Коммуны и осудив ее, Флобер с отвращением всматривался в лицо новой, Третьей республики. Где же выход, в чем истина? - с отчаянием спрашивал он себя. "Бувар и Пекюше" отражает настроение неверия Флобера в будущее научного и социального прогресса. В действительности речь могла идти о кризисе не культуры вообще, но культуры господствующих классов, некоторые симптомы упадка которой зорко подмечал Флобер.

Смерть прервала работу Флобера над "Буваром и Пекюше". В дальнейшем читатель должен был увидеть Бувара и Пекюше, которые, разочаровавшись в своих научных исканиях, возвращаются к переписыванию бумаг. Флобер пишет для себя: "В заключение показать обоих старичков, которые переписывают бумаги, склонившись над пюпитрами". Примечательно, что у писателя в 70-е годы заметно противоречивое отношение к судьбам науки и общественного прогресса: по временам он возвращается к мысли, что руководство обществом должно быть доверено ученым, правительство должно было бы стать одной из секций Академии наук; вера в силы и возможности науки противоречиво сосуществует с неверием в прогресс науки и общества, обнажая глубокую духовную драму "отшельника из Круассе". В ноябре 1872 года он писал принцессе Матильде: "Одиночество, литературные разочарования, отвращение к современникам, натянутые донельзя нервы, тревога за будущее и стукнувшие пятьдесят лет - вот итог моей жизни". В такой обстановке создается последний роман Флобера.

"Вот уже два месяца, - сообщает он, - как я не написал ни единой строчки, но я читал, читал до потери зрения... Считайте в среднем два тома в день..." В данном случае писатель готовил материалы для раздела книги, который должен был занять не более десяти страниц. Он признавался, что работает в пропорциях, которые называет "гигантскими"; он вынужден отклонять просьбы молодых писателей прочитать их произведения, так как "у меня не хватает ни зрения, ни времени", - пишет он за три месяца до кончины.

эстетике, философии, истории. Его письма пестрят ссылками на штудируемые им книги самого различного характера, среди которых упоминаются, например: "Стрижка садовых деревьев" Грессена, "Свойства души" Гарнье, "История медицины" Даремберга; он изучает "Историю лечебных теорий", "Трактаты по воспитанию", и т. д., и т. п.

Флобер совершает поездки в поисках местности, в которой мог бы поселить "двух старичков"; он обращается к знакомым, запрашивая у них всевозможные сведения для "Бувара и Пекюше"; так, например, 25 апреля 1880 года он обращается с просьбой к Мопассану, прося его собрать некоторые факты из области ботаники. Флобер указывает в одном из писем, что ему пришлось проглотить "ради... двух старичков" более 1 500 томов.

И. С. Тургенев с восторгом отозвался о некоторых главах романа, прочитанных ему Флобером.

Во французской критике посмертный роман Флобера был встречен отрицательно. И. Тэн, например, говорил о "Буваре и Пекюше" как весьма ученом, но совершенно неинтересном романе, что вовсе не является правильной оценкой последнего крупного произведения Флобера.



Предыдущая страницаОглавление