Перси Шелли

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Шелли П. Б. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Перси Шелли (старая орфография)

ПЕРСИ ШЕЛЛИ.

Перси Биши Шелли, "певец скорбей человечества" и автор "Освобождённого Прометея", родился 4-го августа 1792 года в Сесекском графстве, в поместьи отца, Фильдилесе. Отец поэта, сэр Томас Шелли, был человек мелочной и крайне строптивый, а мать - женщина холодная и расчотливая. Дед поэта, со смертью которого должны были перейти к отцу его как наследство иные земли, так и звание пэра, ещё был жив, вследствие чего семейство поэта должно было довольствоваться весьма ограниченным содержанием. Что же касается сестёр поэта, то это были добрые, простые девушки, которые ничего не понимали в стремлениях своего гениального брата. Естественным последствием всего этого было то, что будущий поэт постоянно чувствовал себя одиноким и чужим даже среди сестёр.

Школа усилила в нём это чувство одиночества. Думая единственно о том, как бы воспитать детей подешевле, отец отдал его в школу соседняго местечка. Школьный учитель оказался человеком грубым и необразованным, а товарищи - сыновья фермеров и мелких торговцов - грубыми и жестокими. Недовольные его щепетильностью, школьники скоро возненавидели его и составили целую систему преследований против него, доходившую до безчеловечной жестокости, до какой могут доходить только школьники. В Итоне, куда Шелли перешол из Сионской школы, повторилась с ним таже история, только с другими варьяциями. Отказавшись подчиниться вековому обычаю английских школ, в силу которого младшие воспитанники обязаны служить старшим, он и тут вооружил против себя всё заведение. Но на этот раз тихий и нежный юноша вынес мужественно гонение, воздвигнутое на него товарищами, причём мелкий деспотизм учителей поддерживал преследования школьников. Участие одного из педагогов, доктора Линда, умевшого оценить замечательные способности юноши, дало Шелли возможность вынести эту раннюю борьбу с несправедливостью и предразсудками школы и выйти из нея победителем. Но, к концу своего пребывание в Итоне, занятия естественными науками в классическом заведении навлекли на него новые гонения со стороны начальства и породили новые столкновения с товарищами, ославившими его сумасшедшим. Всё это, взятое вместе, потрясло, наконец, здоровье юноши - и, после сильного припадка бешенства, под влиянием которого он проткнул перочинным ножом руку товарищу, Шелли пришлось покинуть Итон. Суровость родителей при встрече докончила то, что начала школа - и у Шелли сделалось разстройство мозга...

Около этого времени был издан первый литературный опыт Шелли: роман "Застроцци", начатый ям в Итоне. За этим первым опытом вскоре последовал другой, не более учачный, под названием: "Сент-Ирвин, или рыцарь розового креста". Само-собою разумеется, что оба романа были исполнены всякого рода нелепостей; тем не менее и в них виден тот скорбный путь, которым шло развитие гениального юноши. Осенью 1810 года Шелли поступил в Оксфордский университет. Но и здесь жаждавший знаний юноша не нашол того, чего искал. В университете он бросил писать романы и отдался весь поэзии; но первые опыты и в этом новом роде оказались крайне неудачными: он написал несколько поэм и мелких стихотворений, напыщенных до последней, степени и исполненных декламации общих мер о свободе и правах человека, доходивших не редко до совершенной нелепости. Друг его Хогг, которому он украдкой читал этот юношеский брод, присоветовал ему обратить поэмы в пародии и издать их под комическим заглавием: "Посмертные стихотворения Маргариты Никольсон" {Имя сумасшедшей, покушавшейся на жизнь Георга III.}. Книга имела некоторый успех во как на одия, а как серьезное произведение, и, притом, не только между публикой, но и в среде профессоров университета, глубокомысленно восхищавшихся некоторыми её местами, что очень смешило молодого автора. Конечно, подобные отношения между учащими и учащимся не могли кончиться хорошо - и вскоре университет со скандалом изгнал из своих стен дерзкого юношу, осмелившагося возмущать его вековое спокойствие и издеваться над его наукой. Вслед за изгнанием из университета последовало и изгнание Шелли из родительского дома. Но и этим не ограничились несчастья молодого человека. Шелли был отвергнуть не одной семьёй, во и любимой девушкой, после своего исключения из университета. Несмотря на свою молодость, он был уже года два помолвлен с своей кузиной, Гарриьтой Гров, дочерью пастора. Еще до исключения Шелли из университета, скептицизм его писем начинал смущать родителей невесты и её самой. Брошюра об атеизме решила дело. Родители невесты поспешила отказать сыну, отвергнутому семьёй. Юноша, на которого обрушилось разом столько ударов, был близок к гибели. Он уже помышлял о самоубийстве...

блондинкой Гарриэтой Вестбрук, дочерью трактирщика. Он послал ей стихотворение; она его приняла благосклонно. Удачно начатое дело подвигалось быстро вперёд и окончилось тем, что Шелли, в один прекрасный вечер, увёз мисс Гарриэту в Эдинбург, а оттуда в знаменитый Гретна-Грин, где и обвенчался с нею. Таким образом, девятнадцати-летний юноша, без гроша в кармане, сделался мужем и вскоре отцом. Между-тем, нужда не переставала его преследовать. Переезжая с места на место и питаясь иногда булкой, купленной где-нибудь да дороге и съедаемой на ходу. Шелли попал, наконец, в Ирландию; но и здесь оставался не долго, так-как затеянная им там агитация заставила его вскоре бежать на остров Мен.

Между-тем, отношения его к жене, оказавшейся хотя доброй, но совершенно пустой женщине, стали делаться всё более и более натянутыми, вследствие чего домашняя жизнь поэта не представляла ничего отрадного. Прожив таким образом около двух лет, супруги решились разстаться. Молодая женщина возвратилась к отцу; по и тут не нашла желаемого успокоения. Конец бедной Гарриэты был весьма печален: прожив два с половиною года под кровлей родительского дома, она утопилась в пруде. Общественное мнение, как водится, обвинило в этой смерти Шелли, причём осыпала его целыми потоками самой грубой брани и целой тучей самых язвительных пасквилей, в которых он изображался чудовищем разврата, доведшим своим дурным поведением жену до самоубийства. Даже критика, вместо разбора его сочинений, читала ему одну мораль и забрасывала грязью.

По смерти жены, Шелли потребовал от тестя возвращения детей; но тот отказал ему в том и, вслед затем, обратился в суд с просьбой, чтобы дети были оставлены под его надзором, так-как отец их, Шелли, бросил их мать, был всегда атеистом и безнравственном человеком, и намерен воспитывать детей в своих нечестивых идеях, как религиозных, так и политических. Лорд-канцлер решил оставить детей у деда, а Шелли обязал вносить ежегодно определённую сумму на их воспитание. Общественное мнение одобрило это решение, причём отец его и вся семья были на стороне судей.

Вскоре после разрыва с женой, Шелли сошолся с девицей Мэри Вульстонкрафт, учоные родители которой имели свои собственные взгляды на брак и его последствия. Этот решительный шаг возстановил против него общественное мнение и заставил его покинуть на время Англию. Возвратившись на родину, поэт продолжал терпеть нужду, пока смерть деда не изменила его обстоятельств. Отец его сделался пэром, а молодой Шелли, как наследник будущого пэрства, получил пенсию в 1000 фунтов стерлингов ежегодного дохода. Затем, в 1816 году, вскоре после смерти жены, он обвенчался с своей Мэри, в надежде оградить её тем от оскорблений общества. В 1820 году, болезнь заставила Шелли уехать на Юг, где он и провёл два года, преимущественно в Италии. Прожив здесь счастливо эти последние два года, он утонул 8-го июля 1822 года в одном из заливов Средиземного моря, Специи, во время внезапно поднявшейся бура, опрокинувшей лодку, в которой он плыл из Ливорно в Леричи. Тело его. отысканное только через две недели, было сожжено в присутствии Байрона и немногих друзей и почитателей поэта. По сожжении, тело Шелли оказалось превратившимся в пепел, но сердце, по странной случайности, не сгорело, почему и было положено в спирт и, вместе с пеплом, собранным в урну, похоронено у пирамиды Цестия в Риме.

Так погиб Шелли, кратковременная жизнь которого, как и его поэзия, была блестящим слом, ложным в главном основании, по прекрасным и очаровательным в подробностях.

несколько произведений, которые навсегда останутся в английской литературе. К числу последних принадлежат: поэмы "Аластор или дух уединения" и "Возмущение Ислама" и драмы: "Освобождённый Прометей", "Эллада" и "Ченчи".

Неудовлетворённый с этой стороны, юноша ищет наслаждения в чистой человеческой любви. Он призывает женщину, которая была бы способна разделить с ним всю его жажду знания, все его мечты о человечестве и всю его страсть. В образе этой женщины, символически заключается и образ той жизни, которая нужна юноше, чтобы утолить пожирающую его жажду. Юноша не находит её - и умирает от тоски. Это - поэма отчаяния, по отчаяния в себе, а не в человечестве.

"Возмущение Ислама", поэма в двенадцати песнях, написанная спенсеровыми стансами, есть самое большое произведеyЁе Шелли и яснее всех других его сочинений обнаруживает воззрение поэта на вещи. Выход этого произведения в свет задержан был на некоторое время тем обстоятельством, что Лаон и Цитна, герой и героиня поэмы, были брат и сестра. Озадаченный издатель, боясь скандала, потребовал переделки. Шелли сначала не хотел сделать требуемого изменения, но, наконец, должен был уступить настояниям издателя - и родственные отношения между героем и героиней были уничтожены Поэма эта, по объяснению самого автора, помещонному в предисловии, состоит из ряда картин, представляя развитие души, стремящейся к совершенству и посвящающей себя человечеству, её очистительное действие на самые смелые и необычайные побуждения фантазии, ума и чувств, её противодействие всякой тираннии, её силу, которая воскрешает надежду народов, просвещает и исправляет людей; далее - быстрые действия этой силы: возвышение великого народа из рабства и унижения, ниспровержение тиранов и разоблачение религиозного обмана, довольство победоносной любви к отечеству и всеобщую терпимость истинной филантропии, злобную грубость наёмников, вероломство деспотов, союз царей и возвращение низпровергнутой династии чуждыми войсками, истребление патриотов и победу тираннии, междоусобную войну, голод, язвы, суеверие, окончательное уничтожение всех семейных добродетелей, наконец - неизбежное и полное падение тираннии, непрочность невежества и заблуждения, и вечность гения и юности.

Драма "Освобождённый Прометей", этот "увлекательный гимн свободе в драматической форме", как называет её Шерр, есть, безспорно, лучшее произведение Шелли. Не смотря на то, что тот же самый сюжет был обработан Эсхилом, величайшим из драматургов древняго мира, "Освобождённый Прометей" Шелли прекрасен в своём роде, не смотря на некоторую туманность философии, которою проникнута вся драма английского поэта. К тому же, Прометей Шелли вовсе не похож на своего греческого прототипа. Прометей Шелли - не древний эллин, а больной сын больного века; он не создание, возмутившееся против своего творца, как Эсхилов Прометей: он такой же гордый дух, как и Зевес, и даже сильнее его, хотя и прикован к скале. У него своё царство - мысль, свобода духа, над которой безсильна власть Зевеса.

Лирическая драма "Эллада" - это пламенное стихотворение на греческую революцию - есть, собственно, не драма, а поэма в речах, так как её действующия лица, как и в драмах Байрона, обрисованы не действием, а своими монологами. Что же касается последней драмы Шелли "Ченчи", лучшей после "Освобождённого Прометея", то мы считаем излишним говорить о её содержании, так-как фабула её хорошо известна всем.