Должность поэта

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Шиллер Ф. И., год: 1819
Категории:Философская статья, Критическая статья
Связанные авторы:Бриммер В. К. (Переводчик текста)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Должность поэта (старая орфография)


ДОЛЖНОСТЬ ПОЭТА.

Шиллера.

Pаспространение круга познаний, отделение должностных занятии от прочих упражнений человека, препятствуют душевным силам действовать соединенно. Одна только поэзия, занимая вместе ум, сердце и воображение, собирает развлеченные силы и возстановляет человека во всей его целости. Но для сего потребно, чтобы она не отставала от успехов своего века и пользовалась всеми его преимуществами. Сокровища ума и опытности, собранные просвещением, должны от творческой руки её получить жизнь и плодовитость, и явиться в виде приятном. Собрав воедино нравы, характер, все познания своего времени, она должна очистить, облагородствовать их и с помощию искуства, творящого Идеалы, сделать из настоящого столетия образец для столетия будущого. Для сего же необходимо, чтобы тот, кто ею занимается, был зрел и образован. Доколе сего не будет; доколе нравственно-образованный, от всех предразсудков свободный ум не находится еще с Поэтом в теснейшем соединении, Поэзия не может на столетие свое иметь благотворного влияния и каждый успех в науках уменьшит число её почитателей. Не возможно, чтобы просвещенный человек находил пищу для духа и сердца своего в произведениях какого нибудь, еще недозревшого-юноши; чтобы ему приятно было найти в стихотворении теже самые предразсудки, обыкновенные нравы, пустоту души, которых он убегает в жизни. Он имеет право желать, чтобы Поэт, долженствующий быт верным его сопутником, находился с ним на одной степени просвещения; потому, что он и в часы отдохновения не хочет унизишься, Итак недовольно для Поэта выражаться возвышенно; он должен иметь и возвышенные чувства. Обыкновенный восторг недостаточен: нужен восторг образованного духа. Все, что Поэт сообщает нам, есть отпечаток свойств его, которым по сему и следует быть достойными современников и потомства. Сии-то свойства сколь можно облагородить, очистить и усовершенствовать есть его первое и важнейшее занятие; иначе он не достигнет цели своей: трогать образованные души. Величайшее достоинство творения его состоит в том, чтобы быть чистым, довершенным отпечатком великого духа. Такому только Духу следовало бы отражаться в произведениях искуства: тогда и по одной уже черте можно было бы узнать его; обыкновенной человек тщетно старался бы истощить все способы искуства для прикрытия сего недостатка. О Эстетической сфере можно тоже сказать, что и о нравственной". Как в сей последней превосходство характера ознаменовывает каждый поступок человека печатию нравственной доброты; так в первой один только зрелый, совершенный дух есть источник всего зрелого и совершенного! Никакое дарование, как бы оно велико ни было, не в состоянии сообщить произведению того, чего не достает творцу его; погрешности от сего источника проистекающия, не заменяются никакою отделкою. Необходимая должность каждого Поэта есть возведение своего предмета на степень Идеала; без чего Поэт не будет иметь права на достоинство Поэта. Ему следует все превосходное в своем предмете (хотя бы оно состояло в фигуре, чувствовании или действии, в нем или вне его находилось) освободить от грубейшей, посторонней примеси; разсеянные лучи совершенства собрать в единый; частные, соразмерность нарушающия черты, подчинить согласию целого; личное и местное возвысить до всеобщого. Все Идеалы, которые он, таким образом изображает отдельно, суть, так сказать, отражение Идеала, находящагося в душе его.. Чем более он очистил и распространил сей последний, тем более и, первые, отдельные, приближаются; к высочайшему совершенству.

"Соревнователь просвещения и благотворения", Ч. 1, 1818.