Фридрих Шлегель

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Шлегель Ф. К. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Фридрих Шлегель (старая орфография)

ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ.

Обладая несравненно более поэтическим талантом, чем старший его брат, Фридрих Шлегель уже по этому одному занимает видное место в литературе; но значение его не меньше и в публицистской деятельности на ряду с братом. Можно смело сказать, что если в общих их трудах о романтизме задача разрушить старые верования исполнена была преимущественно Августом Шлегелем, то труд построить и формулировать новые воззрения достались на долю его младшого брата, Фридриха, который родился 10-го марта 1772 года в Гановере и предназначался в молодости своим отцом к купеческому званию. Скоро однако почувствовал он такое отвращение к предназначенной ему карьере, что отец был вынужден позволить ему оставить место в коммерческой конторе и начать серьёзное учение в гёттингенской школе. Перейдя затем в Лейпцигский университет, молодой Шлегель получил там диплом доктора философии. Занимаясь также филологией, он скоро и в этой отрасли знаний стал одним из передовых учоных своего времени, посвятив себя преимущественно изучению греческой и рижской литератур. В 1802 году Шлегель читал в Париже с большим успехом лекции о философии. Позднее он перешол в католичество вместе с своей женой, что позволило ему сделать карьеру в Вене, где, благодаря влиянию Меттерниха, он получил место секретаря в государственной канцелярии. Во время войны с Наполеоном, Шлегель, находясь в главной квартире эрцгерцога Карла, писал пламенные прокламации к народу, имевшия большой успех. В преклонных летах он снова вернулся к тихим научным занятиям, причём стал читать лекции о новой истории и о новой и древней литературе, и издавать журнал под заглавием: "Немецкий Музеум". Доверие к нему Меттерниха было так велико, что в 1815 году он был назначен посольским секретарём при Германском Союзе во Франкфурте. Последние годы жизни Шлегель провёл в Вене и умер в Дрездене от апоплексического удара 12-го января 1820 года. Не смотря на его глубокия познания в древних литературах, следует заметить, что, как самостоятельный поэт, Шлегель успел менее воспользоваться этими познаниями, сравнительно с своим братом. Но причина этому лежит именно в том, что, обладая более поэтическим талантом, он естественно был менее склонен подчиняться в своих сочинениях чужому влиянию. Свои критическия воззрения на греческую жизнь Шлегель преимущественно выразил в своём известном романе "Люцннда", в котором он, между прочим, выставляет личность гетер как идеал высшого развития и общечеловеческой образованности. Узкость этого взгляда, без сомнения, явствует сама собой. Подобного рода эксцентрическия мнения встречаются у Шлегеля на каждом шагу. Так, например, римская церковь является у него идеалом общественного устройства. Если вспомнить, однако, что ложность его взглядов выкупалась поэтической обработкой сюжета, то становится понятным, почему он имел такое влияние на современников, хотя в сочинениях его поэт часто пожинал лавры в ущерб учоному. Пылкий и горячий по природе, он жадно ухватывался за каждую мысль, и был очень склонен видеть во всём одну хорошую сторону. Этим свойством характера объясняется, а частью и оправдывается его переход в католицизм и увлечение Меттернихом. О том, что его взгляды на устройство общества ложны в самом основании, конечно нечего распространяться. Он постоянно смешивал форму с содержанием и блеск первой часто заслонял перед ним мрачные стороны второго, но всё-таки нельзя не сознаться, что подобная честная натура, искавшая во всём хорошого, не могла не нравиться современном и не увлекать их силою талантливой диалектики.

Мистический взгляд на жизнь Шлегель перенёс и в свои поэтическия произведения, где, конечно, взгляд этот был более уместен, чем в учоных его трудах. Такого рода направление естественно уживалось лучше всего с лирической поэзией, и вот почему

"Голоса Любви", "Ясные Вечера" и прочия лирическия произведения будут всегда занимать видные места в сборниках поэтических произведений; но и в них, на-ряду с истинно-поэтическими чертами, порой сквозит ложность взглядов, едва автор начинает распространяться о недоступных его пониманию вопросах жизни. К лучшим произведениям Шлегеля принадлежат безспорно те, где, увлёкшись сюжетом, он просто проводит перед читателем ряд поразивших его образов, не вдаваясь в их внутреннюю оценку. К таким принадлежат, например, его патриотическия песни и между ними в особенности: "Гимн чести" и "Баллада из жизни средневековых рыцарей". Прочия из его поэтических произведений грешат все ложностью и узкостью взгляда, выражающагося часто до-того рельефно, что за ним теряются истинно-поэтическия черты. Так его знаменитая "Песня к свободе" способна увлечь разве только неоперившагося юношу, а сочинения, носящия религиозный характер, уже совершенно невыносимы для всякого мало-мальски развитого человека.

"Аларкос" и поэме "Роланд". Свои же учоные сочинения Шлегель начал с монографии "О школах греческой поэзии". Сочинение это имело очень большой успех между современниками, что побудило автора продолжать начатое дело, плодами чего были два других больших сочинения: "Историческое обозрение греческих и римских древностей" и "История поэзии греков и римлян". Глубокия научные познания автора разсыпаны щедрою рукою во всех этих трудах, и хотя собственные его суждения часто отличаются, как было сказано выше, односторонностью, но недостаток этот достаточно вынувши ясностью изложения предмета и обилием приведённых фактов. Последовавшия затем его чтения об истории литератур древних и новых должны были, по замыслу автора, быть достойным продолжением первых трудов, но, к сожалению, мертвящее влияние того ложного взгляда на вещи, которое было следствием перехода автора в католицизм, сделало из этой книги скорее панегирик этому последнему, чем здравое и достойное истинного учоного изложение задуманного предмета. Этот несчастный взгляд нашол себе место даже в следующем единении Шлегеля: "О языке и мудрости индусов", где, вопреки всякой видимой возможности, Шлегель умудрился провести свои излюбленные идеи о папстве и Римской Церкви. Тонкая и умная диалектика Шлегеля лучше всего выразилась в его "Чтениях о новой истории", где он сумел с таким искусствен подобрать и сгруппировать факты, оправдывающие, но его мнению, усвоенные из взгляды, что даже строго-предубеждённый читатель не может не отнестись сочувственном этим увлечениям действительно великого ума, пошедшого, к несчастию, по ложной дороге. В своей "Философии истории" Шлегель пытался установить и оправдать свои взгляды с философской точи зрения, причём впал окончательно в софистику, пытаясь защитить то, что не имело в самом себе достаточной силы для своего оправдания.

"Полное собрание сочинений Фридриха Шлегеля" было издано, под личным наблюдением автора, в Вене, в десяти томах, в течении 1822--1825 годов. Из сочинений его на русский язык было переведено всего одно, именно: "История древней и новой литературы". Перевод с немецкого. Две части. Спб. 1829--1830. Издание 2-е - Спб. 1834.