Михайлов А. В.: Шлегель Фридрих

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Шлегель Ф. К. (О ком идёт речь)

Шлегель (Schlegel), Фридрих (10.III.1772, Ганновер, - 12.I.1829, Дрезден) - нем. критик, философ и поэт. Брат А. В. Шлегеля. Изучал классич. филологию в Лейпциге, с 1794 - приват-доцент в Берлине и Йене. В молодости испытал влияние идей просветительства, приветствовал Великую франц. революцию. В 1798--1800 издавал в Йене вместе с А. В. Шлегелем журн. "Атенеум" - орган раннего нем. романтич. движения, т. н. "йенских" романтиков. Ведущий теоретик романтизма, Ш. в заостренно-полемической, нередко парадоксальной форме выразил идеалы романтизма, разработал ряд его важнейших категорий ("ирония", "прогрессивная поэзия" и т. д.), обычно пользуясь новой худож. формой теоретич. высказывания - фрагментом ("Критические фрагменты", 1797, "Фрагменты", с участием Новалиса, Ф. Шлейермахера и А. В. Шлегеля, 1798, "Идеи", 1800; рус. пер. фрагментов в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, 1934).

Осн. теоретич. соч. Ш. "йенского" периода - "Разговор о поэзии" ("Gespräch über die Poesie", 1800), куда вошли также "Речь о мифологии" и "Письмо о романе", содержащее поэтику романа как универсального жанра романтич. иск-ва. Несовершенный в худож. отношении роман Ш. "Люцинда" (1799, не закончен) адекватно выражает процесс брожения и становления романтич. движения. Тема романа - положение личности в обществе; идея "воспитания" переосмысливается в самосознание, обретение внутр. свободы, чувства космич. целого; картина общества отсутствует, брак - прообраз обществ. космоса. Обществ. кризис, запечатляемый в психологии остро чувствующего, сосредоточенного на своих переживаниях индивида, становится и проблемой формы: роман фрагментарен. Эротизм романа и непривычность формы вызвали в Германии почти единодушное осуждение. В драме "Аларкос" (1802) Ш. на основе исп. романса (см. Романсы испанские) создал жестокую "трагедию рока"; это соч. также вызвало протесты. Поэтич. соч. Ш. были изд. в 1809.

Романтич. энтузиазм "йенского" периода быстро иссякает. Ш. отходит и от демократич. убеждений прежних лет (работы о Г. Форстере и Г. Э. Лессинге, 1797), сосредоточиваясь на занятиях историей лит-ры ("Лекции о древней и новой литературе" - "Geschichte der alten und der neuen Literatur", 1813) и языковедением (санскрит). В 1808 перешел в католичество, стал одним из теоретиков политич. реставрации. Как философ Ш. разрабатывал "философию жизни" - вариант позднеромантич. философии. Издавал журн. "Европа" (1803--05), "Немецкий музей" (1812--13) и "Конкордия" (1823). В 1801 издал роман своей жены Доротеи Шлегель "Флорентин".

Соч.: Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. von E. Behler [u. a.], [Bd 1--19], Münch. - [u. a.], 1958--71 - (изд. продолжается); Lucinde, Hamb., 1964; Alarcos, hrsg. von P. Kluckhohn, Lpz., 1936; в рус. пер. - Люцинда, в кн.: Нем. романтич. повесть, [вступ. ст. Н. Я. Берковского], т. 1, М. - Л., 1935.

Лит.: Степун Ф., Трагедия творчества, в кн.: Логос, кн. 1, М., 1910; Schlagdenhauffen Klin E., Die frühromantische Literaturtheorie Fr. Schlegels, WrocBaw, 1964; Polheim ünch. - [u. a.], 1966; Behler 

А. В. Михайлов.