Спорная статья в супружестве

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Юм Д., год: 1809
Примечание:Перевод Ф. Бунакова.
Категория:Публицистическая статья

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Спорная статья в супружестве (старая орфография)

Спорная статья в супружестве.

(Выбранная из сочинений Г-на Юма.)

Не знаю, до чему девушки и молодые дамы сердятся, когда то говорят о замужстве с невыгодной стороны, и почему сатира на супружество трогает их также, как сатира на них самих. Не уже ли он боятся потерять что-нибудь, если сторона противная возмет перевес? или, может статься, не чувствуют ли, что все худое в супружестве происходит более от них, нежели от мущин? Я спрашиваю об этом без намерения, - только так, - невзначай; - клянусь честию, мне и в ум не приходило, чтобы это могла быть правда!

Часто хотелось мне угодить женщинам и написать похвалу супружеству; я выдумывал, собирал и располагал доказательства, но оне были всегда так двусмысленны, что могли служить столько же для похвалы, сколько и для сатиры. Что делать? - я вздумал написать на одной стороне сатиру, на другой похвалу; однако, размыслив, что сатире поверят более, нежели похвале - я оставил свой план; но материалы уже готовы - я сохранил их в угодность женщинам, и так для общей пользы скажу точно и справедливо все, в чем жалуется наш пол на супружество. Если это поможет мне разрешить главную спорную статью, то все прочия несогласия кончатся сами собою. Чтожь это за спорная статья? Желание повелевать, сударыни. - Предвижу, что вы самих нас укорять станете неограниченным желанием господствовать. Но платить укоризнами за укоризны, значит терять понапрасну время. Что в женщинах ни одна страсть так сильно не действует, как желание господствовать, что оно побеждает даже их суетность - а это ужь слишком много! тому представляет нам История довольно разительный пример: -

в умысл. Мужей сонных, пьяных или при другом удобном случае - сковали. Таким образом содержа в крепком плену бедных супругов, назначили он день для общого сейма. Все собрались, спорили, выдумывали что делать и каким образом воспользоваться своею победою, чтобы не попасть опять в неволю. Две старухи предложили, как лучшее дело, перебить всех мужей; но молодые, к чести их сострадательного сердца, отвергнули сие предложение, и думали, что живой муж, каков бы ни был, по крайней мере полезная утварь в дом, и что даровав супругам жизнь, он получат две выгоды: 1-е живого мужа, и 2-е. удовольствие зачитать ему впредь это благодеяние и упрекать его при всяком случае. Наконец по многих спорах и несогласиях сейм определил всем мужьям выколоть глаза. Женщины говорили таким образом; "Слепой муж есть самой лучший; правда, что мы чрез то лишимся всех выгод, получаемых нами от красоты, но за то власть наша будет совершенно ограждена и свобода навсегда утвердится. Мы не услышим уже более нежных вздохов, но и не будем терять несносных повелений. Уборы и кокетство потеряют свою цену: но к чему сии мелочи, когда вольность наша в безопасности?" - Конечно, бедные мужья лучше бы согласились лишиться слуха, нежели зрения, еслиб их послушались; они дерзали даже делать некоторые представления сейму; но, к нещастию, жены их слишком хорощо знали свою пользу. Определение было вскоре исполнено. Говорят, правда, что некоторые прекрасные женщины, вышедшия за муж не более как недели за две, пожалели своих мужей, и берегли глаза их месяца три; но по прошествии сего времени и он почли за лучшее последовать примеру прочих.

удивляюсь одной умной женщине, которая с радостию вышла замуж за самого последняго дурака, чтобы управлять им по своей воле. Это мне кажется непростительнее Скифского тиранства: слепец по уму гораздо более слеп, нежели тот, у кого только глаза выколоты.

Впрочем, чтобы быть справедливым, надобно обвинить об стороны. Я думаю, что и мущины не правы. Женщины никогда не захотелиб оспоривать у нас власти, если бы мы не употребили во зло своих преимуществ. Тиранство раждает возмутителей. История говорит нам, что щастливый бунтовщик становится сам тираном. Что еслиб кто решился предложишь уравнение прав для обеих сторон? еслиб та и другая оставили свои покушения на верховную власть? Чтоб это установить, надобно собрать сейм, где мущины и женщины имели бы равные голоса. Скоро мы повестим об этом сейме, и потом объявим определение.

"Вестник Европы". Часть XLV, No 11, 1809