Автор: | Мелвилл Г. |
Категория: | Роман |
СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ
Составлен преимущественно по «Морскому словарю» К.И. Самойлова (М. - Л., 1941).
Аврал - работа на корабле, в которой участвует вся команда.
Анкерок - деревянный бочонок, в котором на шлюпках хранится пресная вода.
Ахтер-люк - одно из главных отверстий в палубе, позади грот-мачты; помещение в трюме судна, служащее для хранения провизии, перевозимой в бочках или систернах.
Бак - носовая часть верхней палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг - курс парусного судна, образующий с направлением попутного ветра угол более 90 и менее 180°.
Бакштаги - снасти стоячего такелажа для крепления с боков легких рангоутных деревьев.
Бакштов - конец троса, выпускаемый с кормы корабля для крепления на него шлюпок во время стоянки.
Банить - прочищать канал орудия цилиндрической щеткой - банником.
Банка - скамья на шлюпке.
«Баньянов день» - в английском и американском флотах день, когда на корабле не давали мяса или рацион был более скудным.
Баржа - легкая и узкая шлюпка катерной постройки для начальственных лиц.
Барказ - самая большая (14-22-весельная) шлюпка для перевозки большого числа команды или тяжелых грузов.
Баталер - унтер-офицер, заведующий пищевым и вещевым довольствием.
Бегучий такелаж - подвижные снасти для постановки и уборки парусов, подъема и спуска тяжестей и т. д.
Бейдевинд - курс парусного судна, при котором угол между его курсом и встречным ветром меньше 90°.
Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем.
Бизань - нижний косой четырехугольный парус, поднимаемый позади бизань-мачты на гафеле.
Бизань-мачта - третья от носа мачта на корабле.
Блок - простейшее приспособление для подъема тяжестей.
Блокшив - устаревшее и разоруженное судно, превращенное в плавучую казарму для матросов или тюрьму для арестантов.
Бом - составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих бом-брам-стеньге.
Бом-брам-рей - четвертый снизу рей на мачте.
Бом-брамсель - прямой парус, подымающийся над брамселем.
Бом-брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньги.
Боцман - старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий за чистоту на корабле.
Боцманмат - помощник боцмана.
Брам - составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.
Брам-рей - третий снизу рей.
Брамсель - прямой парус, поднимаемый над марселем.
Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
Брасопить рей - поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью бра-сов.
Брасы - снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости.
Брать рифы - убавить парус, зарифить его.
Брашпиль - судовой ворот с горизонтальным валом, служит для выборки якорь-цепи и подтягивания тяжелых канатов.
Брейд-вымпел - широкий короткий вымпел, поднимаемый командирами соединений, не состоящими в адмиральском чине.
Бриг - двухмачтовое парусное судно.
Бриз - ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.
Брюк - толстый трос, удерживающий орудие при откатке.
Буек - поплавок для указания какого-либо места на поверхности воды или для спасения утопающих.
Бухта троса или снасти - трос или снасть, свернутые кругами или восьмеркой.
Бушприт - горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для постановки косых треугольных парусов - кливеров впереди фок-мачты.
Бык-гордень - снасть бегучего такелажа нижних парусов. Бык-гордень привязывается к нижней шкаторине фока и грота за середину ее и служит для подтягивания середины паруса к рею.
Ванты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков мачты, стеньги и брам-стеньги.
Вестовой - матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.
Виндзейль - длинный парусиновый рукав, растянутый на обручах, служит для вентиляции. Устанавливается так, чтобы верхняя часть его (будка) приходилась против ветра.
Выбирать - тянуть, подтягивать.
Выбленка - концы троса, укрепленные поперек вант и выполняющие роль ступеней лестницы.
Выбленочный трос - служит для вязания выбленок.
Вымбовка - деревянный рычаг, вставляемый в шпиль для вращения его вручную.
Выстрел - длинное горизонтальное рангоутное дерево, укрепленное концом о борт судна против фок-мачты; служит для постановки лиселей и, когда судно на якоре, для крепления к нему шлюпок, чтобы на волне они не бились о корабль.
Гак - железный или стальной крюк, употребляемый на судах.
Гакаборт - верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Галиот - небольшое парусное острокильное двухмачтовое судно с круглой кормой и косым вооружением.
Галс - курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, судно идет левым галсом; если в правый - правым.
Галсы - снасти или тали, удерживающие на должном месте нижние наветренные углы парусов. Галсы имеют все косые паруса, а из прямых те, нижние углы которых не растягиваются по реям.
Галфвинд - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с направлением ветра угол в 90°.
Галф-дек - часть палубы гон-дека от грот-мачты до переборки капитанских и адмиральских помещений под ютом.
Гальюнщик - матрос, ведающий матросскими уборными.
Прим. выполнившего OCR.)
Гардаман - род перчатки, сделанной из кожи; к ней привязывается круглая металлическая пластинка с маленькими ямками, называемая парусным наперстком. Применяется при сшивании парусов.
Гафель - наклонное рангоутное дерево, укрепленное сзади мачты и служащее для привязывания верхней кромки косого паруса - триселя или бизани. На бизань-гафеле на ходу корабля несется военно-морской флаг.
Гик - горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивается нижняя шкаторина триселя или бизани.
Гитов-блок - блок, в котором шкив закрыт со всех сторон, для того чтобы во время тяги гитовых между ними и блоком не попал парус.
Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов, они подтягивают шкотовые углы парусов под середину рея.
Гон-дек - палуба с закрытой батареей.
Гордень - снасть, проходящая через неподвижный блок и служащая для подъема грузов и уборки парусов; дает тяге удобное направление без выигрыша в силе.
Грего - короткая куртка из толстого и грубого сукна с капюшоном.
Грот - нижний прямой парус на второй мачте от носа, привязывается к грота-рею; составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грота - составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащим грот-мачте ниже марса.
Грот-мачта - вторая мачта, считая с носа.
Гюйс - флаг на носу корабля, поднимаемый во время стоянки на якоре.
Девиация - отклонение магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана под влиянием судового железа.
Дек - палуба парусного корабля. Корабли были трех-, двух- и однодечными.
Дифферент - угол продольного наклонения судна, вызываемый разницей в осадке носа и кормы.
Драек - инструмент для такелажных и парусных работ - цилиндрический кусок дерева с заостренными концами.
Дульная пробка - устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т. п.
Ендова - сосуд, в котором выносилось вино для раздачи чарки команде.
Забортный трап - устанавливается на бортах судна при стоянке его на якоре.
Запал - сквозное узкое отверстие в казенной части старинных орудий, через которое производилось воспламенение боевого заряда.
Зарифить - уменьшить площадь паруса с помощью завязок (риф-сезней), расположенных рядами на парусах (у марселей - четыре ряда, у нижних парусов - два).
Захождение - звуковой сигнал для приветствия при встрече военных кораблей и при прибытии на корабль командира корабля и его начальников.
Кабаляринг - строп (кольцо из троса или такелажной цепи), применяющийся в тех случаях, когда якорная цепь не подходит к гнездам и кулакам шпиля или когда ее нельзя или нежелательно обнести на шпиль. В этом случае кабаляринг обносится на выступы барабана шпиля, и к такому бесконечному стропу последовательно прикрепляют все новые участки якорной цепи, открепляя ее там, где кабаляринг заходит на шпиль. Действие кабаляринга на якорную цепь можно сравнить с передвижением зубчатой рейки под влиянием вращения зубчатого колеса.
Кабельгат - место под палубой в носу корабля, где укладывались канаты.
Кабельтов - пеньковый трос толщиной от 152 до 330 мм, свитый против солнца из тонких тросов - стрендей; мера длины, равная 182,5 м.
Каболка - нить, свитая из волокон пеньки по солнцу.
Канатный ящик - помещение на судне, куда укладывались якорные цепи становых якорей.
Каперское свидетельство - свидетельство, выдаваемое правительством частному лицу на право вооружить судно и захватывать неприятельские суда и товары.
Капрал - воинское звание между званием рядового и унтер-офицера; помощник начальника судовой полиции.
Карлингс - подпалубная балка продольного направления, поддерживающая поперечные бимсы палуб.
Картуз - шерстяной мешок с зарядом пороха для пушки или мортиры.
Кают-компания - общая каюта, где собираются офицеры; в переносном значении: офицерский состав и приравненные к ним лица.
Квартер-дек или шканцы - верхняя палуба.
Кильватерный строй - строй, при котором корабли следуют один за другим.
Кильсон - продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий связь между ними и продольную крепость судна. Обычно расположен над килем.
Клевант - небольшой деревянный брусочек с круговой вытачкой посредине, употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетневание - накладывание по спуску на стренцованный трос (см. тренцевание) ленты старой парусины и обвивание его затем плотной спиралью шкимушгара против спуска. Клетневание является последней операцией по выравниванию поверхности троса, для того чтобы в углублениях его не скапливалась влага.
Кливер - косой треугольный парус, ставящийся перед фок-мачтой.
Клипер - быстроходное трехмачтовое судно с острыми обводами и большой парусностью, появившееся в начале XIX в.
Клюз - сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных цепей.
Кнехты - парные литые, чугунные или стальные, клепаные тумбы, служащие для закрепления швартовых или буксирных концов.
Кноп - узел в виде утолщения на конце троса.
Коечные сетки - ящики, устроенные на верхней палубе для хранения в дневное время коек команды.
Коечный леер - трос, поднимаемый для просушки выстиранных коек.
Кок - судовой повар.
Кокпит - пространство в трюме между палубой кубрика и рядами бочек с провизией и бухт троса, где в бою укладывали раненых.
Комендор - матрос, обслуживающий орудие.
Комингс - окаймление над палубой люка по периметру, предотвращающее попадание воды внутрь корабля.
Кондуктор - помощник офицера-специалиста, промежуточное звание между унтер-офицером и офицером.
Конец - всякая свободная снасть небольшой длины.
Корвет - трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, имел 20-30 орудий, предназначался для разведок и посылок, а иногда и для крейсерских операций.
Косое вооружение - судно с косым вооружением имеет преимущественно косые паруса - гафельные, расположенные вдоль судна.
Коуш - металлическое кольцо, иногда удлиненное или треугольное, имеющее по наружной поверхности желобок для вплесневания троса.
Кофель-нагель - металлический или деревянный болт, служащий для навертывания на него снастей.
Кофель-планка - деревянный или металлический брус с гнездами для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально у мачты или к борту внутри судна.
Кранец - парусиновый мешок, набитый и оплетенный каболкой, служащий для смягчения ударов между судами или судном и стенкой или пристанью.
Крейсер - военное судно, несущее разведывательную, дозорную или охранную службу.
Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса.
Крюйс - составная часть наименований всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих к бизань-мачте.
Кубрик или флоп-дек - палуба, идущая параллельно гон-деку, но ниже его. Служила жилым помещением для команды.
Купор - корабельный бочар.
Лагун - бак с кранами для питьевой воды.
Леер - туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест; также прикрепляется к реям, для того чтобы привязывать к ним прямые паруса.
Лежни - подставки с полукруглым вырезом для укладки бочек в трюме и на палубе.
Летучие паруса - не составляющие постоянной парусности судов. Ставятся только при слабом ветре. Из прямых парусов это лисели, бом-брамсели и трисели; из косых - все верхние паруса, поднимаемые между мачтами.
Лечь на другой галс - направить курс судна так, чтобы ветер дул с другой стороны.
Ликтрос - тонкий, полого спущенный трос, которым обшивают кромки парусов.
Линейный корабль - принимает бой с противником в строю кильватерной колонны.
Линь - тонкий трос, меньше 25 мм толщиной, из хорошей пеньки.
Лисель - дополнительный парус, который ставится сбоку прямых парусов на фок- и грот-мачтах при попутном ветре.
Лисель-блоки - блоки на концах брам- и марса-реев, служащие для постановки лиселей.
Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса реях, служащие для постановки лиселей.
Люверс - круглое, обметанное ниткой или обделанной медью отверстие в парусах, тентах, койках и т. д.
Люк - отверстие в палубе для спуска вниз.
Магнитный меридиан - вертикальная плоскость, проходящая через ось магнитной стрелки (через линию, соединяющую полюсы стрелки).
Марлинь - линь, спущенный (свитый) из двух нитей.
Марс - площадка на мачте в месте соединения ее со стеньгой; служит для разноски стень-вант, а также для работ по управлению парусами.
Марса - приставка, означающая принадлежность следующего за ним понятия к марселю или марса-рею.
Марса-рей - второй снизу, к нему привязывают марсель.
Мушкель - деревянный молоток, применяемый при такелажных работах.
Нагель - болт с продолговатой фигурной головкой.
Найтов - перевязка тросом двух или более рангоутных деревьев или других предметов, а также соединение двух толстых тросов одним тонким.
Нактоуз - деревянный шкапчик, на котором установлен компас. Котелок его подвешивается цапфами вверху на карданном кольце. Сверху установлено устройство для освещения его ночью, а внутри - устройство для уничтожения девиации.
Обводы - криволинейные геометрические очертания корпуса судна; обводы бывают острыми, когда нос и корма сильно заострены, и тупыми.
Обрасопить рей - повернуть его так, чтобы один его нок пошел вперед, а другой назад.
Обстенить паруса - положить паруса на стеньгу, т. е. поставить их так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону и нажимал их на стеньги, дабы дать судну задний ход.
Огболт - болт с проушиной или отверстием в верхней части.
Орудийный порт - отверстие в борту судна для стрельбы из орудий.
Отдать паруса - распустить сезни, которыми они были привязаны.
Отдать рифы - отвязать риф-сезни и увеличить парусность.
Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта или нагеля, где она была завернута, или выпустить ее, если она держалась в руках.
Отдать якорь - опустить якорь в воду.
Пал - прямой или выгнутый металлический брусок, сидящий на оси и препятствующий вращению шпиля в сторону, противоположную той, в которую его вертели при работе.
Панер (апанер, опанер) - положение якоря при его выбирании, когда якорная цепь стоит вертикально, сам же якорь еще не оторвался от грунта.
Парусник - матрос, работающий на шитье и починке парусов и изделий из парусины.
Переборка - всякая вертикальная перегородка на корабле.
Перлинь - трос толщиной в 102-152 мм, свитый против солнца.
Пертулинь - цепочка, удерживающая якорь за скобу, когда последний убран и лежит на якорной подушке.
Пексаново орудие - пушка крупного калибра, стреляющая разрывными снарядами (бомбами). Изобретена французским генералом Анри-Жозефом Пексаном (1783-1854).
Плутонг - совокупность орудий одинакового калибра, могущих бить по одной и той же цели и расположенных в помещении, допускающем общее управление.
Поворот все вдруг - поворот, когда все корабли соединения поворачивают одновременно на тот же угол.
«Поворот оверкиль» - шутливое выражение о перевернувшемся вверх килем судне или шлюпке.
Поворот оверштаг - поворот на парусном судне, идущем против ветра, при котором оно пересекает носом линию ветра.
Поворот через фордевинд - поворот парусного судна или шлюпки, идущих по ветру; при этом способе судну при помощи руля и парусов дают возможность уклониться от бейдевинда до фордевинда, а потом подняться до бейдевинда другого галса.
Погонное орудие - могущее стрелять прямо по носу корабля.
Подволок - потолок на корабле.
Подшкипер - унтер-офицер, содержатель корабельного имущества.
Полное вооружение - наличие всех парусов.
Полубак - надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня.
Полуют - надстройка на корме судна, идущая от борта к борту и продолженная до самой кормы.
Порт - отверстие в борту судна.
Прибойник - древко с цилиндрическим утолщением на конце и кожаным наконечником, служащим для досылки до места снарядов орудия, заряжающегося вручную.
Привальный брус - деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам.
Приводить к ветру - взять курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду.
Принайтовить - скрепить найтовом, привязать.
Присезневить - скрепить сезнем.
Пристопорить - прикрепить, присоединить; прикрепить флаг к фалу при помощи клевантов.
Прямое вооружение - наличие на судне преимущественно прямых парусов, привязывающихся к реям и представляющих собой трапеции, расположенные поперек корабля.
Пыж - ком, сверток пеньки или шерсти, которым забивают снаряд в пушке, заряжающейся с дула.
Рангоутное дерево - круглая в сечении деревянная часть вооружения судов, предназначенная для постановки и растягивания парусов. К рангоутным деревьям относятся мачты, стеньги, реи, гафели, гики и бушприт.
Ревизор - лицо офицерского состава, ведающее хозяйством на корабле.
Рей - горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину к мачте или стеньге; служит для крепления к нему прямых парусов. Реи имеют названия по мачтам.
Решетчатый люк - решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк; дает возможность проветривать помещение и в то же время предохраняет от падения людей в люк.
Риф - горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность. У марселей бывает их четыре ряда, у нижних парусов - два.
Риф-сезни - завязки на парусе.
Рубашка паруса - середина прямого закрепленного паруса.
Румб - одно из тридцати двух делений компаса, равное 11¼°.
Румпель - рычаг для поворота руля.
Руслень - площадка на борту парусного судна, служащая для крепления юферсов и отвода вант.
Рым - железное кольцо, вбиваемое в разных местах судна для закрепления за него снастей. (Прим. выполнившего OCR.)
Рым-болт - рым с обушком (кольцом или проушиной).
«Салага» - на матросском жаргоне: молодой неопытный моряк, ученик.
Салинг - рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топах стеньг в месте их соединения.
Свайка - инструмент, заостренный на конце: железная свайка используется для отделения прядей троса при сплеснивании и укладывании марлиня при клетневании; деревянная применяется при шитье парусов для выравнивания и окружения обматываемых вручную люверсов и для заделки кренгельсов.
Сезень - снасть в виде пояса, сплетенного из шкимушгара для прихватывания парусов к реям.
Систерна - цистерна, хранилище воды на судне.
Склянки - на флоте удары в колокол через получасовой промежуток времени; счет начинается с полудня: 12.30 - один удар, 13.00 - два удара и т. д. до восьми, когда счет начинается сначала. Название произошло от склянки песочных часов.
«Собака» - жаргон: полувахты от 16 до 18 и от 18 до 20. Полувахты были созданы для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.
Сплеснитъ - соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.
Срезать корму - пройти под самой кормой судна.
Стаксели - косые треугольные паруса, ставящиеся впереди фок-мачты и между мачтами.
Становой якорь - якорь, на который судно обычно становится.
Станок - приспособление, на которое устанавливается артиллерийское орудие.
Стеклинь - линь, свитый из шести нитей лучшей пеньки по две в пряди.
Стень - сокращение от «стеньга», составная часть названий деталей, принадлежащих стеньге.
Стень-ванты - ванты, с помощью которых стеньга удерживается с боков.
Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением вверх мачты.
Стопор - деталь, служащая для закрепления каких-либо частей механизма в определенном положении по отношению одна к другой.
Стоячий такелаж - служит для поддержки и укрепления рангоута. Будучи раз заведенным, остается неподвижным.
Стренди - веревки, из которых скручиваются тросы. Стренди свиваются из прядей, пряди из каболок, а каболки прядутся из пеньки.
Строй пеленга - при котором угол строя любой между 0 и 180°.
Строп - тросовое кольцо для погрузочных работ; бочечный строп - два куска цепи, соединенные между собой кольцом и имеющие на концах плоские широкие крюки.
Сушить весла! - команда, по которой на шлюпке вынимают весла из воды и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.
Тали - система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.
Талреп - трос, основанный между двумя юферсами или двумя двушкивными блоками; служит для обтягивания стоячего такелажа.
Топ - верх вертикального рангоутного дерева (например, мачты или стеньги).
Топенанты - снасти бегучего такелажа, служащие для поддержания рей, выстрелов.
Тóпить рей - разворачивать рей в вертикальной плоскости с помощью топенанта.
Топтимберс - верхняя часть деревянного шпангоута.
Траверз - направление, перпендикулярное курсу корабля.
Травить - ослаблять, перепускать снасть; переносные значения: рассказывать небылицы, блевать.
Тренцевание - обвивание троса по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом для заполнения борозд между его прядями и воспрепятствования скоплению воды в углублениях.
Трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам.
Трос - общее название всякой веревки на корабле; толщина его измеряется по окружности.
Трюмсель - летучий парус, ставящийся выше бом-брамселя.
Фал - снасть, служащая для подъема рангоутных деревьев и гафелей, а также парусов (кливеров и стакселей) и флагов.
Фалреп - трос, обшитый сукном, заменяющий поручни у входных трапов.
Фалрепный - матрос из состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.
Фальшборт - легкое ограждение открытой палубы.
Фертоинг - способ стоянки на двух якорях, при котором судно во всяком положении при разворачивании находится между якорями.
Фитильная кадка - кадка, в которую ставится ночник с фитилем (медная кружка с крышкой, через отверстие в которой пропускался тлеющий фитиль).
Фиш - одна из снастей, с помощью которой убирается якорь.
Фиш-тали - при уборке якоря тали, служащие для приведения веретена в горизонтальное положение, закладываются за лапы якоря.
Флагдук - шерстяная материя, из которой шьют флаги.
Флагшток - стойка, на которой поднимают флаг или древко для флага.
Фок - нижний парус на первой от носа мачте.
Фока - составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих к фок-мачте ниже фор-марса.
Фок-мачта - первая, считая с носа, мачта.
Фордачок, идти на фордачок - разговорное: идти полным ветром.
Фордевинд - ветер, дующий прямо в корму парусного судна.
Форкастель - небольшой помост или открытая палуба в носовой части корабля; иногда назывался баком.
Фор-пик - носовой отсек на гражданских судах, расположенный у форштевня; служит балластной систерной для удифферентования судна.
Форштевень - продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля; на деревянных судах состоял из нескольких частей.
Фрахт - перевозимый на судне товар; плата за перевозку грузов.
Фрегат - трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Был остойчивее линейного корабля, имел поэтому более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу.
Швартов - трос, которым судно привязывается к другому судну или к берегу.
Шканцы - часть верхней палубы, простирающаяся от грот- до бизань-мачты или до начала кормовой части (юта).
Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут - часть верхней палубы от фок- до грот-мачты.
Шкимушгар - линь, ссученный из 2, 3 и 6 нитей.
Шкимушка - несколько каболок, свитых вручную по солнцу из волокон пеньки и затем гладко и дочерна вышмыгованных куском старой смоляной парусины или ворсой со смолой.
Шкиперская - хранилище постоянных и расходных предметов, находящихся в ведении содержателя имущества по палубной части.
Шкотовый угол - у прямого паруса их два (оба нижних: у гафельного и у кливеров) и у стакселей (нижний задний).
Шкоты - снасти, которыми растягиваются нижние углы парусов или вытягиваются назад шкотовые углы треугольных парусов. Бизань-шкоты и трисель-шкоты служат для постановки бизаней и триселей.
Шлюп - военный корабль размерами больше брига и меньше корвета с вооружением только на верхней палубе.
Шпангоут - ребро корпуса судна, придающее ему поперечную крепость.
Шпигат - сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды.
Шпиль - стоячий ворот для подъема якоря и других тяжестей. Для вращения ручного шпиля в голову его, снабженную гнездами, вставляют рычаги - вымбовки.
Штормовые паруса - специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.
Штык - наименование различных узлов, служащих для привязывания конца к середине рангоутного дерева; тонкого троса к толстому тросу; швартовов к береговым тумбам; перлиней и кабельтовов к скобе якорей и т. д.
Шхуна - парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косым вооружением.
Ют - кормовая часть верхней палубы.
Юферс - круглый деревянный блок без шкивов с тремя сквозными отверстиями.
Якорная подушка - выступ у борта судна, на котором якорь, когда он убран, лежит своей лапой.
Якорная скоба - с ее помощью якорь соединяется с якорной цепью.
Ял - небольшая служебная судовая шлюпка на 2-8 весел.