Верцман И. Е.: Монтескьё

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Биография, Критическая статья
Связанные авторы:Монтескьё Ш. Л. (О ком идёт речь)

III.

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu), Шарль Луи де Секонда, барон (Brède; 18.I.1689, Ла-Бред, близ Бордо, - 10.II.1755, Париж) - франц. писатель, публицист, философ. Род. в аристократич. семье. Учился в католическом коллеже де Жюйи. Получил образование правоведа. В 24- летнем возрасте занял должность советника в бордоском парламенте. Свое имя М. унаследовал от дяди-опекуна вместе с поместьем Монтескье. Как один из ранних просветителей, выступивший в период регентства, когда быстро нарастал протест "третьего сословия"против феод.-абсолютистского государства, М. опирался также на гуманистич. наследие Ренессанса, особенно на идеи своего земляка М. Монтеня.

Славу М. как художнику слова принес роман "Персидские письма" ("Lettres persanes", 1721, рус. пер. 1789). Идеи романа - одного из лучших произв. т. н. философ. жанра, столь характерного для 18 в., - изложены в форме переписки друзей - персов Узбека и Рики, покинувших свою родину с целью посетить и изучить Францию. Эти герои "наивны" и в то же время мудрые критики франц. светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей "цивилизованности", от к-рой неотделимы суеверия, гнет церкви и власти, оторванная от жизни ученость, иск-во, состоящее из риторич. славословий, слащавых пасторалей, обременит. украшений, вычурностей и условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира М. разворотила все пласты франц. абсолютной монархии, ее политич. жизнь, культуру, обычаи, нравы ее подданных. В романе М. разоблачена также корыстолюбивая основа бурж. интересов, к-рым противопоставлена утопия некоей "республики троглодитов" - без правительства и частной собственности. Наряду с этой утопией здесь же намечена идея компромисса с монархич. властью, якобы способной печься о благе всех подданных. Роман М. не раз переводился на рус. яз.

В 1725 М. написал поэмы в прозе "Книдский храм" ("Temple de Gnide") и в 1727 - "Путешествие в Пафос" ("Le voyage &à Paphos") - обе в духе гедонистич. эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологическими персонажами, эротическими сюжетами и т. п.

"Рассуждение о причинах величия и упадка римлян" ("Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence", 1734, русский пер. 1769) и "О духе законов" ("De l'esprit des lois", 1748, полн. рус. пер. 1809--14). В этих соч. М. показывает преимущество древних республик над совр. монархиями. Англ. конституц. монархия казалась М. наилучшей формой гос. устройства и для Франции. Не мог М. преодолеть просветит. идеализм в понимании истории, но первый среди просветителей он начал рассматривать ход историч. жизни как закономерный процесс. Несмотря на многие иллюзии и недостатки в методе анализа обществ. явлений, творчество М. подготавливало почву для бурж. революции 18 в.

Эстетич. взгляды М. последовательно выражены в "Опыте о вкусе в произведениях природы и искусства" ("Essais sur le goût dans les choses de la nature et de l'art"), написанном в 1753, опубл. в 4-м т. "Энциклопедии" Д. Дидро в 1757. Осн. тенденция этого трактата обусловлена уже традиционным во Франции того времени классицизмом: совершенство формы, стилистич. изящество и т. д. Однако нек-рые рассуждения М. выводят на путь более широкого понимания худож. творчества. Такова его мысль о том, что восхищение нетронутой природой "...бывает сильнее, чем перед садами Ленотра..." (Избр. произв., М., 1955, с. 741). Сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в худож. произв., М. уже понимает и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния. Считая правила "путеводными нитями" художника, М. замечает, что они подобны политич. законам, "всегда справедливым в своей сущности, но почти всегда несправедливым на практике"; неоспоримые в теории, эстетич. правила "...могут стать ложными при их применении" (там же, с. 755). В книге, к-рую М. писал в течение всей своей жизни, - "Мысли" ("Pensées"), имеются одобрительные упоминания не только Гомера, Вергилия, древних греч. трагиков и писателей 17 в. - Дж. Мильтона, Мольера, но и Ф. Рабле, Микеланджело, Л. Ариосто, М. Сервантеса, принадлежащих Ренессансу. В этом соч. говорится об У. Шекспире: "Когда вы видите, что этот человек парит подобно орлу - это он; когда вы видите его ползающим в пыли - это его век". "Ползание в пыли" - намек на "грубый" вкус англ. драматурга, в этом пункте М. остается классицистом, и все же титанич. мощь Шекспира для него очевидна. М. высоко оценил также реализм англ. лит-ры 18 в.

Сочинения:

: Œuvres complètes, v. 1--7, P., 1875--79;

Œuvres complètes, t. 1--3, P., 1950--55; Correspondance, v. 1--2, P., 1914;

- Избр. произв., М., 1955.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374; т. 5, с. 203;

Баскин М. П., Монтескье, М., 1965;

Barckhausen H., Montesquieu, ses idées et ses œuvres, P., 1907;

Barrière P., Un grand provincial: Charles-Louis de Secondat baron de La Brède et de Montesquieu, [Bordeaux], 1946;

Shackleton R., Montesquieu. A critical biography, [Oxf.], 1961;

Starobinsky ême, [P., 1963];

Cabeen D. C., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947;

его же, A supplementary Montesquieu bibliography, "Revue internationale de philosophie", 1955, No 33--34.

1967. - С. 954--955.