Чарлз Метьюрин: биографическая справка

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1968
Категория:Биография
Связанные авторы:Метьюрин Ч. Р. (О ком идёт речь)

МЭЙЧУРЭН Чарлз Роберт [Charles Robert Maturin, 1782--1824] - в русской лит-ре он более известен как Матюрен - английский романист и драматург; протестантский священник в Ирландии, из зажиточной дворянской семьи. Творческий путь М. характерен для тех слоев английской дворянской аристократии, на к-рых особенно болезненно отразились социально-экономические сдвиги на рубеже XIX в. Деградация дворянства вела к бессильному бунту деклассированных или деклассирующихся аристократов (Байрон) против буржуазного общества, часто переходившему в мистицизм, в дальнейшем завершающийся эстетизмом, самозамыканием, уходом от действительности (Кольридж, Соути). Дебютировав романом о роке ("Роковая месть, или Семейство Монторио", 1807), М. прошел подобно Кольриджу и Соути через период ходульных исторических произведений, проникнутых пафосом романтических страстей (романы: "Дикий ирландец", 1808, "Милетский вождь", 1912), и дал целую серию в той или иной степени богоборческих трагедий, первая из к-рых ("Бертрам, или Замок святого Ольдобранда", 1816) имела огромный успех (тогда же была приспособлена для французского театра Ш. Нодье).

Центральная книга М. - "Мельмот-скиталец" [1822] - "величайшее творение одного из первых гениев Европы", по мнению Бальзака. Причудливо сотканный из бесконечного ряда обрываемых на роковых словах вставных новелл, роман повествует о человеке, продавшем душу дьяволу за долголетие и богатство. Срок своей жизни на земле Мельмот может удлинить, лишь отдавая аду вместо себя души других людей. Автор пытается исчерпать все мыслимые для романтика виды мук и испытаний, которые оттеняют скорбную, пресыщенную и страшащуюся неизбежной гибели фигуру скитальца. Все испытания и богоборства Мельмота служат М. средством, с одной стороны, изобличить ряд несправедливых людских институций (таков напр. написанный под сильнейшим влиянием "Монахини" Дидро эпизод с принудительным постригом) и противопоставить им чистоту и святость "естественной жизни" (эпизод Иммали на необитаемом острове возле Индии); с другой же - подчеркнуть верность добродетельного человека истинному богу. Мировая скорбь Мельмота - справедливая и неизбежная кара за то, что он сошел с истинного пути. "Мельмот" - едва ли не первое декадентское произведение английской литературы. Роман насыщен афоризмами и оборотами, предвосхищающими уже Уайльда ("простота глубокой испорченности"; "доверие враждебности", "любовь, ради к-рой идут на любой риск, не выдерживает трех суток голода"); текст сознательно испещрен курсивами, ковычками; главы поданы в рамке неожиданнейших эпиграфов; всякая реалия или всякий культурно-исторический намек раскрывается тут же в подстрочном примечании. "Мельмот", явившийся высшей точкой в развитии дворянского романтизма, изобличает уже его внутренний гнилостный распад.

"Мельмот-скиталец" имел большой успех в России в 30-х гг. Пушкин называл М. гениальным. Влияние "Мельмота" заметно в "Портрете" Гоголя. Первый русский перевод знаменитого романа М. вышел в 1833.

Библиография:

I. Мельмот-скиталец, СПБ, 1833; Исповедь англичанина, употребляющего опиум, СПБ, 1834; Матюрен "Север", 1894, No 5--7); Melmoth the Wanderer, A tale, New edition with a memory and a bibliography of Maturien's Works, 3 vv., L., 1892.

II. Idman

Т. Л.

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929--1939. Т. 7. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 543--544.