Мирский Д.: Смоллет Тобайас

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1937
Категории:Биография, Критическая статья
Связанные авторы:Смоллетт Т. Д. (О ком идёт речь)

СМОЛЛЕТ Тобайас [Tobias Smollett, 1721--1771] - английский романист, родом шотландец. Происходил из обедневшей ветви дворянского рода. Получил медицинское образование. Попал хирургом на военный корабль. Участвовал в неудачной для англичан операции против испанской крепости "Картахены" (Караибское побережье), сатирически описанной им в "Родрик Рондоме". "Р. Рондом" (The Adventures of Roderick Random), его первый роман, вышел в 1748 и имел очень большой успех. С этого времени С. посвящает себя всецело лит-ре, пишет романы ("The Adventures of Peregrine Pickle" - "Перегрин Пикл", 1751; "The Adventures of Ferdinand, count Fathom" - "Фердинанд Фадом", 1752; "The Adventures of sir Lancelot Greaves" - "Ленсеит Гривз", 1760, отд. изд. 1762), переводит "Жиль Блаза" [1749] и "Дон-Кихота" [1755], работает над разными компиляциями ("History of England" - "История Англии", 1757--1765, и др.). В начале 60-х гг. (с 1762 по 1763) С. редактирует "Британца" (The Briten) - орган новой партии "друзей короля", но в борьбе с такими блестящими противниками из "народной партии", как сатирический поэт Черчил и знаменитый агитатор Уилкс, он оказывается очень скоро уничтоженным. Умер С. в Италии, куда уехал лечиться; последний его роман "Хамфри Клинкер" (The Expedition of Humphry Clinker) вышел посмертно [1771].

С. занимает очень видное место среди великих реалистов XVIII в. Особенно близок он к Филдингу, к-рому однако уступает в идейной цельности, сознательности, художественной целенаправленности. В своем первом и лучшем, если не считать "Хамфри Клинкер", романе Смоллет сумел полагать изнанку английского буржуазного прогресса XVIII в. Главное в творчестве С. - эти беспощадные и "свирепые" главы в "Родрике Рандоме", где он изображает жизнь матросов военного флота, насильственную вербовку, дикий произвол офицеров, ужасающую антисанитарию и т. д. и историю проститутки, мисс Уильямс. Но никаких обобщений, никаких выводов С. не делает и, исчерпав запас мрачных впечатлений своих "годов странствий", он в своих позднейших романах к этим темам уже не возвращается.

"Родрик Рандом" и "Перегрин Пикл" - крайне бесформенные романы, построенные по принципу нанизывания эпизодов в стиле "Жиль Блаза", но без объединяющей идеи.

Главные герои, являясь несомненно типичными фигурами своего времени, лишены подлинного художественного единства, т. к. у автора нет определенного, выдержанного отношения к ним. Перегрин - богатый молодой человек, сын купца, ставшего дворянином, - совершает множество мерзостей и подлостей, к-рые описываются без осуждения, но и без всякого замазывания, и в то же время все время предполагается, что он остается отменно-благородным молодым джентльменом, к-рому надо сочувствовать. Эта композиционная наивность объясняется отсутствием идейного стержня, отсутствидм последовательного отношения к действительности. Комические персонажи необоснованно ярки, но яркость эта преимущественно внешняя; методы С., напоминающие методы английских карикатуристов XVIII в. (особенно Ролинсона), не остались без влияния на Диккенса.

"Хамфри Клинкер" резко выделяется из других романов С. и по выполнению и отделке стоит значительно выше. Тут оказалось влияние Филдинга и Стерна. Роман написан в письмах и представляет ряд замечательно живых комедийных образов, выдержанных в гораздо менее фарсовых тонах, чем в ранних романах. В отличие от "Родрика" и "Перегрина" роман имеет и определенную идеологическую установку, консервативную, направленную к прославлению агрария, по существу уже капиталистического, умножающего свои богатства, но чуждающегося как вульгарной погони за прибылью, так и всяких непроверенных новшеств. Больше, чем где бы то ни было, в английском романе XVIII в. выдвигается идея социального авторитета имущих, их господства над неимущими, - явный признак обострения социальных отношений в момент последних, окончательных экспроприаций крестьянской собственности и накануне французской революции. Хронологически "Хамфри Клинкер" завершает собой "героический" период раннего английского буржуазного реализма, начатый в 1719 "Робинзоном Крузо". Прямых наследников С. не оставил, но через три четверти столетия творчество его оказало сильное на английский авантюрный роман [30--40-х гг.] - Ливер, Ловер, Мариэт - и в значительной мере на Диккенса.

Библиография:

I. Miscellaneous works, 6 vv., Edinburgh, 1790; with R. Anderson memoir, 6 vv., L., 1796; Works. ed. by J. Moore, 8 vv., L., 1797; ed. by G. Saintsbury, 12 vv., L., 1895; ed. by W. E. Henley a. T. Seccombe, 12 vv., L., 1899--1901; Letters of T. Smollett, ed. by E. S. Noyes, Cambridge, Mass, 1926. На русский яз. переведено: Родерик Рендом Роман, СПБ, 1861; Приключения Перигрина Пикля, перев. и комментарий А. В. Кривцовой и Евг. Ланна. Статьи Д. Мирского и Евг. Ланна, т. I, изд. "Academia", М. - Л., 1934 (отзывы об этом изд.: Петров С., "Художественная литература", 1935, No 12; Спасский Ю., "Литературное обозрение", 1936, No 3).

II. Hazlitt W., Lectures on the English comic writers, L., 1819; Scott W. [Fielding and Smollett], в серии "Ballantyne's Novelists Library", v. II--III, L., 1821; Thackeray W. M., The English humoritts of the XVIII-th century, L., 1853; Chambers  Hannay D., Life of T. Smollett, L., 1887; Smeaton G., T. Smollett, Edinburgh, 1897;  W., Englische Roman; kunst, Berlin, 1910; Buck H. S., Study in Smollett, New Haven, Conn., 1925; Его же, Smollett as poet, там же, 1927;  L., The life and letters of T. Smollett, L., 1926; Benjamin L. S., Life and letters of T. Smollett, Boston, 1927; Wierstra  Ланн Евг., Литературная деятельность Смоллета и его "Перигрин Пикль", в указ. выше изд. "Приключений Перигрина Пикля", М. - Л. 1934; Мирский 

Д. Мирский

1937]. - Стб. 925--928 [= 923--926].