Корнеева Е.: Годвин Вильям (Литературная энциклопедия: В 11 т., 1929--1939)

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Годвин У. (О ком идёт речь)

ГОДВИН Вильям [William Godwin, 1756--1836] - английский писатель, сыгравший крупную роль в радикальном движении в Англии в эпоху Великой французской революции, оказавший глубокое и длительное влияние на европейскую политическую мысль. Многие понятия, выражения, термины, ставшие неотъемлемой частью политической азбуки, впервые четко сформировал и популяризировал Г. По литературной линии заслуга Г. - в осознании созревшей в обществе потребности в таком отвечающем моменту повествовательном жанре, который облегчил бы широкому читателю ознакомление с социальной проблемой и попытками ее решения. Г. - основатель школы английских социальных романистов. Следы его идеологического и лит-ого влияния видны у Шелли, Байрона, Бульвера, Бальзака и других.

Сын провинциального пастора, Г. предназначался к духовной карьере; получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Однако, будучи еще в кальвинистском колледже, Г. обнаружил безразличие к теологии и интерес к общественно-политическим проблемам. По окончании колледжа Годвин недолго был пастором в провинции. В 1781 чтение французских философов (Руссо, Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентных разночинцев. Члены кружка следили за французскими событиями, участвовали в английском революционном движении. Итоги своих размышлений Г. запечатлел в трактате "Исследование о политической справедливости" [1791--1793] и в начатом тотчас же [1793] романе "Калеб Вилльямс, или вещи как они есть". Цель романа - популяризация идей трактата, распространение благодетельных истин среди тех, кому недоступны ученые книги. Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности как книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи).

Анархо-коммунист, Г. отвергает существующий общественный порядок как источник зла. Государство с его законами - орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собственность - источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и преступлений - ведет человечество к вырождению. Религия - средство порабощения. Причина зол - незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут. Исчезнут собственность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г. - просветитель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. "Разумно" организованный быт перевоспитает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трактате, высказывает в страстной тираде Калеб, а вся система образов романа иллюстрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, находящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных. В основную тему - злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родственные темы - злоключения и гибель притесняемых помещиком (Тиррэль) бедной родственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын).

Г. Чернышевский, писавший: "один из моих любимых писателей - старик Годвин", высоко ценил этот "роман без любви" ("Лит-pa и марксизм", 1928, III. Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе "Железный сундук" (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер).

В 1794 Г. выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов "Corresponding Society", чем способствовал их освобождению.

Другие произведения Г. менее значительны. Драмы - не сценичны. В романе "Флитвуд" автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа - одиночество. "Сэнт-Леон" - роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г. замкнулся в узком кружке последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с материальной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру.

Библиография:

I. Сочин. Годвина, кроме указанных: Memoir of the author of the vindication of the rigths of women, 1797; Hectwood or the new man of feeling, 1805; Fables, Ancient and Modern, 1805; The looking glass, 1805; Faulkener, a Tragedy, 1807; Mandeville, 1817; Cloudesley, 1830; Thoughts on man, 1831; The lives of necromancers, 1834 и др.

II. Broon K. FordRoussin, W. Godwin, P., 1913; Romus P., W. Godwin, Lpz., 1907; Brailsford Simon Helen, W. Godwin und M. Wollstonecraft, MЭnchen, 1909; Saitzeff H., W. Godwin und die AnfДnge des Anarchismus in 18 Jahrh., 1907.

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929--1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 574--576.

Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5741.htm