Автор: | Паскаль Б. |
Категории: | Философская монография, Религиозная монография |
Комментарии и приложения
Переводы некоторых латинских цитат
К с. 21 «Dormire quis nequit…* - <Ср. с. 108-109 иаст. т.>
«Mimme* - Нисколько.
«.Dubilo пит expleverim» - Если я сомневаюсь, исполнился ли мне 20 год…
«Non teneris…» - Не соблюдай поста <Ср. с. 110 наст. т.>
К с. 32 «Excusatur » - Грех прощается тому» кто ест в постный день мясо, ничего не зная о наступившем посте.
К с. 98 «Voluntanum est…» - Перевод см. выше: «Для того, чтобы действие…»
К с. 123 «5/ …» - Если снимает одеяние, чтобы тайно воровать или блудить.
«Ut eat…» - И чтобы остаться неузнанным, находясь в публичном
«Quandonam religiosus…» - Когда монах может снимать свое монашеское одеяние не подвергаясь отлучению? Если это позволит ему с большей легкостью убегать, танцевать или заниматься другими постыдными делами - воровать или посещать места разврата, то <исповедник в таком случае> должен простить ему <грех> и его тотчас следует принять обратно <в общину>.
К с. 156 «Quo Jure » - Если но закону человеку светскому позволительно убить клеветника, то этот закон справедлив также для священника и монаха; монах и человек светский в данном случае полностью равны, ибо священники и монахи имеют нисколько не меньшее, а то и большее право на отстаивание своей чести, в силу того, что источником чести для них служат мудрость и добродетель, а не сила и ловкость во владении оружием, являющиеся источником чести людей светских.
К с. 172 «Occukae fomiccniae" - Если руководствоваться совестью (а, тем более, если прислушаться к голосу разума), то цена тайно оказываемых услуг должна превышать цену этих же услуг, предоставляемый открыто. Ибо то состояние, которое замужняя женщина приобретает тайно <торгуя> своим телом, имеет гораздо большую ценность, чем то, которое публичная женщина приобретает открыто; нет такого закона, который устанавливал бы в данном случае цену. То же следует сказать и о цене, назначаемой девице, замужней, монахине и всякой иной особе. Ибо для них всех действует одно и то же правило.
«Quod opere malo» - То, что приобретено предосудительным путем, не должно возвращаться, кроме случаев, когда кто - либо станет нарушать сложившиеся расценки; допустим, если падшая женщина, которая обычно продает свое тело за один золотой дукат, вымогала бы от какого - нибудь юноши пятьдесят дукатов <за ту же самую услугу> Однако возвращать подобный доход не обязана та женщина, которая имеет репутацию порядочной: если какая - нибудь матрона или дочь <достойных родителей> продается за сто дукатов, она может всю эту сумму оставить у себя. Ведь она вполне может назначить именно такую сумму в качестве цены своего целомудрия. Ибо те вещи, которые не имеют установленной цены и пе составляют жизненной необходимости, но ищутся ради удовлетворения> сладострастия, могут быть оценены решением третейского судьи.
К с. 193 «Ап Liceat..» - Позволительно ли сожительствовать до благословения? Позволительно, а иногда даже полезно.
К с. 200 «На et rehgtosa…» - О, благочестивая и святая уловка, которой удачно подражают его последователи и проявляют такую же изобретательность в том, чтобы выставить в нужном свете и сделать приемлемыми любые нравы, обойти любые обязательства, поддержать кого угодно, позволить все всем.
К с. 213 «Attritio est..» - Сердечное сокрушение есть дар Божий, ниспосланный святым Духом. <Ср. с. 211 наст. т.>.
«Omnia pro…» - Все ради преходящею, ничего для истины.
К с. 264 tin praxi» - По мнению Энрикеса, это позволительно и безопасно на практике.
К с. 275 «Doctrinae differentes…» - Различия в учениях ие дозволяется <обнаруживать> ни в проповеди, ни в публичных чтениях, ни в вышедших из печати книгах (которые, безусловно, не могут быть опубликованы без одобресния и согласия генерала); напротив, различия <точек зрения>, возникающие и тех или иных делах от несогласия и нежелания принимать единое решение, следует избегать насколько это возможно.
К с. 283 «» -
«Inquiris an homo…» - Полагаешь ли ты, что монаху, имевшему тайную связь с презренной женщиной, которая, возгордившись тем, что отдалась такому человеку, стала рассказывать об этой связи и его же порочить, позволительно убить ее? Монах, опираясь на вполне вероятное учение, может убить соблазненную, чтобы избежать дурной славы.
К с 287 «Utmm ad…» - Можно ли для спасения жизни матери применять такое лекарство, которое может оказаться смертельным для ее потомства?
К с 329 «ob indelebilitatem» - Из - за неотделимых свойств <сана>
«Nullo modo…» - Присутствие тела Христова в Святых Дарах не связано с определенным местом.
*Unum de…» -
К с. 376 «Quod enim…» - Поскольку это нравится нам больше всего, в соответствии с этим нам и надлежит поступать.
К с 378 «А Deo factum…» -
К с 382 «Quod ipsi…» - То. что сказано ими, сказано окончательно.