Год две тысячи четыреста сороковой.
Глава двадцать вторая. Удивительный памятник

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Мерсье Л.
Категории:Повесть, Фантастика


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Глава двадцать вторая

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК

Я вышел из храма. Меня повели на расположенную неподалеку площадь, дабы я мог как следует рассмотреть недавно сооруженный здесь памятник. Он был из мрамора. Он возбудил во мне любопытство и желание глубже проникнуть в смысл символических фигур, которыми был окружен. Мне не захотели объяснить, что они означают, предоставив честь и удовольствие догадываться об этом самому.

Одна из фигур, особо выделявшаяся среди других, прежде всего привлекла мои взоры. По спокойно-величавому ее челу, по благородной осанке, по атрибутам согласия и мира, которые она держала, я догадался, что она изображает любовь к человечеству. У ног ее скульпторы расположили фигуры коленопреклоненных женщин, чьи позы выражали скорбь и раскаяние. Увы! Смысл этого символа нетрудно было разгадать - женщины эти олицетворяли собой нации, умоляющие простить им те тяжелые раны, кои на протяжении более двадцати веков они наносили человечеству!

Франция на коленях молила простить ей страшную Варфоломеевскую ночь, бесчеловечную отмену Нантского эдикта, преследование мудрецов, родившихся на ее земле;{97} как могла она, с ее нежным челом, совершать столь черные преступления!

Англия, отрекаясь от своего изуверства, от обеих своих роз,{98} - и белой и красной, - протягивала руки к философии и клялась не проливать никакой иной крови, кроме крови тиранов.[94] Голландия проклинала секты Гомара и Арминия и казнь достойного Барневельта.{99} Германия, поникнув горделивой главой, со стыдом вспоминала историю своих внутренних раздоров, свою неистовую ярость и богословские страсти,{100} столь не вяжущиеся с природной ее холодностью. Польша с негодованием отвращала взор от презренных конфедератов,{101} которые в мое время терзали ее землю и возрождали жестокость крестовых походов. Испания, еще более преступная,{102} чем ее сестры, стенала, вспоминая о тридцати пяти миллионах трупов, которыми покрыла она новый континент, о множестве истребленных ею племен, жалкие остатки которых прятались в чащах лесов и расселинах скал, о том, что это она приучила животных, куда менее кровожадных, чем люди, лакать человеческую кровь.[95]{103} Но как ни стенала она, как ни молила простить ее - ей не было прощения; медленная пытка, коей подвергала она стольких несчастных, осужденных на работы в золотых рудниках, оставалась для нее вечным укором и вечным обвинением.[96] Скульптор изобразил рядом с ней нескольких искалеченных рабов, которые, обратив к ней глаза свои, кричали о мщении: я невольно содрогнулся от ужаса, мне почудилось, будто я слышу их крики.[97] Фигура Испании была из белого мрамора с кровавыми прожилками, и этот страшный цвет был неистребим, как и память о ее злодеяниях.

В некотором отдалении от других стояла Италия, принесшая миру столько бед,{104} первоисточник неистовств, осквернявших собой оба Света. Распростертая ниц, она, казалось, не осмеливалась подойти ближе, чтобы вымолить себе прощение. Ноги ее попирали горящий факел - символ отлучения от церкви. Я хотел было разглядеть ее черты, но недавно ударившая сюда молния совершенно изуродовала ее лицо, и, приблизившись, я увидел, что оно все почернело от небесного огня.

Среди этих униженных, смиренных женщин возвышалась женская фигура с открытым пленительным лицом, олицетворяющая счастливое человечество. Я обратил внимание, что скульптор придал ей черты той свободной и мужественной нации, что разбила оковы, в которых она томилась по воле своих тиранов.{105} Шляпа великого Телля{106} украшала ее голову, и это была самая достойная корона, которая когда-либо венчала чело монарха.[98] Она улыбалась сестре своей, священной философии, а та, простирая к небу свои белые, незапятнанные руки, отвечала ей взглядом, исполненным любви.

Я уже покидал площадь, когда заметил с правой стороны стоявшую на великолепном пьедестале фигуру негра - с непокрытой головой, протянутой рукой, гордым взором и благородной осанкой. Вокруг него валялись обломки двадцати скипетров. У его ног высечена была надпись: «Мстителю Нового Света».

Радостный крик удивления вырвался из груди моей.

- Да, - ответили мне так же радостно, - природа, наконец, произвела на свет того необыкновенного, бессмертного человека, которому суждено было освободить мир от самой длительной, самой гнусной и оскорбляющей человечность тирании. Его ум, мужество, терпение, твердость и жажда справедливой мести были вознаграждены: он разбил цепи, сковывавшие его соплеменников. Эти тысячи рабов, томившихся под тяжким игом, казалось, лишь ждали его призыва, чтобы все как один стать героями. Бурный поток, опрокидывающий все плотины, разящая молния - менее сокрушительны и менее стремительны, чем были они. В один и тот же миг полилась кровь всех их тиранов: французы, испанцы, англичане, голландцы, португальцы - все они стали жертвами ножа, яда или огня. Земля Америки жадно впитывала эту кровь, которой давно уже алкала, и кости некогда злодейски умерщвленных здесь людей, казалось, шевелились в ней, содрогаясь от радости. Туземцы вновь получили извечные свои права, ибо права эти дарованы им самой природой. Этот героический мститель освободил Новый Свет, для которого он стал божеством, а Старый Свет чествует и высоко чтит его. Он явился, подобно грозе, нависшей над преступным городом, которому суждено быть испепеленным небесным огнем; он был словно ангел смерти,{107} коему праведный бог вручил меч правосудия: он показал на примере, что рано или поздно жестокость бывает наказана и что Провидение всегда хранит в запасе отважные души, которых оно посылает на землю, дабы восстановить равновесие, нарушенное несправедливым, необузданным властолюбием тиранов.[99]

Комментарии

97

…Варфоломеевскую ночь… на ее земле… - В ночь на 24 августа (по католическому календарю - день св. Варфоломея) 1572 г. в Париже произошла кровавая резня, в которой было истреблено более двух тысяч протестантов-гугенотов, собравшихся в столицу по случаю бракосочетания Генриха Наваррского (будущего Генриха IV) и Маргариты Валуа; главной вдохновительницей резни явилась мать короля Карла IX - Екатерина Медичи; убийства продолжались еще несколько дней, затем перекинулись в провинцию; в общей сложности погибло около 25 000 человек. Нантский эдикт - указ Генриха IV, обнародованный 13 апреля 1598 г., - легализировал во Франции протестантизм; отменен 18 октября 1685 г. Людовиком XIV, что положило начало новым гонениям на протестантов, по существу остававшихся во Франции вне закона вплоть до революции. Мудрецы, о которых говорит Мерсье, - это французские гуманисты Э. Доле, сожженный на костре 5 августа 1546 г., П. Рамус, убитый 26 августа 1572 г., но также и его современники - Руссо, Вольтер, энциклопедисты и многие другие.

98

Англия, отрекаясь от своего изуверства, от обеих своих роз… - Имеются в виду феодальные распри, война Белой и Алой роз - иными словами, борьба Йорков и Ланкастеров (между 1455 и 1485 гг.), окончившаяся с гибелью последнего из Йорков - короля Ричарда III, а также некоторые события и эпизоды английской революции XVII в.

99

…секты Гомара и Арминия и казнь достойного Барневельта. - Франц Гомар (1563-1641) - голландский богослов; Якоб Арминий (1560-1609) - голландский богослов, глава секты ремонстрантов; Гомар боролся против Арминия и его последователей и в конце концов добился их отлучения от реформатской церкви. Ян ван Барневельт (1547-1619) - голландский политический и государственный деятель, стал на сторону арминиан, за что был предан суду и обезглавлен.

100

…Германия… со стыдом вспоминала историю своих внутренних раздоров… и богословские страсти… - Речь идет о Крестьянской войне 1525 г., реформационном движении, Тридцатилетней войне (1618-1648).

101

…презренных конфедератов… - Подразумеваются участники временных союзов (конфедераций), создававшихся польской шляхтой для определенных политических целей; особое значение конфедерации приобрели в XVI-XVIII вв., в условиях ослабления королевской власти и сейма. В отличие от Мерсье, Ж.-Ж. Руссо относился к конфедерациям с большим сочувствием как к единственному средству сохранения и укрепления польского государства. См. его «Рассуждение об образе правления в Польше», гл. 9.

102

Испания, еще более преступная… - Имеется в виду испанская колонизация в XVI в. Центральной и Южной Америки, сопровождавшаяся насильственным обращением в христианство, ограблением и истреблением туземных племен, варварским уничтожением их древней культуры.

103

…животных… лакать человеческую кровь. - Речь идет о собаках, которых испанские завоеватели широко использовали для преследования и истребления индейских племен.

104

Италия, принесшая миру столько бед… - Речь идет о католической церкви.

105

…нации, что разбила оковы, в которых она томилась по воле своих тиранов.  в 1291 г. трех кантонов - Ури, Швица и Унтервальдена; во времена Мерсье их насчитывалось 13.

106

Телль Вильгельм - легендарный швейцарский стрелок, герой национально-освободительной борьбы.

107

…преступным городом… ангел смерти… - Согласно библейскому преданию, города Содом и Гоморра за грехи своих жителей были уничтожены огненным дождем и землетрясением; ангел смерти истребил первенцев египетских семей (десятая казнь египетская).

327

Какую книгу можно было бы написать о европейцах в Новом Свете! «Философская и политическая история поселений и торговли европейцев в обеих Индиях» Г.-Т. Рейналя (1770).

328

…великодушных квакеров… - Имеется в виду религиозная секта, возникшая в XVII в. в Англии; свобода неграм была дарована квакерами в 1734 г. на территории основанной ими в Северной Америке колонии - Пенсильвании.

Примечания

94

Слово свое она сдержала.

95

{327}

96

о тех, чей каждый вздох сопровождается стоном, ибо они знают, что им суждено выйти из ужасающего этого мрака лишь для того, чтобы погрузиться в вечный мрак смерти, - все существо мое содрогается, и мне мнится, будто это я живу в той могиле, где живут они, вместе с ними дышу копотью факелов, освещающих страшное их жилище… Золото, кумир сей земли, предстает мне тогда в истинном его свете, и я чувствую, что в этот металл, источник стольких злодейств, Провидение, как видно, вложило и наказание за те бесчисленные страдания, которые он приносит еще до того, как его извлекают на белый свет.

97

Двадцать миллионов человек было уничтожено несколькими испанцами, в то время как в самой Испании едва насчитывается семь миллионов душ!

98

Когда бы Платон вновь вернулся в этот мир, он, без сомнения, с восторгом обратил бы свои взоры на швейцарские республики. Швейцарцы превзошли всех других в том, что составляет главную сущность республик, - каждая сохраняет свою свободу, не посягая на свободу других. Прямодушие, чистосердечие, трудолюбие, то дружеское отношение к другим нациям, подобного которому не знает история; сила и смелость, воспитываемые в условиях полного мира, вопреки разнице религий, - вот что должно было бы служить образцом всем народам и заставить их устыдиться своих безумств.

99

Герой этот пощадит, без сомнения, тех великодушных квакеров,{328}



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница