Адам Эленшлегер

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Биография
Связанные авторы:Эленшлегер А. Г. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Адам Эленшлегер (старая орфография)

Датский поэт Адам Эленшлегер, замечательнейший из поэтов севера, весьма мало известен в России. Мы избрали для перевода трагедию этого датского классика "Ярл Гакон", как одно из самых выдающихся и характерных произведений его, отличающееся, помимо художественных достоинств, чисто северным колоритом.

Адам Эленшлегер родился 14-го ноября 1779 г. в Копенгагене; первоначальным образованием был обязан больше всего своей страстной любви к чтению, а курс учебных заведений, куда его помещали, проходил не особенно прилежно, и закончил его 16-ти лет, с небольшим запасом научных познаний. Поэтическое дарование Эленшлегер начал обнаруживать еще девятилетним мальчиком; писал стихи - по большей части сатирические - еще в реальном училище, а по окончании курса, вместо того, чтобы серьезно готовиться к поступлению в университет, увлекся театром и писанием драматических произведений. Он даже поступил на сцену, но скоро понял, что никогда не сделается первоклассным актером, и оставил сцену, чтобы снова отдаться научным занятиям. К тому его склонили два новых его приятеля, известные впоследствии братья Эрстед. В 1800 г., Эленшлегер поступил в университет на юридический факультет, но научные занятия не могли надолго захватить страстного, мечтательного и увлекающагося юношу, и он постоянно отвлекался в сторону, чему содействовали различные внешния события и обстоятельства его жизни. Помолвка с свояченицей известного тогда литературного деятеля Рабека ввела Эленшлегера в круг самых выдающихся умственных и литературных сил Дании; общение с ними, конечно, имело сильное и благотворное влияние на его духовное развитие. Увлечение университетскою конкурсною тэмою: "Полезно ли было бы для изящной литературы севера введение в нее северной мифологии, вместо греческой"? - определило давнишнее безсознательное влечение Эленшлегера к древней народной поэзии севера, а разработка данной тэмы помогла ему разобраться в самом себе, в своих чувствах, творческих стремлениях и взглядах на поэзию вообще.

Знакомство с творениями Гёте еще более усилило влечете молодого человека к поэзии; но вспыхнувшая в 1801 г. национальная война Дании с Англией окончательно выбила его из колеи юриста. Он бросил университет и поступил в отряд волонтеров-студентов. Муза его также прониклась воинственным духом, и плодами её явились несколько патриотических и военных песен и драматический этюд "Второе апреля 1801 г." (день битвы на копенгагенском рейде).

Война способствовала тогда общему подъему народного духа, как бы пробудила всю страну, напомнив ей её былое историческое значение. Отсюда явилось всеобщее увлечение древней историей севера, преданиями, сагами и мифологией. Эленшлегер прилежно занялся изучением древне-исландского языка, и в песнях его зазвучали новые звуки, говорившие о зародившемся в его душе новом творчестве.

Эленшлегер начал стихотворением "Золотые рога", которое сразу обратило на него внимание. Вышедший затем в конце 1802 г. небольшой сборник новых стихотворений Эленшлегера составил своего рода явление в датской литературе, и до сих пор остается образцом северной поэзии нынешняго века. Сборник этот содержал 84 оригинальных стихотворения и 5 переводных. Кроме того, в сборник вошла еще "Шутка в ночь на Ивана Купалу" - ряд смело набросанных пестрых сцен из народной жизни. Отличительными чертами всех этих произведений были - жизнерадостность, свежесть и юношеская сила настроения, истинно-поэтическое вдохновение и гибкий, образный, чарующе-музыкальный язык.

Продолжая свою творческую деятельность, Эленшлегер не заблудился, подобно современным ему немецким романтикам, в таинственном полумраке "волшебной лунной ночи" ("mondbeglänzte Zaubernacht"), полном болезненных видений и призраков, но нашел более здоровые, светлые пути, углубляясь в древность северного мира, населенную могучими образами.

Из-за границы, куда ему позволила поехать с образовательною целью государственная стипендия, молодой поэт прислал в течение пяти лет на родину целый ряд классических произведений, а именно, трагедии: "Ярл Гакон", "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток"; историческую драму "Аксель и Вальборга" (1808 г.), драму "Корреджио" (1809 г.). Все эти произведения тогда же ставились на сцене королевского театра и доставили поэту такую известность, что по возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор. Вскоре затем он был назначен профессором на кафедру эстетики при копенгагенском университете.

"Голые"; трагедию "Гагборт и Сигне", "Сагу о Роаре", написанную опять за границею; прелестную идиллию "Шстушок" (1819 г.); грандиозную эпопею "Боги Севера"; трагедии: "Эрик и Авель" (1820 г.), "Варяги в Царьграде" (1827 г.); поэму "Ральф Краке", и трагедии: "Карл Великий" и "Лонгобарды" (1829 г.).

Летом 1829 г., Эленшлегер посетил Швецию, и 23-го июня в лундском соборе совершилось редкое торжество: первый поэт Швеции, Тегнер, венчал своего датского собрата лаврами, и провозгласил его "наследником (после Гёте) трона в царстве поэзии".

"Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ", "Олаф Святой" и "Канут Великий"; "Сага об Эрварёде", драма "Дина", драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии: "Амлет" и "Кьяртон и Гудруна", наконец, поэма "Рагнар Лодбрак" - лебединая песнь поэта.

Эленшлегер умер 20-го января 1850 г.; вся страна оплакивала своего величайшого национального поэта, который имел громадное значение для духовной жизни всего севера, воскресив в современной поэзии поэтическия сокровища Эдды во всей их мощи и красоте, и вызвав к жизни целую плеяду поэтов современного ему и последующих поколений.