Шабад А.: Бернарден де Сен-Пьер

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Бернарден де Сен-Пьер Ж. (О ком идёт речь)

БЕРНАРДЭН де СЕН ПЬЕР [Jacques-Henri-Bernardin de Saint Pierre, 19/I 1737-21/I 1814] - французский писатель. Происходил из среднего чиновничества (сын почтмейстера, претендовавшего на аристократическое происхождение). По образованию - инженер. Вся жизнь писателя полна утопических затей переустройства человеческого общества, разбившихся при столкновении с действительностью: в поисках осуществления своих идеалов Б. ездил в Россию [1762-1766] и на остр. Иль-де-Франс в Индийском океане. "Voyage à l'Ile-de-France" (Путешествие на Иль-де-Франс, 1773) было лит-ым дебютом Б. Популярность он приобрел в 80-х гг. после выхода в свет "Études de la Nature" (Этюды природы, 1784), а особенно двух "приложений" к ним: романа "Paul et Virginie" [1787] и философского романа "La Chaumière Indienne" (Индийская хижина, 1790); громадной популярностью пользовалась также прозаическая пастораль "Arcadie" [1781]. С 1795 был членом Академии. Основой мировоззрения Б. является утрированное возвеличение человека (антропоцентризм). Отсюда проистекают: телеологический подход к самой природе, "созданной для нужд человека" (доходящий до анекдотических изречений, вроде того, что дыня разделяется на дольки, чтобы ее можно было легко делить за завтраком и т. п.); культ самой природы; требования "возврата человека к природе", в смысле отказа от достижений городской культуры и цивилизации, являющихся причиною извращения подлинной натуры человека, и стремления к жизни на лоне природы, к труду земледельца. Б. восстает и против собственности на землю. Его религия - проповедь эмоциональности (примат непосредственной веры над рассудком в духе Руссо); восставая против официальной церковности, Б. стремится к религии универсальной для всего человечества, храмом к-рой является та же природа, а обрядами - помощь людей своим ближним (особенно ярко выражена эта мысль в философском рассказе "Le Café de Surate" (Суратская кофейня, 1791, русск. пер. Л. Н. Толстогобуржуазной интеллигенции, боровшейся в эпоху революции против католицизма и церкви. Не придавая значения политическим формам в деле осуществления своих мечтаний, Б. был политически индифферентен; он "принял" революцию, а затем Бонапарта, как "принимал" и абсолютизм. Подобно Руссо, Б. явился фактически идеологом мелкой буржуазии. Развитие мануфактуры и разложение мелкого и натурального хозяйства, усиление значения города, стеснения, к-рые испытывало "третье сословие" при абсолютной монархии в XVIII в., - все это наиболее болезненно отражалось на мелкой буржуазии; и конечно эта социальная группировка, составившая основной кадр бойцов 1789, и была особенно восприимчива к учению, зовущему назад к примитивному укладу и мелкому хозяйству (однако Б. зовет "назад" и в ином смысле: он восхваляет героическое прошлое Франции средних веков и Возрождения). В творчестве Б. сливаются воедино "художественный" и "внехудожественный" планы; все без исключения произведения его проникнуты декламационным пафосом, а дидактическая традиция прозы XVIII в. отражается и на чисто художественных произведениях Б. Основные черты его стиля вытекают из того же антропоцентризма и культа природы. Он внес во французскую прозу яркую декоративность и живописность (pittoresque); Б. - большой мастер пейзажей и описаний бури, грозы и т. п. Характерно для него скопление предметов и их эпитетов [черта, заимствованная у Б. , отцом романтизма]; экзотика, как и у Шатобриана, - основной стержень декоративности Б.; в его "Voyage en Russie" (Путешествие в Россию), несмотря на крайне фантастические данные в области этнографии, Б. дал прекрасные картины природы и пейзажей России. Большое мастерство обнаружил Б. в области цветовых эффектов, введя много новых нюансов в свои декорации, на фоне к-рых он дает мотивы одиночества, меланхолии, влечения к таинственному, прочно вошедшие в репертуар преромантизма"Paul et Virginie" - несложна. Это - простой рассказ, влагаемый в уста чувствительного [sensible - любимое слово Б. как писателя, родственного сентиментализму (см.)] наблюдателя, о любви двух молодых людей, выросших вместе в обстановке тропической природы Иль-де-Франса (отражение мечтаний Б. о возврате к природе). Счастье их нарушается вмешательством их прошлого - цивилизации, от к-рой, казалось, избавились эти люди и к-рая, в лице родственников героини, вторгается в жизнь любящих и, разрушив счастье, ведет их к трагической гибели. Приемы пасторального жанра, развернутые Б. в "Arcadie", заметны и здесь; трагедия героев как бы отражает крушение утопических идеалов самого Б. Значение Б. во французской лит-ре огромно: велико его влияние и на русскую, а его философия, наряду с Руссо, нашла отклик в философских произведениях Л. Толстого.

I. На русск. яз. перев. Paul et Virginie, M., 1801, M., 1890, M., 1913; La Chaumière Indienne, M., 1805, 1913; Le Café de Surate, пер. Л. Н. Толстого, М., 1891.

II. Розанов М. Н., Ж.-Ж Руссо и лит-ое движение конца XVII и начала XIX в. (Очерки по истории руссоизма на Западе и в России), т. I, М., 1910; Barine ArvèdeMaury F., Étude sur la vie et les oeuvres de B., P., 1892; Sainte-Beuve, Ch., Causeries du Lundi, т. VI, 1894; на русск. яз. перев. Lanson érature française, где Б. посвящена большая глава; Его же, Un manuscrit de "Paul et Virginie", "Revue du mois", avril, 1908; Aimé-Martin, Собр. сочин. с комментариями, 2 тома, 1836 (II т., посмертные произведения); о вариантах и рукописях: M., B. d'après ses manuscrits, P., 1905. Mornet D., Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau А St. P. I. H. B., 1907.

А. Шабад