Нольман М. Л.: Бомарше Пьер Огюстен

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Бомарше П. К. (О ком идёт речь)

БОМАРШЕ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон де (24.I.1732, Париж, - 18.V.1799, там же) - франц. драматург. Начав с ремесла своего отца - парижского часовщика, Карон получил доступ во дворец; женившись, он присоединил к своей фамилии, по назв. поместья жены, прибавку "де Бомарше", закрепленную приобретением дворянского титула в 1761. Учитель музыки у дочерей Людовика XV, Б. становится компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне. По смерти банкира его наследник граф Лаблаш, вместо удовлетворения справедливых претензий Б., предъявил встречный иск и добился в парламенте (высшей судебной инстанции) выгодного для себя приговора. Б. был разорен. Вслед за тем подкупленный Лаблашем докладчик по этому делу возбудил против Б. обвинение в клевете и подкупе судей. Опасаясь нового судебного произвола, Б. обратился к "судье над судьями" - народу. Его "Мемуары" ("Mémoires", 1773--74) - четыре памфлета, в к-рых дана остро сатирич. "оценка актерам этого столь необычного спектакля" и беспощадно разоблачены нравы тогдашнего судопроизводства. "Народ, - писал Б., -...представлен здесь в моем лице, и мое дело - дело всех граждан" (Избр. произв., М., 1954, с. 216). Несмотря на происки королевских сановников, осудивших автора и его произв., Б. в конце концов выиграл процесс и стал признанным писателем-трибуном. Прогрессивные устремления Б. проявились также в содействии борьбе амер. народа за независимость, в издании полного собр. соч. Вольтера. Они же определили и характер его лит. деятельности как крупнейшего художника-просветителя.

Уже в первых драматургич. опытах - "Евгения" ("Eugénie", 1767), "Два друга" ("Les deux amis", 1770) - Б. вслед за Д. Дидро утверждает принципы "серьезного жанра", правдиво рисующего картины социального неравенства, развращенности аристократии и добродетели буржуа. Но для автора "Мемуаров" границы "мещанской драмы" были уже слишком узки, и он трансформирует ее в сатирич. комедию. Пьесой "Севильский цирюльник" ("Le barbier de Séville", пост. 1775) открывается самый блестящий период в творчестве Б. Введя в свою комедию, насыщенную духовной атмосферой времени, традиц. сюжетную схему "тщетной предосторожности", ловкого разрушения преград на пути влюбленных, Б. возродил старые комедийные персонажи, внес в них живые черты современности. В отличие от своего лит. прототипа - смышленого и ловкого слуги, - талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный Фигаро не только "нерв интриги", но и ее идейный центр. Подлинный представитель третьего сословия, плебей Фигаро показывает свое умственное превосходство над бездарным графом Альмавивой - своим подопечным, к-рому он устраивает брак с Розиной. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, к-рый лег в основу следующей 2-й части трилогии о Фигаро, комедии "Женитьба Фигаро" ("Le mariage de Figaro", пост. 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастич. смех, и проявления чувствительности - все проникнуто пафосом негодования, издевки по адресу изживших себя аристократич. привилегий, все направлено на то, чтобы показать обреченность феодального мира, к-рому противостоит человеч. достоинство простолюдина. Столкновение Фигаро и Альмавивы Б. относит (в предисловии к пьесе) к числу "острых положений... беспрестанно рождаемых социальной рознью" (там же, с. 343). "Истинный и благородный комизм" этой борьбы в том, что сеньор, давший себе "единственный труд - родиться", становится "посмешищем своих слуг", к-рые оказываются фактическими господами положения. Недаром постановку "Женитьбы Фигаро" Людовик XVI запрещал в течение пяти лет, чувствуя ее революционный запал.

мировую славу и в к-ром более всего выражены нац. франц. черты его таланта. В заключит. части трилогии - "Виновная мать" ("La mère coupable", пост. 1792) остепенившийся, лишенный задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму. К событиям франц. бурж. революции конца 18 в. Б., к этому времени разбогатевший, отнесся без особого энтузиазма. Уже в опере "Тарар" ("Tarare", 1787, музыка А. Сальери) героич. тема борьбы с тиранией за гражд. свободы звучала довольно глухо. Здесь, несомненно, сказалось и то, что, находясь за пределами революц. Франции и по возвращении на родину, в период Директории, Б. стоял в стороне от активной обществ. и лит. жизни.

Комедии Б., созданные им в годы творч. подъема, вышли на сцену мирового, в т. ч. и рус., театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта (1786) и "Севильский цирюльник" Дж. Россини (1816). А. С. Пушкин в оде "К вельможе" уподобил Б. его "чудесному герою" - Фигаро.

Сочинения:

Oeuvres complètes, P., 1876;

Théâtre complet, P., 1956;

Трилогия, М., 1934;

Избр. произв., М., 1954.

Литература:

Барро М., П. К. Б., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1892;

 И., Политич. роль франц. театра в связи с философией 18 в., М., 1895;

История франц. лит-ры, т. 1, М. - Л., 1946, с. 801--807;

Мокульский С., Бомарше, М., 1957;

 Е., Бомарше, Л. - М., 1957;

Штейнпресс Б., "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Б. как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопр. музыкознания, т. 3, М., 1960;

Loménie 

Linthillac E., B. et ses oeuvres, P., 1887;

Dalsème R., La vie de B., P., 1928;

 L., La vie de B., P., 1930;

Bailly A., Beaumarchais, P., 1945;

Richard ée de B., P., 1951;

Pomeau 

Cordier H., Bibliographie des oeuvres de B., P., 1883.