Автор: | Вовенарг Л. Д. |
Категория: | Философская статья |
О МУЖЕСТВЕ
Истинное мужество наравне с немногими другими нашими свойствами предполагает особенное величие души. У него немало разновидностей. Я перечислю здесь мужество в борьбе с прихотями судьбы, иными словами, философический взгляд на жизнь; мужество в борьбе с невзгодами, иными словами, терпение; воинское мужество, то есть храбрость; мужество в замыслах, то есть предприимчивость; гордое и беззаветное мужество, то есть отвагу; мужество в борьбе с несправедливостью, иными словами, твердость; мужество в борьбе с пороками, иными словами, непреклонность; мужество, идущее от разума, от склада характера и т. д.
Человек, который владел бы всеми этими видами мужества, случай редкий. Октавиан30 в борениях с судьбой, не раз приводившей его на край пропасти, умел презреть грозную опасность, но слабел душой, когда предстояло рискнуть жизнью на поле боя. Великое множество римлян, без тени страха бросавшихся в смертоносную битву, было лишено того вида мужества, которое позволило Августу покорить мир.
Существуют не только разные виды мужества, но и в одном виде есть немало оттенков. У Брута31 хватило предприимчивости нанести удар судьбе, мирволившей Цезарю, но ему не достало силы следовать велениям своей собственной судьбы: он замыслил уничтожить тиранию, взяв в помощники лишь собственное мужество, но имел слабость отказаться от этого замысла, когда за ним стояла вся мощь римлян, потому что не было у него в душе того равновесия силы и чувства, без которого не одолеть препятствий и помех на пути к успеху.
Мне хотелось бы подробно остановиться на всех свойствах, присущих человеку, но в настоящее время я уже не могу взяться за столь кропотливый труд. Завершу эти заметки краткими определениями.
Впрочем, здесь все же следует сказать, что мелочность души - источник бессчетных пороков: непостоянства, легкомыслия, тщеславия, зависти» скупости, низости и т. д.; она в такой же степени сужает пределы нашего разума, в какой величие их расширяет; к несчастью, эта мелочность свойственна всем людям, ею отмечены даже самые сильные души. А теперь продолжим.
Честность - это приверженность ко всем гражданским добродетелям.
Прямота - это привычка следовать по тропам добродетели.
Справедливость я определяю как любовь к равенству; неподкупность можно назвать справедливостью в высшем ее проявлении, а зако-нопослушание - справедливостью, приложенной к делу.
Благородство - это отказ от своекорыстия во имя чести; низость, напротив того, отказ от чести ради своекорыстия.
Своекорыстие несет гибель самолюбию; благодетельность приносит его в жертву.
Злость предполагает наклонность к недобрым делам, вредоносность - злость потаенную, коварство - величайшую вредоносность.
Равнодушие к чужому несчастью можно назвать бесчувственностью; если оно сопровождается злорадством, это уже жестокость. Искренность я считаю любовью к правде, открытость - искренностью, откинувшей все покровы, бесхитростность - искренностью доброжелательной, простодушие - незапятнанной чистотой.
Лицемерие - это маска на лике истины, фальшивость - врожденное лицемерие, притворство - лицемерие обдуманное, надувательство - лицемерие, стремящееся навредить, двоедушие - двуликое лицемерие.
Щедрость - это один из видов благодетельности, доброта - склонность творить добро и прощать зло, милосердие - доброта к нашим врагам.
Простота - это как бы образ истины и свободы.
Напыщенность - это внешнее обличье замкнутости и лживости; верность можно определить как умение держать свои обещания, неверность - постоянное их нарушение, лукавство - неверность, надевшая маску и способная на преступление.
Чистосердечие - это верность, не ведающая подозрений и хитроумных уловок.
Сила ума свидетельствует о торжестве мысли, это - врожденная способность повелевать своими страстями, смиряя их и держа в узде; если человеку чужды пылкие страсти, мы не можем судить о силе его ума, ибо он не ведал трудных искушений.
Умеренность говорит о душевном равновесии; порожденная некоторой заурядностью желаний и ограниченностью мыслей, она располагает человека к гражданским добродетелям.
Неумеренность, напротив того, это неутолимый, не знающий удержу пыл, чреватый порою серьезными пороками.
Воздержанность - это умеренность в наслаждениях, неумеренность - ее противоположность.
Резкость свидетельствует о гневливости и о грубости натуры; нерешительность - это боязнь что-либо предпринять, неуверенность - боязнь чему-либо поверить, смятенность - та же нерешительность, но исполненная тревоги.
Благоразумие - это здравая предусмотрительность, неблагоразумие - свойство противоположное.
Деятельность - это проявление беспокойной силы, леность - спокойного бессилия.
Изнеженность - это сладострастная лень.
Основательность - это неизменная твердость разума, легкомыслие - отсутствие порядка и глубины в мыслях или страстях.
Постоянство предполагает разумную стойкость чувств, упрямство - стойкость неразумную; стыдливость - это чувство, говорящее нам об уродстве порока и о позоре, ему сопутствующем.
Мудрость можно определить как понимание сути добра и любовь к нему, смирение - как чувство своей ничтожности перед ликом Творца, благотворительность - как внушенную верой жажду прийти на помощь ближнему, само-отреченность - как одухотворенный вышней силой порыв к добру.
Примечания
30 Август. Вовенарг стилистически играет противопоставлением этих двух имен, отражающих особенности личности Августа в разные периоды его жизни.
31 Брут Марк Юний (85-42 до н. э.) - возглавил заговор против Юлия Цезаря и участвовал в его убийстве. В литературной и исторической традиции выступает как обобщенный образ мужественного и верного своим убеждениям республиканца. Потерпев поражение в битве с войсками Второго Триумвирата, покончил с собой.