Урнов М. В.: Томас Гарди

Заявление о нарушении
авторских прав
Год:1975
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Гарди Т. (О ком идёт речь)

Харди (Hardy), Томас (2.VI.1840, Аппер-Бокхэмптон, Дорсетшир, - 11.I.1928, Макс-Гейт, близ Дорчестера) - англ. писатель. Род. в семье провинц. подрядчика-строителя, потомка оскудевшего рыцарского рода Ле Харди. Учился в сельской и дорчестерской школах, проходил проф. обучение и работал в мастерской местного архитектора (1856--62), изучал архитектуру, работал помощником архитектора в Лондоне (1862--67), занимаясь реставрацией церквей. Испытав себя в лит. профессии, оставил архитектуру.

Первый роман "Бедняк и леди" ("The poor man and the lady", 1868) был отвергнут издателем за "разрушительные намерения". По совету Дж. Мередита "острым сюжетом" - "Отчаянные средства" ("Desperate remedies", изд. анонимно 1871). Всего Х. издал (с 1871 по 1897) четырнадцать романов, составивших три цикла: "Романы изобретательные и экспериментальные" ("Novels of ingenuity and experiment"): "Отчаянные средства", "Рука Этельберты" ("The hand of Ethelberta", 1876), "Равнодушная" ("A laodicean", 1881); "" ("The novels of characters and environment"): "Под деревом зеленым" ("Under the greenwood tree", 1872), "Вдали от обезумевшей толпы" ("Far from the madding crowd", 1874), "Возвращение на родину" ("The return of the native", 1878), "Мэр Кэстербриджа" ("The mayor of Casterbridge", 1886), "В краю лесов" ("The woodlanders", 1887), "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" ("Tess of the D'Urbervilles", 1891), "Джуд Незаметный" ("Jude the Obscure", 1896); "" ("Romances and fantasies"): "Голубые глаза" ("A pair of blue eyes", 1873), "Старший трубач драгунского полка" ("The trumpet-major", 1880), "Двое на башне" ("Two on a tower", 1882), "Любимая" ("The wellbeloved", 1892).

"Романы характеров и среды"; из них самые значительные - "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" и "Джуд Незаметный". Романы складывались в цикл без заданного плана. В них изображена сельская и провинц. Англия 30--80-х гг. 19 в. События развертываются на территории юго-зап. графств, названных Х. Уэссексом. В 5--9 вв. примерно на той же территории располагалось одно из семи королевств древних саксов, Уэссекс, - историч. основа Англии как единого национального целого. Под небом Уэссекса еще действует система устойчивых связей и отношений, полупатриарх. уклад жизни. Крушение под напором капитализма мелкобуржуазных патриарх. устоев для Х. - не отвлеченная социологич. формула: за ней он видит борьбу интересов, горение страстей, изломанные судьбы, страдания обездоленных.

"Романы характеров и среды" - самобытное выражение демократизации англ. лит-ры последней трети 19 в. Х. одним из первых в англ. лит-ре 70--90-х гг. дал изображение человека в нераздельности его возвышенных и повседневных переживаний, его трудовой деятельности. В "романах характеров и среды" критика бурж. действительности последовательно нарастает, в "Тэсс" и "Джуде" она звучит решительно и страстно. Х. дает развернутый анализ личности, обращая внимание не только на духовную, но и на природную сущность человека, делает предметом изображения такие стороны интимных чувств и отношений полов, к-рые в лит-ре викторианской Англии находились под строжайшим запретом. Интересна не только та смелость, с какой Х. нарушает моральные табу, но в большей мере его проницательность и худож. такт. Лит. манера Х. в сравнении с манерой его современников выглядит "старомодной". Новые приемы психологич. анализа, получавшие тогда распространение, не затрагивают заметно лит. техники Х. Его привлекают простые цельные натуры - люди, поведение к-рых не сопровождается усложненным самоанализом. Через поступок, в особенности когда он - прямое выражение внутр. жизни, писатель раскрывает социальную природу, психологич. определенность, состояние характера. Сила и новизна Х. сказывались в его умении проследить всестороннюю связь характера с окружением локальным, оставившем на нем неизгладимую печать, а также в умении показать, что происходит с человеком, когда он попадает в незнакомую и чуждую ему среду и перед ним возникает необходимость самоопределения, и как личное волевое решение отражается на человеческой судьбе.

В 1888 Х. собрал прежде печатавшиеся по газетам и журналам произв. малой формы в отд. книгу - "Уэссекские рассказы" ("Wessex tales"). Впоследствии он выпустил еще три сб-ка ("Группа благородных дам" - "A group of noble dames", 1891, и др.) - всего ок. сорока повестей и рассказов. В 1898 Х. опубл. первый стихотв. сб. "Стихи Уэссекса" ("Wessex poems"), затем до конца жизни издал еще семь сб-ков. Стихи, как и прозу, Х. объединил в циклы.

"Песни казармы". Х. судит о войне как демократ, держится точки зрения рядового солдата, оторванного от мирных дел труженика. Х. - один из крупнейших англ. лирич. поэтов новейшего времени. О поэтич. зрелости Х. свидетельствует цикл из предвоенного сб-ка "Сатиры на случай. Лирика и мечты" ("Satires of circumstance. Lyrics and reveries. With miscellaneous pieces", 1914), отразивший переживания Х. в связи со смертью в 1912 жены. Обязанность поэта "выразить и страсть всех веков, и свою собственную мысль", целую философию истории Х. выразил в эпич. драме "Династы" ("The dynasts", ч. 1--3, 1903--08). Замысел "Династов" вызревал долго, о его теме - Европа во времена наполеоновских войн - Х. задумывался еще в 70-е гг., открыв семейные предания наполеоновских времен. О размахе замысла говорит готовность Х. условно назвать произв. "европейской Илиадой". Три части, девятнадцать актов, сто тридцать сцен - таков корпус "Династов", громоздкий, однако по-своему монолитный и внушительный. Действие переносится из страны в страну, в драме участвуют сотни персонажей, действуют армии и нар. толпы. В "Династах" двенадцать рус. сцен. Х. во многом как бы вторил Л. Н. Толстому, напр. в характеристике Кутузова; он создает вокруг наполеоновских посягательств ту же, что и в "Войне и мире", атмосферу неправедности, высоко ставит патриотизм рус. народа. Х. старался разобраться в сцеплении закономерности и случая, рассмотреть вопрос о соотношении усилий народов, выдающихся деятелей, историч. судьбы. По его мнению, над человечеством властвует некая роковая и жестокая необходимость. Здесь заметны отзвуки занятий Помня о Шекспире, Х. намеренно отказался от драматургии в шекспировском стиле. Сохранив отд. его приемы, в частности смешение стихов и прозы, он не последовал шекспировской традиции в целом. В его эпич. драме больше чувствуется влияние дидактики Дж. Мильтона или раньше - Эсхила, но опять же в неоклассическом, декламационном духе. Он пользуется и условными, символич. фигурами (Время, Сострадание, Ирония), и речью персонажей, и пространными ремарками. Ему более удались бытовые эпизоды, сцены, проникнутые сочувствием к простым людям, как это было и в его романах.

Зачинатель нового периода лит. развития Англии, Х. выделялся среди писателей-современников страстностью и глубиной социальных обличений, убежденным демократизмом. В 1920 подписался под манифестом "Кларте", входил в состав его междунар. руководящего комитета. Реалистич. мастерство изображения и гуманистич. содержательность творчества Х. отмечал М. Горький. Высокую оценку произв. Х. дает англ. марксистская критика (напр., Р. Фокс).

Сочинения:

Works, v. 1--24, L., 1912--31; Thomas Hardy's personal writings. Prefaces. Literary opinions. Reminiscences. Ed. by Harold Orel, Lawrence, 1966; в рус. пер. - [Соч.], [т. 1--8], М., 1969--73.

 А. В., Томас Гарди, в кн.: Гарди Т., Тэсс из рода д'Эрбервилль, М., 1937; История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Зильвер Харди Т., Вдали от шумной толпы, Л., 1937;  Р., Т. Гарди. Тэсс из рода д'Эрбервиллей, "Звезда", 1938,  7;  И., Тэсс из рода д'Эрбервилль, "Лит. обозрение", 1938,  8; Старцев "Интерн. лит-ра", 1940,  9--10; Урнов Hardy F. E., The life of Thomas Hardy, N. Y. - L., 1962; Purdy R. L., Thomas Hardy. A bibliographical study, L., 1954; Thomas Hardy. The critical heritage. Ed. by R. G. Cox, L. - N. Y., [1970].

М. В. Урнов.