Гордышевская М.: Под деревом зеленым

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Гарди Т. (О ком идёт речь)


Предыдущая страницаОглавление

Под деревом зеленым

Роман «Под деревом зеленым» был написан в первой половине 1871 года. Гарди послал рукопись в издательство Мак-Миллана, но, получив ответ с подробным разбором романа, ошибочно понял его как отказ. Книга вышла в июне 1872 года в издательстве «Братья Тинсли», ранее опубликовавшем первый роман Гарди «Отчаянные средства». Роман «Под деревом зеленым» был встречен положительными отзывами печати. Издатель, однако, жаловался, что книга плохо расходится, хотя в том те 1872 году известное издательство Таухница, выпускавшее в Германии произведения писателей разных стран на языке оригинала, приобрело право издания романа Гарди, что было косвенным свидетельством успеха книги. Любопытно, что Тинсли, уплативший Гарди за право издания тридцать фунтов стерлингов, впоследствии, в 1875 году, когда Гарди захотел «выкупить» свой роман, потребовал триста фунтов. Оба романа Гарди вышли в издательстве Тинсли анонимно. Впервые открыло читателям имя Гарди американское издание романа «Под деревом зеленым» 1873 года. «Братья Тинсли» выпустили иллюстрированное издание романа с указанием имени писателя в 1876 году.

Первоначально, в рукописи, роман назывался «Меллстокский хор». Это название было заменено начальной строкой песни «Под деревом зеленым» из комедии Шекспира «Как вам это понравится». В дальнейшем название «Меллстокский хор» было восстановлено как подзаголовок. Первоначальный подзаголовок рукописи «Сельские картинки в духе голландской школы» остался как в первом, так и в последующих изданиях. Некоторые исследователи творчества Гарди объясняют изменение заглавия «модой того времени». В действительности же обращение к шекспировской строке связано с одной из существенных сторон этого романа и всего творчества Гарди. «Меллсток» (как в дальнейшем «Уэссекс»), по Гарди, не столько географическое понятие, сколько историческое и социальное, символ «старой веселой Англии». Именно поэтому изменение заглавия было оправдано, хотя сам Гарди в предисловии к изданию 1912 года писал, что название «Меллстокский хор» «больше соответствовало бы содержанию».

По словам Гарди, «герои этого романа о старинном меллстокском хоре и его музыкантах… списаны с натуры». Прообразом меллстокского оркестра послужил церковный оркестр Стинфорда, основанный дедом Томаса Гарди. В романе много описаний реальных мест и предметов, в него вошли и воспоминания детства, и семейные предания. Знаменитые нотные тетради меллстокских музыкантов, в которых с одного конца записаны псалмы, а с другого веселые песенки и танцы, - это сохранившиеся в семье Гарди нотные тетради деда и отца писателя.

«Меллсток» Гарди, по существу, не менее условен, чем Арденнский лес в комедии Шекспира. «Под деревом зеленым» ищут герои Шекспира свободу, защиту от зла и несправедливости. Меллсток в романе Гарди - такое же убежище от зла и несправедливости.

Гарди не только подчиняет «описания с натуры» авторской трактовке. В случае необходимости он отступает от непосредственной точности и правдоподобия. Так, орган, о котором идет речь, появился, по утверждению специалистов, не в то время, к которому относится действие романа, а значительно позже. Но это смещение во времени не мешает убедительности сюжетного конфликта.

Меллстокский хор - коллективный герой повествования, выступающий в защиту здоровых традиций патриархального уклада от разрушительных новшеств буржуазной цивилизации. Однако побеждают противники хора и его традиций. Достаточно желания молодого священника повой формации и богатого фермера церковного старосты угодить хорошенькой девушке, чтобы распустить старинный церковный оркестр и заменить его органом. Орган, лишающий сельских музыкантов радости коллективного творчества («немаловажного средства объединения интересов», как писал Гарди в авторском предисловии), предстает в романе как символ тех разрушительных сил, которые наступают на гармоничный и поэтичный Меллсток. Опасность грозит светлому мирку Меллстока не только извне, но и изнутри - меняется духовный облик личности. Героиня романа по сюжету остается в кругу простодушных жителей Меллстока, но по характеру она выходит за пределы этого круга. Человеком иного склада делает ее не столько соблазн богатства, сколько соблазн - в более поздней терминологии «красивой жизни», страстное желание перейти в другую, более высокую социальную сферу. Перед лицом этого стремления любовь становится слабой и беззащитной - избранник сердца, промокший под дождем, выглядит в глазах героини жалким по сравнению с пастором под шелковым зонтом. И если Фэнси Дэй преодолевает искушение, то не из добрых чувств, а под давлением окружающих ее традиций добропорядочности, которые она не осмеливается преступить. Твердая решимость Фэнси сохранить в тайне от мужа предложение пастора Мейболда и свое согласие также обнаруживает характер, далекий от сельской простоты и наивности.

В романе «Под деревом зеленым» намечено многое из того, что в дальнейшем было развито в цикле «узссекских романов». «Под деревом зеленым» - первый из романов Гарди, посвященных сельской, патриархальной Англии. В нем уже проявился интерес писателя к «старинным характерам» людей из народа, с их нравственной стойкостью, естественным чувством правды и справедливости, проступающим сквозь невинные слабости и забавные чудачества. Именно душевный строй людей, живущих «под деревом зеленым», более всего привлекает внимание Гарди. Героиня романа Фэнси Дэй - первоначальный эскиз прославленных жопских характеров Гарди.

Но, может быть, самое важное для дальнейшего творчества Гарди - это ирония, в особенности ирония характеров и ситуаций. Драматическая ирония в окончании романа приоткрывает завесу будущего, несущего гибель идиллии «под деревом зеленым».

«старой веселой Англии» еще не стала основой содержания романа. Грозовые тучи намечающейся драмы обходят Меллсток стороной. Этим объясняется необычное для Гарди светлое, мажорное звучание повести. Впоследствии Томас Гарди высказывал сожаление, что не разработал эту тему с большей серьезностью и глубиной. Но хотя молодой Гарди еще не решился разрушить условную гармонию идиллических «сельских картипок», эта гармония все же представляется очень хрупкой.

Концовка романа показывает уже не раннего, а зрелого Гарди: внешне счастливый конец строится на ироническом недоразумении, глубоком внутреннем неблагополучии. Идиллия оказывается основанной на иллюзии, а это предвещает неминуемую трагедию, разрушение патриархальной идиллии.

М. Гордышевская



Предыдущая страницаОглавление