Старый Султан

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гримм, братья, год: 1812
Примечание:Перевод Софьи Снессоревой
Категории:Сказка, Детская литература, Рассказ
Связанные авторы:Снессорева С. И. (Переводчик текста)

Братья Гримм

Старый Султан

Перевод Софьи Снессоревой

У хозяина была верная собака, по имени Султан. Состарился Султан, все зубы выпали у него, не перегрызть ему костей. Сидит хозяин у ворот и говорит жене:

- А завтра я застрелю Султана; он больше ни на что не годен нам.

Хозяйке жаль стало верного пса, она и сказала:

- Сколько лет он служил нам честно и верно! Заслужил он, кажется, чтобы на старости лет получать от нас милостыню.

- Ишь что выдумала, баба! - закричал мужик. - Ты, кажется, с ума спятила! Не видишь разве, у него все зубы повыпали, так что ни один воришка теперь не боится его? К чему теперь мы станем его держать? Если он нам и служил, так ведь за то и корм получал.

Бедный Султан лежал оттуда неподалёку, греясь на солнышке, и слышал каждое слово. Тяжело было ему думать, что завтра наступит ему последний день. Был у него старый приятель-волк; к нему-то прокрался он вечером в лес, чтобы рассказать ему о своём горе.

- Полно горевать, куманёк! - сказал волк. - Развеселись-ка опять, я помогу твоему горю. Слушай, что я придумал для тебя. Завтра рано утром уйдёт твой хозяин с хозяйкой на сенокос, и возьмут с собой ребёнка, потому что не на кого оставить его дома. По обыкновению, они посадят ребёнка под кусток, в тени. Ну, а ты ложись около ребёнка, как будто хочешь его сторожить, а я выбегу из лесу и утащу ребёнка; ты же не зевай и скорее беги за мной, чтобы догнать и отнять у меня ребёнка. Я брошу его - ну, а ты неси его скорее к родителям. Они подумают, что ты спас ребёнка, и будут тебе так благодарны, что не то что не станут тебя убивать, а и ещё ты опять войдёшь к ним в милость, и они рады будут всего давать тебе вдоволь.

Как сказано, так и сделано. Отец так и ахнул, как увидел волка с ребёнком в зубах; но когда старый Султан принёс к нему назад ребёнка, то, не помня себя от радости, мужик погладил его и сказал:

- Нет, Султан, никому не позволю дотронуться до тебя! Кушай себе на здоровье сколько хочешь: ты заслужил свой корм.

И, кроме того, тут же сказал жене:

- Слушай, жена, поди сейчас домой и свари для нашего доброго Султана кашицу; для неё не надо зубов, да и ещё возьми подушку с моей кровати, я дарю её старому другу вместо постели.

С той поры хорошо жилось старой собаке, так хорошо, что и желать лучшего не надо. Вскоре после этого пришёл к нему в гости куманёк и порадовался, что всё так хорошо уладилось.

- Однако, куманёк, - сказал тут же волк, - ты наверное хорошенько зажмуришься, когда я, при удобном случае, утащу у твоего хозяина жирного барана. Право, нынче такие тяжёлые времена, всё так дорого.

- Ну уж это отдумать надо, - возразил верный пёс, - я останусь честным слугою своего хозяина и никак не могу согласиться на твоё предложение.

А волк думал, что собака пошутила, и прокрался ночью к дому, надеясь утащить барана. Но верный лес предупредил хозяина о злом умысле волка, так что мужик был наготове и железными цепами сильно вздул бока старому вору. Волк убежал со всех ног, но успел закричать собаке:

- Погоди-ка, изменник, ты ещё мне поплатишься за это!

кошка прихрамывала, подскакивала и от боли поднимала хвост кверху.

животное припадало на ту сторону, где ноги у него не было, тогда они думали, что это оно поднимает камень и хочет бросить в них. У страха глаза велики: дикая свинья спряталась под кусты, а волк прыгнул на дерево.

Пришли собака и кошка на назначенное место и удивились, что тут никого нет. Но дикая свинья не умела хорошо спрятаться: её уши торчали из-под листьев. Кошка внимательно осматривалась вокруг, в это время свинья хлопнула ушами, а кошке показалось, что это мышь. Она бросилась и больно укусила её: тут забыла она и про хромоту свою. Свинья дико взвизгнула и бросилась без оглядки бежать, а сама кричит:

- На дереве сидит виноватый, а я тут не при чём!

Как взглянули наверх кошка с собакой, так и увидели волка. А волку так стало стыдно, и он показал себя таким трусом, что он сейчас же сошёл вниз и предложил помириться.