Девяносто третий год.
Часть третья. В Вандее. Книга первая. Вандея.
Глава VI. Душа земли переходит в человека

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гюго В. М., год: 1874
Категории:Роман, Историческое произведение


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

VI. ДУША ЗЕМЛИ ПЕРЕХОДИТ В ЧЕЛОВЕКА

Число вандейских инсургентов нельзя определить меньше чем в пятьсот тысяч человек, считая здесь, впрочем, женщин и детей. Тюффен де ла Пуари определяет число одних бойцов в полмиллиона.

Кроме того, им помогали федералисты: Жиронда была сообщницей Вандеи. Из Лозера прибыло в Вандею тридцать тысяч человек. Открыто восстали восемь департаментов - пять в Бретани и три в Нормандии. Эвре, братаясь с Каэном, имел своим представителем в восстании своего мэра Шомона и старшину Гарденбаса. Бюзо, Горзас и Барбару в Казне, Бриссо - в Мулене, Шассан - в Лионе, Рабо Сент-Этьенн - в Ниме, Мельян и Дюшатель - в Бретани, - все они раздували пламя восстания.

Были две Вандеи: большая, которая вела войну в лесах, и малая, которая вела ее в кустах; именно это и отличает Шаррета от Жана Шуана. Малая Вандея была наивна, большая - испорчена; во всяком случае первая была симпатичнее. Шаррет был сделан маркизом, генерал-лейтенантом королевских армий и получил орден Святого Людовика; Жан Шуан остался Жаном Шуаном; но между тем первый приближается к разбойнику, а второй - к рыцарю. Что же касается великодушных предводителей - Ларошжаклена, Лескюра, Бонтана, то они просто заблуждались. Великая католическая армия была не что иное, как безумная затея, и поражение ее было неизбежно. Вандея не в состоянии была перейти за Лауру. Гражданская война не может быть завоевательной. Цезари и Наполеоны могут переходить Рейн, но для Ларошжаклена немыслимо было перейти за Луару.

Вандеец у себя дома - это контрабандист, земледелец, солдат, пастух, браконьер, вольный стрелок, звонарь, крестьянин, шпион, убийца, причетник, лесной зверь. Ларош-жаклен - не что иное, как Ахилл, Жан Шуан - Протей.

Вандейское восстание потерпело поражение; другие подобные крестьянские восстания, как, например, в Швейцарии, сопровождались успехом. Между восстанием горцев, как, например, швейцарцев, и восстанием в лесах, как, например, вандейцев, существует та зависящая от среды разница, что первые почти всегда борются за идею, а вторые - за предрассудок. Первые парят, вторые ползают; первые сражаются за человечество, вторые - за пустыню; первые жаждут свободы, вторые - одиночества; у первых во главе общие интересы, у вторых - частные; первые имеют дело с безднами, вторые - с трясинами; первые - люди потоков и пены, вторые - люди стоячих вод, гнездилища лихорадок; у первых над головами - небесная лазурь, у вторых - хворост; первые облиты светом, вторые окутаны потемками.

Горы и равнины порождают разных людей. Гора - это цитадель, лес - это засада; первая синоним смелости, вторая - коварства. Еще люди древнего мира помещали богов на вершинах гор, а сатиров - в лесной чаще. Сатир - это дикарь, полубог, получеловек. В свободных странах мы находим Апеннины, Альпы, Пиренеи, Олимп. Парнас - это опять же гора.

Монблан был колоссальным союзником Вильгельма Телля; индийские поэмы сложились у подножия Гималайских гор. Греция, Испания, Италия, Швейцария богаты горами; Кимврия, Германия, Бретань - лесами. Лес - это синоним варварства.

и обвинить природу, бросающую как бы вызов человеку. Пустыня оказывает порой вредное влияние на совесть, в особенности на совесть малопросвещенную. Возвышенная совесть - это Иисус и Сократ; низкая совесть - Атрей и Гуда. Низкая совесть склонна к пресмыканию; она любит скрываться в густом лесу, в терновнике, под кустами, в болоте; там она проникается дурными наклонностями. Оптические обманы, необъяснимые миражи, ошибки во времени и в месте наводят на человека тот страх, полурелигиозный, полуживотный, который в обыкновенные времена ведет к предрассудкам, а в смутные времена --- к жестокости. Галлюцинации держат факелы, освещающие путь к убийству. Разбой - это своего рода головокружение. Величественная природа имеет двойной смысл: она просвещает высокие умы и ослепляет низкие. Когда человек невежествен, когда пустыня полна миражей, тьма одиночества присоединяется к тьме разума, и вследствие того перед человеком разверзается несколько бездн. Какой-нибудь утес, какой-нибудь овраг, какая-нибудь чаща, какой-нибудь странный вечерний просвет могут натолкнуть человека на безумное и свирепое действие. Можно было бы почти сказать, что есть преступные местности.

Свидетелем скольких ужасных вещей был мрачный холм, возвышающийся между Беньоном и Плеланом!

Широкие горизонты дают широкий простор и человеческой мысли; суженные горизонты суживают и мысль, и люди с великой душой превращаются в людей ограниченных. Примером тому может служить Жан Шуан. Общие идеи, ненавидимые во имя частных интересов, - в этом и заключается борьба за прогресс.

Родной край и Отечество - в этих двух словах суммируется вся Вандейская война: борьба местной идеи против универсальной, крестьян против патриотов.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница