Елистратова А. А.: Джеймс Генри

Заявление о нарушении
авторских прав
Категории:Критика литературная, Биография
Связанные авторы:Джеймс Г. (О ком идёт речь)

ДЖЕЙМС (James), Генри (15.IV.1843, Нью-Йорк, - 28.II.1916, Лондон) - амер. писатель. Брат философа-прагматиста У. Джеймса (Джемса). Род. в состоят. семье. В 1875 переселился в Европу; в 1915 принял брит. подданство. Лит. деятельность начал в конце 60-х гг. В своих романах Д. освещает психологич. конфликты, имеющие социальную мотивировку; гибель таланта молодого скульптора, творчество к-рого не понято в бурж. Америке ("Родрик Хадсон" - "Roderick Hudson", 1876); несбывшиеся надежды любящих женщин, доверие к-рых обмануто их избранниками - хищными дельцами: "Вашингтон-сквер" ("Washington square", 1818, рус. пер. 1881) и "Женский портрет" ("The portrait of a lady", 1881). В рассказе "Дейзи Миллер" (1879, рус. пер. 1898) показана печальная судьба амер. девушки-провинциалки, оклеветанной и отвергнутой ее средой. Тема сравнит. преимуществ "Старого" и "Нового света" нашла чуждое реализму преломление в романе "Американка" ("The American", 1877, рус. пер. 1880), герой к-рого миллионер Ньюмен представлен как воплощение бескорыстия и жертва франц. знати. Эта апологетич. тенденция Д. отражена в романах "Бостонцы" ("The bostonians", 1886) и "Княгиня Казамассима" ("The princess Casamassima", 1886); в первом осмеяны демократич. традиции амер. реформаторов и утопистов; во втором карикатурно изображено революц. движение в Европе, с к-рым порывает герой, решив, что его единомышленники - враги красоты, иск-ва и цивилизации. Сблизившись в 90-х гг. с англ. декадент. кружком "Желтая книга", Д. в романе "Трагическая муза" ("The tragic muse", 1890) противопоставляет иск-во обществ. жизни. В романах "Священный источник" ("The sacred fount", 1901), "Послы" ("The ambassadors", 1903), "Золотая чаша" ("The golden bowl", 1904) Д. культивирует изощренный психологизм; характеры и события как бы растворяются в потоке зыбких впечатлений, что дало основание нек-рым критикам видеть в Д. предтечу Дж. Джойса и .

Эстетич. взгляды раннего Д. выражены в сб. "Французские поэты и романисты" ("French poets and novelists", 1878), к-рый знакомил американцев с Г. Флобером и др. франц. реалистами, а также с И. С. Тургеневым. Кн. "Мастерство романа" ("The art of the novel", 1934) свидетельствует о близости Д. к модернизму. Однако эстетский культ формы не давал удовлетворения писателю. Лучшее в позднем его творчестве - рассказы и повести о трагич. судьбе художника в мире собственников ("Бумаги Асперна", "Смерть льва", "Узор ковра" и др.).

Соч.: Theatricals, L., 1895; Complete plays, Phil. - N. Y., 1949; The art of fiction, Oxf., 1948.

Лит.: Самохвалов Н. И., Генри Джеймс, "Уч. зап. Краснодарск. гос. пед. ин-та", 1956, в. 18;  V. W., The pilgrimage of H. James, L., 1928; Foley Matthiessen F. O., H. James. The major phase, Oxf., 1946; Beach Edel D., Bibliography of Henry James, L., 1957; Edel L., H. James, v. 1--3, Phil. - N. Y., 1953--62.