Театральный мирок.
Героиня.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Джером К. Д., год: 1899
Примечание:Перевод: В. П. Лачинов
Категория:Рассказ

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Театральный мирок. Героиня. (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ГЕРОИНЯ.

С нею всегда неладно, и она непременно сообщит вам об этом. Её жизнь безспорно нелегкая, ничто ей не удается. У нас у всех есть свои невзгоды; но у театральной героини решительно нет ничего иного. Если она ускользает от беды хотя на один вечер в неделю или имеет свободное воскресенье, так и то уже слава Богу.

Но нет, несчастие стережет ее с самого начала недели и до конца.

После того, как её муж был обвинен в убийстве, что является, пожалуй, слабейшим из обвинений, какие могут над ним тяготеть, а её седовласый отец потерпел банкротство и умер от разрыва сердца, дом же, где протекло детство героини, был продан с молотка, тогда её ребенок заболевает изнурительной лихорадкой.

Она плачет горькими слезами по поводу своих напастей. Это, разумеется, вполне естественно; бедная женщина, мы жалеем ее, но это утомительно с точки зрения слушателей, и мы готовы желать к концу спектакля, чтобы с ней не случалось так много несчастий. Более всего плачет она над ребенком; ребенок поэтому вечно находится в сырости; мы даже удивляемся иной раз, как он не схватит ревматизма.

Она очень добра, театральная героиня. Комик высказывает убеждение, что она сущий ангел. Она возражает на это с улыбкой, полною слез (это не было бы её улыбкой, если бы она не была полна слез):

-- Ах, нет, - говорит она (разумеется, с грустью), - у меня много, много недостатков.

Мы бы лучше хотели, чтобы она обнаружила их хоть немножко. Её чрезмерная добродетель кажется нам иногда слишком приторной. Наше единственное утешение, глядя на нее, это, что немного таких добродетельных женщин. Жизнь и без того достаточно плоха, а еслиб еще было много подобных женщин в действительности, таких же добродетельных, как героиня, то жить стало бы просто невыносимо.

Единственная утеха в существовании театральной героини, это выходить из дому в снежную вьюгу, без зонтика и без шляпы. У нея есть шляпа, мы знаем (и довольно изящная вешица), мы видели ее на гвозде, у дверей её комнаты; но когда героиня отправляется на ночную прогулку, в жестокую снежную бурю (сопровождаемую еще громом), то заботливо оставляет свой головной убор дома; быть может, она боится, что снег испортит её шляпку; а она - аккуратная женщина.

Она всегда забирает с собой и ребенка во время этих экскурсий; она, должно быть, думает, что это освежит малютку, но ребенок не так любит снег, как она: он говорит, что ему холодно.

Одно, что должно раздражать, и весьма сильно театральную героиню в таких случаях, это именно то обстоятельство, что снег как будто нарочно поджидает ее и следует за ней по пятам. На сцене царит чудная ночь, пока не является героиня; но стоит лишь ей появиться, как начинает падать снег. Он валит хлопьями все время, пока героиня остается на сцене. Едва она уходит, все опять проясняется и остается светлым до конца спектакля.

Эта привычка снега гоняться за несчастною женщиною в высшей степени неделикатна; он всегда падает несравненно гуще в том именно углу, где находится героиня, нежели на всем остальном пространстве улицы. Так, мы иногда видали героиню сидящей среди застилающей глаза снежной вьюги, а между тем на другой стороне дороги все было сухо, как кость, и ей ни разу не пришло в голову перейти на ту сторону.

Мы даже знавали необыкновенно злобную снежную вьюгу, которая обошла с героинею трижды вокруг сцены и потом удалилась за нею с подмосток.

Разумеется, вы не можете отбояриться от такой вьюги! Сценическая вьюга это такая штука, которая пойдет за вами по лестнице и ляжет с вами в постель.

Другая любопытная подробность в этих театральных вьюгах та, что луна так и сияет в продолжение урагана; но она светит исключительно над героиней и шляется за ней совершенно так же, как снег.

Никто вполне не понимает, что это за удивительное произведение природы луна, кроме людей, ознакомившихся со сценой. Астрономия учит вас кое-чему о луне, но вы научитесь гораздо большему из нескольких посещений театра. Вы узнаете при этом, что луна светит только на героев и героинь, бросая иногда, пожалуй, случайный луч на комического актера, но неизменно скрывается за облака при появлении злодея.

Не менее удивительно, как быстро луна может исчезать со сцены. Только-что за минуту она сияла во всем блеске среди безоблачного неба, но прошел миг, и она скрылась, словно ее передвинули на один метр. Это вас в первое время ошеломляет, пока вы к этому не привыкли.

Театральная героиня склонна скорее к задумчивости, чем к веселости. В самые приятные моменты ей чудится, что она видит тень своей матери или дух отца, либо ей снится её мертвый ребенок.

Но это только при самом веселом её настроении; обыкновенно же она слишком занята плаканьем, чтобы иметь время для посторонних размышлений.

присуждается к десятилетним каторжным работам на следующее же утро после свадьбы, то он и освобождается на указанный срок от опасности, которая могла бы весьма испугать менее удачливого жениха.

Иногда у театральной героини есть брать, и в таком случае он неизбежно принимается за её любовника. Мы никогда не встречались в действительной жизни с братом или сестрой, которые хотя бы самому подозрительному человеку могли дать повод принять их за любовников; но театральные брат и сестра всегда так нежны, что эта ошибка простительна.

Когда же случится такая ошибка, внезапно войдет супруг, застающий целующуюся парочку, и придет в ярость, то героиня не обернется и не скажет:

-- Что ты, баран, безмозглый, ведь это мой брат!

Такое обращение было бы просто и трогательно, но совершенно неподходяще к театральной героине. Нет, она делает все, от нея зависящее, чтобы уверить каждого, что дело не так, как оно есть, и тогда она может молчаливо страдать.

Брак, без сомнения, ошибка в жизни театральной героини.

Выслушай она добрый совет, она осталась бы одинокой. Её супруг - славный малый, положительно расположенный к ней, но он несчастлив и неопытен в мирских делах. Все оборачивается хорошо для него в конце пьесы - это правда, но мы не советовали бы героине полагаться на неизменность такого благополучного хода вещей. Из того, что мы видели относительно её супруга и деловых его способностей во время пяти предшествовавших актов, мы склонны сомневаться в возможности для него быть чем-либо иным, кроме неудачника, до самого конца своей жизни.

Действительно, он возстановил в конце концов свои "владения" (которых он никогда бы и не утратил, будь у него голова, а не сентиментальный пузырь на плечах). Злодей закован в кандалы, герой и героиня комфортабельно устраиваются дверь в дверь с жилищем комика.

Но это блаженное существование отнюдь не будет продолжительно. Театральный герой создан для несчастий, и он опять влезет в беду на следующий же месяц, мы бьемся об заклад К нему явятся с наложением нового запрещения не его "владения", и он, уверяю вас, не будет знать, подписал он действительно вексель или не подписывал, и его выселят.

что он женился на ней еще мальчиком, только забыл про это.

А первое мертвое тело, какое окажется в деревне, запутает его в новую историю, будьте покойны: мертвец очутится прислоненным к его дверям, и вся старая присказка начнется сначала.

Нет, наш добрый совет театральной героине развязаться как можно скорее с героем, выйти потом замуж за злодея и уехать с ним жить за границу, куда-нибудь в такое место, где бы комик не балаганил по близости.

Она будет тогда несравненно счастливее.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница