Геракл.
Примечания

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Еврипид, год: 1897
Категория:Трагедия


Предыдущая страницаОглавление

ПРИМЕЧАНИЯ 

"ГЕРАКЛ"

Дата постановки неизвестна. По стилистическим признакам, существенно отличающим "Геракла" как от трагедий 30-х годов ("Алькеста", "Медея"), так и от поздних произведений Еврипида, большинство исследователей относит эту трагедию примерно к концу 20-х - началу 10-х годов.

Геракл был не частым гостем на трагической сцене, хотя различные эпизоды его легендарной биографии были достаточно подробно разработаны в послегомеровском эпосе и хоровой лирике. Этим жанрам, о которых сохранились только косвенные свидетельства, было известно, в частности, и убийство Гераклом его детей от Мегары, совершенное им в ранней молодости в приступе безумия. Отнесение же этого события к последним годам жизни героя, равно как весь эпизод с участием Лика и вмешательство Тесея, принадлежит к собственным нововведениям Еврипида.

Ст. 4. ...горсти земнородных... - Речь идет о спартах ("посеянных") - героях, выросших на фиванской земле из зубов дракона, посеянных Кадмом (см.: "Финикиянки", ст. 638-675).

Ст. 15. Град киклопов. - Обычно так называли Микены, обнесенные в древности крепостной стеной "киклопической кладки" (см. сг. 944); в V в., после разрушения Микен соседним с ними Аргосом, на последний стали переносить легендарную характеристику Микен.

Ст. 17. Электрион - тиринфский герой, дядя Амфитриона и отец Алкмены, случайно убитый Амфитрионом, который должен был поэтому уйти в изгнание. После этого власть над Аргосом захватил другой племянник Электриона - Еврисфей; в услужение ему кознями Геры и был отдан Геракл. Еврипид, вопреки традиции, изображает здесь дело таким образом (ст. 17-21), что Геракл добровольно пошел служить Еврисфею ради возвращения себе родины и престола.

Ст. 23. Тенар - скалистый мыс с пещерой на юге Пелопоннеса, где греки локализовали один из входов в подземное царство.

Ст. 27-34. Мифологическая генеалогия знала фиванского царя Лика, чья супруга Дирка (Диркея) всячески мучила свою племянницу Антиопу, мать божественных близнецов Амфиона и Зета; последние, выросши, отплатили Дирке за издевательства над их матерью, а Лика свергли с престола. О втором Лике и его вмешательстве в мятеж, якобы разгоревшийся в Фивах при Креонте, см. вступительную заметку к примечаниям.

Ст. 50. Минийцы - обитатели соседнего с Фивами Орхомена, некогда властвовавшие над Фивами. Геракл пошел на них походом и освободил, таким образом, Фивы от рабской зависимости (ср ст. 220).

Ст. 63. ...разрушить стены тафийские... - Когда Амфитрион был молод, на царство его дяди и тестя Электриона (см. ст. 17) напало войско Птерелая, царя острова Тафоса (ныне Меганион, расположен в восточной части Ионийского моря, у берегов Акарнании). В войне были убиты все сыновья Электриона, но Амфитрион, возглавив аргосскую рать, выступил против тафийцев и одержал над ними победу (см. также ст. 1080).

Ст. 177-180. ...Гигантов поражал... - Мифологическая традиция приписывала Гераклу, наряду с другими подвигами, также участие в битве богов с Гигантами - сыновьями Земли.

Ст. 188-205. Здесь, как и несколько выше (ст. 159-164), Еврипид принимает участие в споре между сторонниками ополчения тяжеловооруженных воинов (гоплитов) и их противниками, отдававшими предпочтение легковооруженным стрелкам из лука. В годы Пелопоннесской войны этот спор имел актуальное значение.

Ст. 240. ...другие на Парнас... - Этот приказ должен характеризовать сумасбродство тирана: от Фив до ближайших предгорий Парнаса - расстояние не менее 50 км.

Ст. 252. Спарты - см. примеч. к ст. 4. Разумеется, зубы дракона посеял не сам Арей, а Кадм, одолевший чудовище, вскормленное Ареем.

Ст. 350. Смычком Аполлон ударяет... - Примечание Анненского: "Перевод неточен: "плектр" обозначает орудие, которым не водили по струнам, а щипали их, как на цитре".

Ст. 348-441. Хор вспоминает подвиги Геракла: борьбу с немейским львом ("роща Кронида" - Немея с храмом Зевса); битву с кентаврами (Пеней - река в Фессалии, там же находится гора Пелион); охоту на керинейскую лань; укрощение коней Диомеда (см. примеч. к "Алькесте", ст. 65; Гебр - река во Фракии); единоборство с Кикном (см. примеч. к "Алькесте", 502 сл.); поход за золотыми яблоками в сад Гесперид (см. примеч. к "Ипполиту", ст. 732-751); сражение с амазонками, которых древнегреческая традиция локализовала обычно в приазовских степях (Меотида - Азовское море); убийство стоглавой лернейской гидры и трехтелого великана Гериона; наконец, поход в подземное царство за Кербером, на этот раз, как думает хор, с печальным исходом.

Ст. 442-450. Вступление в новую речевую сцену выдержано Еврипидом в традиционных для такого случая анапестических диметрах, которые не переданы переводчиком.

Ст. 464. Пеласгия - здесь: аргосское царство.

Ст. 471. ...Дедалов дар, предательский гостинец... - Знаменитая палица Геракла названа в оригинале его "защитницей", которая на этот раз, однако, не сумела ему помочь; отсюда ее характеристика как "предательского гостинца".

"Ипполиту", ст. 545-554. Поскольку в "Геракле" Еврипид приурочил безумие героя к концу его жизни, он не связывает здесь с взятием Эхалии никаких роковых для Геракла событий.

Ст. 482. Парки - латинизм; в подлиннике - "Керы", богини смертного жребия.

Ст. 579. ...и красного дракона... - вольный перевод: речь идет о лернейской гидре.

Ст. 588-592. Некоторыми учеными считались позднейшей публицистической вставкой в трагедию и пропущены Анненским; они переведены Ф. Ф. Зелинским.

Ст. 596. ...зловещий птичий знак... - См. примеч. к "Ипполиту", ст. 1058.

Ст. 637-700. В словах этого хора, особенно в ст. 673 - 686, многие исследователи видят собственное высказывание Поэта, переступившего ко времени создания "Геракла" рубеж своего седьмого десятилетия.

Ст. 747-748. пропущены Анненским и переведены Зелинским.

Ст. 785. Асоп - река в Беотии.

Ст. 800. ...к Персеевой внуке... - Алкмене; ее отец Электрион (см. примеч. к ст. 17) - сын Персея.

Ст. 822-842. Монолог Ириды носит все признаки еврипидовского пролога, чем подчеркивается формальная двухчастность этой трагедии, две половины которой соединены по контрастному принципу.

Ст. 855-874. В сохранившихся трагедиях Еврипида это первый (в хронологическом отношении) пример употребления трохеического тетраметра (восьмистопного хорея с усечением последней стопы), предназначаемого для передачи сильного волнения или напряженного спора. Однако часто употребляемая переводчиком рифма не имеет соответствия в оригинале.

Ст. 894. Бромий - ритуальный эпитет Диониса (Вакха), сопровождаемого толпой неистовствующих вакханок; их постоянные атрибуты - тирс (жезл, увитый плющом и виноградом) и тимпан (ударный инструмент, напоминающий бубен).

Ст. 926-930. ...в ходу... была корзина... - Корзина, в которой хранились принадлежности для жертвоприношения, в том числе сосуд со священной водой; в нее погружали кусок угля с алтаря и при его помощи окропляли священной водой место для жертвоприношения и участников церемонии (см. ст. 928 сл.).

Ст. 1018. ..мужей Данаиды убили... - См. примеч. к "Гекубе" (ст. 886 ел.).

площадка, которая выкатывалась из центральных дверей сцены. На ней и располагались в нашей трагедии привязанный к обломку колонны Геракл и трупы убитых.

Ст. 1163-1171. Появление Тесея не только хорошо мотивировано, но в его речи содержится также вполне понятный афинянам политический намек: границей между Аттикой и Беотией, где он оставил свое войско, Тесей считает реку Асоп, в то время как естественная граница между этими областями Греции проходила южнее, по горному хребту Киферону. Еврипид заставляет Тесея говорить так потому, что между Кифероном и Асопом лежала область платейцев, которые были союзниками афинян в Пелопоннесской войне и подверглись за это нападению беотийцев.

Ст. 1178. ...скалистого града оливы... - По преданию, на скалистой вершине Акрополя богиней Афиной было посажено первое оливковое дерево.

Ст. 1188-1190. Стихи переведены Анненским по восстановлению Виламовица.

Ст. 1243. Точнее: "Боги не считаются со мной, а я - с ними".

Ст. 1314-1321. Логика Тесея удивительным образом напоминает доводы кормилицы в "Ипполите" (ст. 456 сл.). Под поэтами, писавшими о "беззаконных браках" в небесах, Еврипид разумел скорее всего Гомера и Гесиода; бог, заковавший своего отца, - Зевс, поступивший так с Кроном.

Ст. 1324-1335. Приглашение Геракла в Афины и предлагаемые ему дары - новшество, введенное в миф Еврипидом и не оказавшее влияния на дальнейшую мифологическую традицию.

Ст. 1403. Ты - ты верный... - После этой реплики, по мнению ряда исследователей, в рукописях выпал один стих, который Анненский дополняет по смыслу (Вперед! Я поделюсь с тобою счастьем).



Предыдущая страницаОглавление