Орест.
Примечания

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Еврипид, год: 1900
Категория:Трагедия


Предыдущая страницаОглавление

ПРИМЕЧАНИЯ 

"ОРЕСТ"

В трагедии, поставленной в 408 г. до н. э., Еврипид обращается к той части сказания об Оресте, которая касается его судьбы после совершения мести убийцам отца. Однако если в предшествующих произведениях ("Ифигения в Тавриде", ст. 940 - 969, и "Электра", ст. 1250 - 1272) драматург в общем принимал традиционный для Афин вариант мифа (Орест перед судом Ареопага), то здесь он касается его только мимоходом (ст. 1648 - 1652), предлагая взамен вниманию зрителей свою собственную, совершенно необычную версию: преступление Ореста становится предметом обсуждения в народном собрании в Аргосе, которое выносит убийце матери смертный приговор; в поисках спасения Орест громоздит одну кровавую авантюру на другую, пока вмешательство Аполлона не дает разрешения окончательно запутавшейся интриге.

Среди других трагедий Еврипида "Орест" выделяется повышенным интересом автора к музыкальной стороне исполнения: как указывают античные комментаторы, не только в большой арии фригийца, но и в хоровых партиях выбор слов в значительной мере подчинен мелодическому рисунку. Подтверждение этому дает также найденный в конце прошлого века папирусный фрагмент первого стасима, снабженный нотными знаками и пометками для исполнителей.

Ст. 10. ...С надменным царь не сладил языком. - Еврипид несколько видоизменяет миф, приписывая Танталу не разглашение тайны, а дерзкие речи во время самого пира богов; он принимает также какую-то малоизвестную версию, согласно которой Тантал был подвешен на цепи между небом и землей, в то время как над ним нависала угрожающая падением скала (см. также ст. 982 - 987).

Ст. 63 - 66...с нею здесь дочь-девушка... - Пребывание Гермионы в доме Клитемнестры - нововведение Еврипида.

Ст. 256 - 261. В изображении Эриний Еврипид находится под влиянием Эсхила (ср. "Хоэфоры", ст. 1048 - 1058, и "Евмениды", ст. 49 - 56).

Ст. 268 - 270. ...лук... Аполлонов подарок... - Деталь, заимствованная из "Орестеи" Стесихора.

Ст. 347. Он наследье браков небесных. - Тантал родился от Зевса и нимфы Плуто и, в свою очередь, женился на Дионе, дочери Атланта.

Ст. 362 - 374. Главк - морское божество, обладавшее даром прорицания, - играет здесь роль, которую в "Одиссее" исполняет Протей (см. IV, 512 - 547). Свое прибытие в Навплию Менелай объясняет как раз полученным от Главка известием: оно заставило его изменить маршрут и вместо Спарты направиться в Аргос, разумеется, по суше, так как водного пути между Навплией и Аргосом нет. Поэтому слова "сюда Елена... стиралась плыть" - недосмотр переводчика.

Ст. 388. Не вид - душа меня, душа порочит. - В подлиннике: "Не вид - дела..."

Ст. 396. Очень важный стих, в котором действительно встречается понятие "совесть" (см. примеч. к "Медее", ст. 1054, и к "Андромахе", ст. 822 - 824), переведен неточно. Смысл оригинала: "Совесть, ибо я понимаю ужас совершенного".

Ст. 432 сл. Эак - брат Паламеда (см. примеч. к "Елене", ст. 766 - 769); этим объясняется его вражда к роду Агамемнона.

Ст. 440. ...суд... черепков... - неточный перевод греческого слова psephos, обозначающего камешек для голосования: белые камешки клали в урну в знак оправдания, черные - в знак обвинения подсудимого. Что касается черепков (греч. ostrakon), то на них писали имя гражданина, осуждаемого на изгнание.

Ст. 474. ...направо став... - По греческим поверьям, всякая встреча с правой стороны была благоприятным знамением.

Ст. 485. Меж варваров... - Намек на длительное скитание Менелая после взятия Трои.

Ст. 495 - 525. Тиндарей излагает точку зрения афинского уголовного права: убийцу надлежит карать изгнанием, а не убивать, иначе по закону кровной мести всегда останется виновный.

Ст. 527 сл. ...освобождая грудь, молила мать... - Ср.: Эсхил, "Хоэфоры", ст. 896 - 898, и Еврипид, "Электра", ст. 1206 - 1209.

Ст. 552 - 554. Аргументы Ореста в пользу приоритета отца заимствованы из "Евменид" Эсхила, ст. 658 - 661:

Та, что зовется матерью, не создает  
Дитя, лишь плод она растит посеянный.  
Творит зачинщик. А она залог хранит,  
Как гостю гость, когда не повредит ей бог.  

"Евмениды", ст. 625 - 630).

Ст. 591. Пуп земной... - Считалось, что центром земного круга является круглый камень посреди дельфийского храма Аполлона.

Ст. 751.... поднял лай... - "Позволяю себе эту метафору ввиду эсхиловского "hylagmaton" (Agam. 1643)" (примеч. И. Анненского). В подлиннике просто: "разгневался".

Ст. 765. Строфий... отлучены произнес. - Изгнание Пилада - тоже нововведение Еврипида.

Ст. 813. Из-за златого... руна... - См. примеч. к "Ифигении в Тавриде", ст. 194 - 200.

Ст. 815. ...ужин из царских детей... - Чтобы отомстить Фиесту за вероломство, Атрей под видом примирения с братом пригласил его на пир и подал мясо убитых им детей Фиеста.

Ст. 872. ...чтоб дать ответ Египту... - Согласно одному из вариантов сказания о Данаидах их отец Данай был вызван на суд его братом Египтом, отцом убитых женихов.

Ст. 888. Талфибий известен уже из "Илиады" как вестник Агамемнона и исполнитель его поручений. В этой роли он выступает также у Еврипида в "Гекубе", "Троянках" и "Ифигении в Авлиде".

Ст. 902 - 906. В этой характеристике уже древние видели намек на афинского политического деятеля Клеофонта, противника мирных переговоров со Спартой. Будучи по матери фракийского происхождения, он сумел тем не менее получить гражданские права и занять видное место в Афинах; отсюда - "навязанный аргосец" (в оригинале: "аргосец, но не аргосец").

Ст. 907 - 913. Стихи, заключенные в скобки, издатели считают позднейшей вставкой, нарушающей течение рассказа вестника.

Ст. 917 - 922. ...встает оратор... - Идеальный образ независимого гражданина-земледельца, не поддающегося безответственной пропаганде ораторов.

Ст. 960 - 1011. Некоторые исследователи считают, что исполнителем первой пары симметричных строф является хор и только следующие четыре строфы без соответствующих ритмических параллелей составляют монодию Электры.

Ст. 964. В усладу богине - Персефоне.

Ст. 988 - 994. См. примеч. к "Ифигении в Тавриде", ст. 191 - 193. Герест - горный мыс на южной оконечности Евбеи.

Ст. 1168. ...властью тирана не владея... - Орест хочет сказать, что Агамемнон, хотя и не был единоличным владыкой Эллады, пользовался в ней авторитетом по праву лучшего. Ту же мысль высказывает о себе самом Менелай в "Елене", ст. 395.

Ст. 1227. К тебе мольбу склоняем мы... - Стихи 1227 - 1230 являются скорее всего более поздней вставкой; их не было в изданиях античного времени, и они нарушают ритм молитвы, в которую каждый из участников предстоящего предприятия вступает репликой из двух стихов: 1225 сл. - Орест, 1231 сл. - Электра, 1233 сл. - Пилад.

Ст. 1233. ...от родича мольбу... - Пилад - племянник Агамемнона, сын его сестры Анаксибии.

Ст. 1246 - 1352. Позиция Электры в этой сцене близко напоминает ее роль в "Электре" Софокла, ст. 1398 - 1465. Разница только в том, что там творится правая месть, здесь - новая жестокость.

Ст. 1353 - 1365. Симметричную антистрофу составляют ст. 1537 - 1549, предвещающие появление Менелая.

Ст. 1365. За пастыря Троянскою - за Париса.

Ст. 1372. Триглиф - часть фриза, представляющая продолговатую плиту с вырезанными желобами.

Ст. 1395. Айлинон. - По объяснению исследователей, это восклицание восходит к семитскому "ай лену" ("горе нам!") и пришло в Грецию из Финикии. Впрочем, Эсхил в "Агамемноне", ст. 121, 139, 159, влагает его в уста аргосских старцев.

Ст. 1638. Ты, Менелай, возьмешь жену другую... - Вариант, не известный ни из каких других источников.

нововведением Еврипида, которое он мог обосновать значительным распространением в этой области мифов об Оресте.

Ст. 1653 - 1657. См. трагедию "Андромаха" и комментарий к ней.

"мир". После поражения спартанцев при Кизике (весной 410 г.) с их стороны дважды делались мирные предложения, которые отвергались сторонниками продолжения войны во главе с Клеофонтом (см. примеч. к ст. 902 - 906). Еврипид, как видно из этих стихов, не разделял подобных воинственных настроений.

В.Н. Ярхо



Предыдущая страницаОглавление