Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Кэрролл Л.
Категории:Повесть, Сказка, Детская литература


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Алиса в Зазеркалье

Глава третья. Зазеркальные насекомые

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

Прежде всего, решила Алиса, нужно внимательно изучить страну, по которой собираешься путешествовать. «Я как будто отвечаю по географии, - подумала она, привстав на цыпочки и пытаясь разглядеть, что происходит внизу. - «Назови главные реки Зазеркалья!»- «Главных рек нет». - «Главные горы Зазеркалья?» - «Есть одна, я как раз на ней стою, но как она называется, не знаю!» - «Где находится столица Зазеркалья?»… Ой, КТО это там летает над цветами? Конечно, это никакая не пчела… Пчелу НЕВОЗМОЖНО разглядеть на таком расстоянии!» Алиса молча смотрела, как Неизвестное Существо кружилось над цветами, время от времени запуская в них свой хоботок.

Да, это была вовсе не пчела. Это был… СЛОН, о чем в конце концов догадалась Алиса. Правда, сперва она в это не поверила… «И цветы, наверно, такие же огромные, - поразилась она. - Каждый цветок как дом или еще больше… И сколько же в нем меда! Надо поскорей спуститься вниз… Нет, уж лучше я потом спущусь, - решила она, остановившись (наверно, Алиса чуточку испугалась). - В ту сторону пока лучше не ходить. Ведь мне придется отгонять этих СЛОНОВ, если им захочется меня ужалить… А как замечательно будет, когда потом меня спросят: «Как вы прошлись?» - а я отвечу: «Ой, спасибо (тут Алиса вежливо кивнула головой), большое спасибо. Правда, было чуть-чуть душновато… и потом, всю дорогу надо мной тучей вились СЛОНЫ!» Пойду-ка я лучше в другую сторону, - решила она, - а на слонов посмотрю как-нибудь в другой раз. И вообще мне давно пора на Третью Клетку!»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

Алиса сбежала вниз, к подножию Горы, и перепрыгнула через первый из шести маленьких ручейков.

- Предъявите билеты! - сказал Кондуктор, просунув голову в окошко.

В тот же миг все пассажиры уже держали в руках по билету (билеты и пассажиры были одинакового размера, так что в вагоне сразу стало тесно).

- Предъяви билет, девочка! - потребовал Кондуктор, сурово глядя на Алису.

И тут раздалось Великое Множество Голосов («Как самый настоящий хор!» - подумала Алиса):

- Не задерживай его, девочка. У него совсем нет времени. Ведь время стоит ТЫСЯЧУ ФУНТОВ - минута!

- У меня нет билета, - испуганно сказала Алиса. На Горе, с которой я сюда попала, не было кассы.

И снова раздался Хор Голосов:

- На Горе не было места для кассы. Ведь земля на Горе стоит ТЫСЯЧУ ФУНТОВ - клочок!

- Это дела не меняет, - сказал Кондуктор, - ты должна была купить билет у Машиниста.

И опять раздался Хор Голосов:

- У Человека, Который Ведет Паровоз. Ведь даже Паровозный Дым стоит ТЫСЯЧУ ФУНТОВ - колечко!

«Не стану я им отвечать», - подумала Алиса. На этот раз Хора Голосов она не услышала, но зато, к ее величайшему удивлению, все пассажиры подумали хором (надеюсь, ты понимаешь, что значит «подумать хором», потому что мне это, честно говоря, не ясно): «Помалкивай. Ведь разговоры стоят ТЫСЯЧУ ФУНТОВ - слово!»

«Они только и думают, что об этой несчастной ТЫСЯЧЕ ФУНТОВ», - решила Алиса.

Все это время ее внимательно рассматривал Кондуктор: сперва в телескоп, потом в микроскоп, а потом в театральный бинокль. В конце концов он сказал:

- Ты едешь не в ту сторону, - закрыл окно и ушел.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

- Девочки, - сказал Джентльмен, сидевший напротив Алисы (он весь был завернут в белую бумагу), - девочки обязаны знать, куда они едут, даже если они не знают, который час.

- Девочки обязаны знать, где находится касса, даже если они не знают, сколько будет дважды два!

Рядом с Козлом сидел Жук (это был очень странный поезд, и ехали в нем самые разные пассажиры). Все говорили по очереди, и теперь настала очередь Жука. Поэтому он небрежно заметил:

- Ее нужно отправить обратно. В багажном вагоне.

Алиса не видела, кто сидит рядом с Жуком, но тут она услышала, как чей-то голос игриво произнес:

- Скажите, неужели нельзя прицепить второй паровоз?

После этого послышался кашель, и игривый голос замолк.

«По-моему, это Лошадь», - решила Алиса. В то же время у самого ее уха раздался НЕВЕРОЯТНО ТОНЕНЬКИЙ ГОЛОСОК:

- Вы могли бы изумительно пошутить… в том духе, что вот у Лошади грива, а выражается она игриво… Что-то в этом роде.

На другом конце вагона чей-то голос тихо сказал:

- Наклеим на нее бумажку: «АЛИСА. НЕ КАНТОВАТЬ».

А другие голоса («Сколько же здесь народу!» - подумала Алиса) заговорили в ответ:

- Давайте отправим ее заказным письмом… Или пошлем по телеграфу… Или заставим тянуть наш вагон вместо паровоза! - и так далее, и тому подобное.

Но Джентльмен, Завернутый В Белую Бумагу, наклонился к ней и прошептал:

- Ничего не бойся, девочка, и на каждой остановке бери два обратных билета…

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

- Не хочу! - нетерпеливо перебила его Алиса, - И вообще я не имею никакого отношения к этому поезду… Я только что была в Лесу… и хочу обратно!

- Вы могли бы отлично пошутить, - сказал ТОНЕНЬКИЙ ГОЛОСОК у нее над ухом. - в том духе, что если уж ВЛЕЗ В ЛЕС, то чего же оттуда вылезать… Что-то в этом роде.

- Не хочу! - сказала Алиса, безуспешно пытаясь понять, кто это говорит. - Шутите, пожалуйста, сами, если считаете нужным.

«Хоть бы он вздыхал, как все остальные», - подумала она. Но вздох был такой слабый, что она ни за что бы его не услышала, если бы он не раздался у самого ее уха. Из-за этого в ухе стало щекотно, и это отвлекло ее от страданий ТОНЕНЬКОГО ГОЛОСКА.

- Я знаю, вы мне друг. - продолжал ТОНЕНЬКИЙ ГОЛОСОК, - добрый, старый, надежный друг. И вы не обидите меня только за то, что я… Насекомое.

- Насекомое? А какое? - встревоженно спросила Алиса. На самом деле она просто хотела узнать, может ли это насекомое ужалить или, чего доброго, укусить, но решила, что спросить об этом прямо - невежливо.

- Ах, значит, вы не любите… - начал было ТОНЕНЬКИЙ ГОЛОСОК, но его заглушил гудок паровоза.

Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:

- Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей. Все сразу успокоились. Одна Алиса чуть-чуть волновалась. Ей почему-то казалось, что поезда не умеют прыгать. «Зато мы попадем на Четвертую Клетку», - подумала она.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

В тот же миг Алиса почувствовала, как вагон поднимается в воздух, и в ужасе ухватилась за ближайший предмет. Предметом оказалась Козлиная Борода.

Но Борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг она очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой ТОНЕНЬКИМ ГОЛОСКОМ) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

Это был огромный Комар, «ростом с цыпленка», подумала Алиса. Впрочем, его она не боялась - ведь они уже успели поговорить в поезде.

- Итак, вы вообще не любите насекомых? - спросил Комар как ни в чем не бывало.

- Люблю… если они умеют говорить, - ответила Алиса, - а там, где я живу, ни одно насекомое этого не умеет.

- Обществом каких насекомых вы изволили наслаждаться у себя на родине? - спросил Комар.

- Я вовсе не наслаждалась их обществом, - объяснила Алнса. - Я их ужасно боюсь… особенно тех, что покрупнее. Зато я помню, как их зовут.

- Они, конечно, откликаются, если их позвать? - небрежно заметил Комар.

- Я не знала, что они умеют… откликаться.

- Зачем же им имена, - возразил Комар, - если они на них не откликаются?

- Насекомым, конечно, незачем, - сказала Алиса. - Но наверно, так удобнее людям. Ведь это люди их как-то назвали. А для чего вообще нужны имена?

- Понятия не имею, - ответил Комар. - Дальше в лесу есть такое место, где ни у кого нет имени. Впрочем, это к слову. Вы, кажется, хотели перечислить мне насекомых, с которыми вы знакомы, а теперь тратите время зря.

- Ну, во-первых, пчела и шершень, - сказала Алиса и загнула два пальца.

есть красивые железные подставки.

- А чем они питаются? - с величайшим любопытством осведомилась Алиса.

- Керосином, - ответил Комар. - Назовите еще кого-нибудь. «Наверно, - подумала Алиса, - насекомые всегда летят на свет потому, что им хочется превратиться в ПЧЕЛАМПУ И ТОРШЕРШНЯ!» Насмотревшись на них, она сказала:

- Во-вторых, бывает саранча.

- Посмотрите на ветку у вас над головой, - промолвил Комар. - И вы увидите, что на ней сидят САРАНЧАШКА И САРАНЧАЙНИК. У САРАНЧАШКИ на голове блюдце с лимоном, а у САРАНЧАЙНИКА на носике ситечко. Крылья у них у обоих сделаны из пирога с вареньем, а головы - сахарные.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

- А чем они питаются? - озабоченно спросила Алиса.

- Трехслойным мармеладом, - ответил Комар. - А гнездятся они в Серванте.

- В-третьих, бабочка, - сказала Алиса, наглядевшись на САРАНЧАЙНИКА с сахарной головой.

- Взгляните себе под ноги, - заметил Комар (Алиса испуганно отскочила в сторону), - и вы увидите, что на одуванчике сидит БАОБАБОЧКА. Крылья у нее сделаны из веток, а голова - из зеленых листьев БАОБАБА.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

- А чем она питается?

- Вареным баобабом.

Алису это смутило.

- А если она не найдет ни кусочка вареного баобаба? - с тревогой спросила она.

- В таком случае она, разумеется, умрет.

- Но ведь ей, наверно, редко попадается вареный баобаб, - задумчиво произнесла Алиса.

- Он ей никогда не попадается, - ответил Комар.

Минуту Алиса сидела молча, а Комар развлекался тем, что с жужжанием летал у нее над головой. Наконец, он снова уселся на ветку и сказал:

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Конечно, нет, - растерянно ответила Алиса.

- Не знаю, не знаю… - пробормотал Комар. - Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!

- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.

- Если она скажет вам «ЭЙ», - беспечно проговорил Комар, - вы сможете не отвечать ЕЙ. Это шутка. Мне хотелось бы считать, что это ваша шутка.

Но Комар только тяжело вздохнул, и Большая Слеза скатилась по его щеке.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

- Зачем вы шутите, - сказала Алиса, - если у вас от этого портится настроение?

Комар только вздохнул и, видимо, исчерпал запас вздохов, потому что, когда Алиса оглянулась, на ветке уже никого не было. Становилось все холоднее, трава стала совсем сырой, а потому Алиса встала и пошла дальше.

Она шла и шла, пока не вышла на большую поляну, за которой снова начинался Лес. В новом Лесу было еще темнее, чем в прежнем, и Алиса засомневалась, стоит ли ей идти дальше. «Нет, назад я не вернусь, - в конце концов решила она. - Мне ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно добраться до Восьмой Клетки!»

- Должно быть, это тот самый Лес, - размышляла она, - про который Комар сказал, что здесь ни у кого нет имени. Интересно, а с моим именем что случится? Оно потеряется? А мне дадут новое… и наверняка страшно уродливое. И мое старое имя привяжется к кому-нибудь другому! Как в объявлении о пропаже: «РАЗЫСКИВАЕТСЯ ПЕС ДРУЖОК. БЕЛОЕ ПЯТНО НА ПРАВОЙ ЗАДНЕЙ ЛАПЕ. ОТЗЫВАЕТСЯ ТАКЖЕ НА ИМЕНА ШАРИК И РОЛИК…» И вот потеряю я мое имя и всех, кто мне повстречается по пути, буду спрашивать: «Извините, вы случайно не Алиса?», пока кто-нибудь не ответит: «Угу». Только кто же мне ответит?

Так она размышляла, пока шла через поляну. В Лесу было темно и прохладно.

… под… под ЧЕМ? - Тут она положила руку на ствол дерева. - Интересно, а оно само как себя называет? Неужели никак? Неужели у него нет имени?

Минуту она постояла молча, а потом снова заговорила:

- Значит, Комар был прав! Ну хорошо, а кто я такая? Сейчас вспомню. Обязательно вспомню. Непременно вспомню!!!

Но ничего не вышло, и все, что Алиса смогла придумать после долгих размышлений, было:

- Могу поспорить, что мое имя начинается на «Ы»! Или, МОЖЕТ БЫТЬ, на твердый знак…

- Иди сюда! - позвала она и протянула руку, чтобы его погладить, но Олененок отскочил в сторону, остановился и снова посмотрел на нее; наконец он спросил:

- Как тебя зовут? (И какой же у него был чудесный, ласковый голос!)

«Действительно, как же меня зовут?» - подумала несчастная Алиса и ответила:

- Никак.

Алиса принялась вспоминать, но ничего из этого не вышло.

- А как тебя зовут? - робко спросила она. - Мне почему-то кажется, что, если ты вспомнишь, у меня это тоже получится.

- Пошли в ту сторону, - предложил Олененок. - Я, наверно, вспомню, но только на опушке.

Алиса обняла его за шею, и они пошли дальше, пока снова не вышли на поляну. Тут Олененок подпрыгнул и рванулся в сторону.

… Ты человек!

Тут он в ужасе глянул на Алису и в то же мгновение стрелой понесся в Лес.

Алиса в Зазеркалье. Глава третья. Зазеркальные насекомые

Алиса глядела ему вслед, чуть не плача от того, что так быстро рассталась с таким симпатичным спутником. «Зато теперь я знаю, как меня зовут, - подумала она. - Это как-то поднимает настроение. АЛИСА… Ни за что больше не забуду! Интересно, а какая стрелка указывает правильную дорогу?»

Вряд ли стоило задавать этот вопрос: через Лес проходила всего одна дорога, и обе стрелки указывали в одну и ту же сторону.

- Посмотрим, что будет на развилке, - решила Алиса. - Там наверняка стрелки будут направлены в разные стороны.

«ТАМ ЖИВЕТ ТАРАРАМ», а на другой - «ТАМ ПРОЖИВАЕТ ТИЛИ-БОМ».

«Скорее всего, - подумала Алиса, - скорее всего, они живут вместе! Странно, как это раньше мне не пришло в голову?.. Но задерживаться у них мне нельзя! Я только скажу «Как поживаете?» и спрошу, как выйти из этого Леса. Пока не стемнеет, я должна добраться до Восьмой Клетки.

И она пошла дальше и шла себе, болтая всякую всячину, пока, завернув за угол, не увидела двух ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИХ и ОЧЕНЬ ТОЛСТЕНЬКИХ человечков, которые очутились перед ней совершенно неожиданно. Так неожиданно, что она вздрогнула. Правда, она сразу успокоилась, потому что поняла, что это…



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница