Автор: | Лафонтен Ж., год: 1807 |
Категории: | Басня, Юмор и сатира |
Связанные авторы: | Жуковский В. А. (Переводчик текста) |
СОКОЛ И ФИЛОМЕЛА
Летел сокол. Все куры всхлопотались | |
Скликать цыплят; бегут цыпляточки, прижались | |
Под крылья к маткам; ждут, чтобы напасть прошла. | |
Певица Филомела, | |
Которая в лесу пустынницей жила | |
И в тот час, на беду, к подружке полетела | |
В соседственный лесок, | |
Попалась к соколу. "Помилуй,- умоляет,- | |
Ужели соловьев соколий род не знает! | |
10 | Какой в них вкус! один лишь звонкий голосок, |
И только! Вам, бойцы, грешно нас, певчих, кушать! | |
Не лучше ль песенки моей послушать? | |
Прикажешь ли? спою | |
Про ласточку, сестру мою... | |
Как я досталася безбожнику Терею..." - | |
"Терей! Терей! я дам тебе Терея, тварь! | |
Годится ль твой Терей на ужин?" - "Нет, он царь! | |
Увы! сему злодею | |
20 | На жертву отдана безжалостной судьбой! |
Склони соколий слух к несчастной горемыке! | |
Гармония мила чувствительным сердцам!.." - | |
"Конечно! натощак и думать о музыке! | |
" - "Я нравлюсь и царям!" - | |
"Царь дело, я другое! | |
Пусть царь и тешится музыкою твоей! | |
Для нас, охотников, она - пустое! | |
Желудок тощий - без ушей!" |
Автограф (РНБ, оп. 1, No 14, л. 31 об.) - беловой.
Копии:
1 ) РНБ, оп. 1, No 13, л. 51 об.- рукою А. А. Протасовой, с правкой Жуковского и датой: "1806 года 2 ноября".
2 ) РНБ, оп. 1, No 15, л. 50 об.- 51 - рукою В. И. Губарева.
Впервые: ВЕ. 1807. Ч. 35. No 18. С. 102-103-с подписью: "В. Ж-ий". В прижизненные собрания сочинений не входило. Печатается по тексту первой публикации, со сверкой по автографу. Датируется: 2 ноября 1806 г.
Перевод басни Лафонтена "Le Milan et le Rossignol" ("Коршун и Соловей"), сюжет которой восходит к "Трудам и дням" Гесиода. Жуковским увеличено количество стихов (28 вместо 20 у Лафонтена). Более детально изображен переполох у кур, речи сокола придан более экспрессивный характер.
Ст. 15. Как я досталася безбожнику Терею...- В басне отразился мифологический сюжет о сестрах Прогне и Филомеле, подвергшихся преследованиям со стороны фракийского царя Терея и превращенных богами соответственно в ласточку и соловья (см.: Овидий. Метаморфозы. Кн. 6. Ст. 424 -674).