Сокол и Филомела

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Лафонтен Ж., год: 1807
Категории:Басня, Юмор и сатира
Связанные авторы:Жуковский В. А. (Переводчик текста)

СОКОЛ И ФИЛОМЕЛА

    Летел сокол. Все куры всхлопотались 
    Скликать цыплят; бегут цыпляточки, прижались 
    Под крылья к маткам; ждут, чтобы напасть прошла. 
    Певица Филомела, 
    Которая в лесу пустынницей жила 
    И в тот час, на беду, к подружке полетела 
    В соседственный лесок, 
    Попалась к соколу. "Помилуй,- умоляет,- 
    Ужели соловьев соколий род не знает! 
10 Какой в них вкус! один лишь звонкий голосок, 
    И только! Вам, бойцы, грешно нас, певчих, кушать! 
    Не лучше ль песенки моей послушать? 
    Прикажешь ли? спою 
    Про ласточку, сестру мою... 
    Как я досталася безбожнику Терею..." - 
    "Терей! Терей! я дам тебе Терея, тварь! 
    Годится ль твой Терей на ужин?" - "Нет, он царь! 
    Увы! сему злодею 
     
20 На жертву отдана безжалостной судьбой! 
    Склони соколий слух к несчастной горемыке! 
    Гармония мила чувствительным сердцам!.." - 
    "Конечно! натощак и думать о музыке! 
    " - "Я нравлюсь и царям!" - 
    "Царь дело, я другое! 
    Пусть царь и тешится музыкою твоей! 
    Для нас, охотников, она - пустое! 
    Желудок тощий - без ушей!" 

Автограф (РНБ, оп. 1, No 14, л. 31 об.) - беловой.

Копии:

1 ) РНБ, оп. 1, No 13, л. 51 об.- рукою А. А. Протасовой, с правкой Жуковского и датой: "1806 года 2 ноября".

2 ) РНБ, оп. 1, No 15, л. 50 об.- 51 - рукою В. И. Губарева.

Впервые: ВЕ. 1807. Ч. 35. No 18. С. 102-103-с подписью: "В. Ж-ий". В прижизненные собрания сочинений не входило. Печатается по тексту первой публикации, со сверкой по автографу. Датируется: 2 ноября 1806 г.

Перевод басни Лафонтена "Le Milan et le Rossignol" ("Коршун и Соловей"), сюжет которой восходит к "Трудам и дням" Гесиода. Жуковским увеличено количество стихов (28 вместо 20 у Лафонтена). Более детально изображен переполох у кур, речи сокола придан более экспрессивный характер.

Ст. 15. Как я досталася безбожнику Терею...- В басне отразился мифологический сюжет о сестрах Прогне и Филомеле, подвергшихся преследованиям со стороны фракийского царя Терея и превращенных богами соответственно в ласточку и соловья (см.: Овидий. Метаморфозы. Кн. 6. Ст. 424 -674).