Избранные стихотворения
(Старая орфография)

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Лессинг Г. Э., год: 1877
Примечание:Перевод А. Измайлова и М. Дмитриева
Категория:Стихотворение
Связанные авторы:Измайлов А. Е. (Переводчик текста), Дмитриев М. А. (Переводчик текста), Гербель Н. В. (Редактор издания)

Текст в старой орфографии, автоматический перевод текста в новую орфографию можно прочитать по ссылке: Избранные стихотворения

Лессингъ.

Стихотворенiя

Немецкiе поэты въ бiографiяхъ и образцахъ. Подъ редакцiей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ. 1877.

Готтольдъ-Эфраимъ Лессингъ родился 22-го января 1729 года, въ небольшомъ лужицкомъ городке Каменце. Отецъ его, славянинъ по происхожденiю и немецъ по воспитанiю, занималъ въ немъ место первенствующаго пастора, получённое имъ, какъ бы по наследству, после своего тестя Феллера, на дочери котораго онъ былъ женатъ и имелъ отъ неё двухъ дочерей и девятерыхъ сыновей, изъ которыхъ старшiй, Готтольдъ-Эфраимъ, прославилъ имя Лессинговъ, послуживъ много и честно своими великими талантами на благо своего народа. Воспитанiе молодого Готтольда, получённое имъ въ доме родительскомъ, было самое патрiархальное, въ духе строгаго лютеранизма. По семейнымъ преданiямъ, въ немъ рано обнаружилась страсть къ книгамъ и ученью. На двенадцатомъ году онъ былъ отданъ въ мейсенскую школу, въ которой пробылъ до 8-го iюля 1746 года, после чего, 20-го сентября того же года, поступилъ въ число студентовъ Лейпцигскаго университета, по богословскому факультету. Но ни въ мейсенской школе, ни въ Лейпцигскомъ университете молодой Лессингъ, къ огорченiю своихъ родителей и наставниковъ, не хотелъ быть темъ, что называется "хорошiй ученикъ", или "хорошiй студентъ". Хотя тогдашнiй Лейпцигскiй университетъ и считался однимъ изъ лучшихъ, но Лессингъ былъ не такой человекъ, чтобы ему могъ понравиться какой-нибудь немецкiй университетъ того времени, въ которыхъ, по большей части, лекцiи читались по учебникамъ, а въ духе преподаванiя господствовали вообще непроходимый педантизмъ и страшная сухость. Поэтому неудивительно, что Лессингъ только для формы считался сначала въ богословскомъ, а потомъ въ медицинскомъ факультетахъ, тогда какъ на самомъ деле онъ занимался всемъ, что только привлекало его вниманiе, между прочимъ - и богословiемъ и медициною, и, притомъ, самъ по себе, какъ ему хотелось, а не офицiальнымъ порядкомъ. Что же онъ, въ самомъ деле, думалъ делать съ собою, до такой степени неглижируя своими занятiями? Было надъ чемъ призадуматься отцу, погоревать матери. Конечно, и не посещая лекцiй, сынъ ихъ самостоятельными занятiями могъ прiобресть несравненно более знанiй, нежели аккуратнейшiе изъ его товарищей; но кто же можетъ поверить, что студентъ, не посещая лекцiй, не теряетъ, а выигрываетъ время для прiобретенiя глубокихъ и обширныхъ знанiй. Но этого мало! До родителей стали доходить слухи, что сынъ ихъ водится съ бездомными гуляками и актёрами, что лучшiй другъ его и руководитель - грязный вольнодумецъ Милiусъ, который ходитъ въ сапогахъ безъ подошвъ и съ голыми локтями - томъ самый Милiусъ, который осмеялъ въ наглой сатире весь Каменецъ, а въ томъ числе и первенствующаго пастора, его почтеннаго отца, и прочее, и прочее. Наконецъ дошли до родныхъ известiя, что Лессингъ самъ принялся писать пьесы для театра, что онъ даже хочетъ сделаться актёромъ. Последняго намеренiя онъ, вероятно, не имелъ; что же касается остальныхъ огорчительныхъ известiй, то ихъ нельзя было назвать выдумкою. Огорчённые родители решились вызвать сына и Каменецъ, хотя сильно сомневались въ его послушанiи; но восемнадцатилетнiй юноша не замедлилъ исполнить ихъ желанiе - и старики вскоре имели удовольствiе удостовериться, что онъ вовсе не былъ пьяница и буянъ, какимъ его изображала молва. Напротивъ, во всё продолженiе своего трёхмесячнаго пребыванiя въ Каменце онъ держалъ себя, какъ порядочный юноша: сиделъ дома, читалъ и сочинялъ проповеди, которыя оказались хорошими. Убедившись во-очiю, что слухи о безпутстве сына были по меньшей мере сильно преувеличены, старики решились наконецъ, после трёхмесячнаго испытанiя, отпустить его снова въ Лейпцигъ. Но лишь только воротился онъ туда, какъ пошли о нёмъ прежнiе слухи: что онъ по прежнему не ходитъ лекцiи и водитъ компанiю съ Милiусомъ и актёрами, а спустя полгода получилось наконецъ положительное известiе, что онъ покинулъ съ Милiусомъ Лейпцигъ и переселился въ Берлинъ. Вскоре известiе это подтвердилось, къ немалому огорченiю первенствующаго пастора и его доброй жены. Житейское положенiе Лессинга въ Берлине сначала было очень незавидно, но вскоре немного поправилось, благодаря поручённому ему исправленiю латинскаго перевода огромной д'Эрблотовой "Восточной Библiотеки", доставившему ему 200 талеровъ вознагражденiя. Въ 1752 году Лессингъ ездилъ въ Виттенбергъ для держанiя магистерскаго экзамена, откуда возвратился въ томъ же году въ Берлинъ магистромъ, где сына принялся за составленiе рецензiй для известной "Фосовой Газеты", которыми онъ обезпечивалъ свой столъ и до поездки своей въ Виттенбергъ. Съ темъ вместе, принялся онъ и за изданiе собранiя своихъ сочиненiй, которыхъ въ теченiе двухъ следующихъ годовъ - 175Я и 1754 - вышло четыре части. Изданiе это было принято критикою и публикою, за исключенiемъ сторонниковъ Готшеда, съ живымъ сочувствiемъ и одобренiемъ, причёмъ лирическiя стихотворенiя и драматическiя произведенiя Лессинга были немедленно причислены къ "лучшимъ украшенiямъ германскаго Парнаса", а авторъ ихъ признанъ "однинъ изъ писателей, приносящихъ славу своему отечеству". Въ 1755 году Лессингъ предполагалъ отправиться въ Москву, для занятiя одной изъ кафедръ вновь открытаго тамъ университета; но предположенiе это не состоялось, вследствiе предпочтенiя, отданнаго готшедисту Рейхелю. Эти неудачи заставили Лессинга принять предложенiе молодого и богатаго лейпцигскаго купца Винклера отправиться съ нимъ. въ качестве отчасти товарища, отчасти - наставника, съ жалованьемъ 300 талеровъ въ годъ на всёмъ готовомъ, въ трёхлетнее путешествiе по Европе, для довершенiя своего образованiя. Въ мае путешественники действительно отправились въ путь, но въ августе месяце, то-есть по прибытiи въ Амстердамъ, были остановлены въ дальнейшемъ его продолженiи роковымъ известiемъ о нападенiи Фридриха II на Саксонiю и занятiи Лейпцига прусскими войсками. Такимъ образомъ, начатое путешествiе пришлось отложить; но вскоре после того они поссорились, и Лессингъ опять увиделъ себя въ томъ же самомъ положенiи, отъ котораго ему такъ хотелось избавиться уезжая изъ Берлина. Возвратившись въ Берлинъ, Лессингъ, вместе съ книгопродавцемъ Николаи, основали новый журналъ,подъ названiемъ "Литературныя Письма", издававшiйся въ 1759--1764 годахъ. Душою этого журнала сделался Лессингъ, изъ статей котораго почти исключительно составлены были первыя его книжки, отличавшiяся особенною жестокостью своихъ нападенiй. Но эта-то резкость сужденiй и была главною причиной успеха "Литературныхъ Писемъ" въ публике и первымъ условiемъ сильнаго влiянiя ихъ на писателей. Впрочемъ, участiе Лессинга въ "Литературныхъ Письмахъ" было весьма непродолжительно: оно длилось не более того, сколько нужно было, чтобы возбудить напряжонное вниманiе общества къ новому критическому направлонiю и образовать его деятелей. Литературныя письма начались въ 1859 году. Изъ девятнадцати писемъ, составляющихъ содержанiе первыхъ восьми нумеровъ, восемнадцать написаны Лессингомъ. Затемъ, около третьей доли всехъ статей, помещённыхъ въ журнале по ноябрь, также принадлежатъ ему; потомъ его статьи стали появляться очень редко, а, наконецъ, и вовсе исчезли со страницъ журнала, чтобы появиться ещё всего одинъ разъ въ виде заключительнаго (332-го) письма, которымъ и окончилось въ 1704 году самое изданiе. Внешней причиною прекращенiя постоянной работы Лессинга въ "Литературныхъ Письмахъ" было то, что онъ, проживъ около двухъ летъ въ Берлине, внезапно уехалъ изъ этого города, вероятно соскучившись жить въ нёмъ. Ускакавъ изъ Берлина въ конце 1760 года, чтобы принять место секретаря при генерале Тауэнцине въ Бреславле, Лессингъ былъ сначала въ восторге отъ перемены своего положенiя; но скоро восторгъ его прошолъ, такъ-какъ сухiя должностныя занятiя, которыми онъ скоро сталъ тяготиться, отнимали у него слишкомъ много времени. Впрочемъ, свои служебныя обязанности онъ исполнялъ, надо думать, очень внимательно, потому что оставался на этомъ месте более четырёхъ летъ. Въ Бреславле Лессингъ вёлъ весьма разсеянную жизнь. Не стесняемый недостаткомъ денегъ, онъ могъ пользоваться всеми развлеченiями, и, какъ следовало ожидать отъ его характера, пользовался ими широко. Окружонный толпою прiятелей, онъ каждый вечеръ заключалъ театромъ и дружескимъ ужиномъ, после котораго, чуть не до света, короталъ время за картами, къ которымъ сильно пристрастился въ Бреславле. Оставивъ въ 1765 году Бреславль и службу при Тауэндице, Лессингъ воротился въ Берлинъ снова литературнымъ бобылёмъ и принужденъ былъ тотчасъ же заняться приготовленiемъ къ изданiю написанныхъ имъ въ Бреславле: драмы "Минна фонъ-Барнгельмъ" и изследованiя о характеристическихъ отличiяхъ поэзiи отъ другихъ искусствъ, подъ заглавiемъ "Лаокоонъ, или границы живописи и поэзiи", чтобы не остаться безъ копейки.

Имя Лессинга, какъ драматурга, уже было прославлено драмою "Миссъ Сара Симпсонъ", явившейся въ печати и на сцене въ 1755 году. Названная драма, помимо другихъ своихъ достоинствъ, дорога для насъ ещё темъ, что есть первое приложенiе въ делу известной теорiи Дидро, что драме пора начать, вместо героевъ и полководцевъ, изображать человека такого, какъ мы все, въ такой обстановке и такихъ коллизiяхъ, которыя знакомы всемъ намъ изъ собственнаго опыта, по собственной радости и скорби, a не изъ Тита-Ливiя и Плутарха. Кому неизвестно громадное действiе драмъ, написанныхъ Дидро по этому принципу. Дидро опирался при созданiи своихъ драмъ на англiйскихъ драматурговъ; Лессингъ, изучившiй Дидро и англiйскую драму, проникся этою теорiею - и "Миссъ Сара Симпсонъ" была следствiемъ этого настроенiя. Но если по теорiи первенство остаётся за Дидро, то оправданiе этой теорiи на деле безспорно принадлежитъ Лессингу, такъ-какъ "Сара Симпсонъ" была написана двумя годами раньше появленiя въ светъ первой драмы Дидро изъ быта среднихъ классовъ. Обрадованный блистательнымъ приложенiемъ своей теорiи къ делу, Дидро разобралъ "Миссъ Сару" въ "Journal Etranger", причёмъ заключилъ свою рецензiю следующими многознаменательными словами: "Быть-можетъ, искусству необходимо ещё усовершенствоваться въ Германiи; но германскiй генiй уже обратился къ природе. Это истинный путь! Да идётъ онъ по этому пути!" Первое требованiе, которому надобно было удовлетворить после того, какъ "Сарою Симпсонъ" введена была въ искусство натура, это было введенiе въ искусство нацiональнаго и современнаго содержанiя. Всё это было исполнено Лессингомъ въ драме "Минна фонъ Барнгельмъ". До перiода, ознаменованнаго появленiемъ въ светъ этой драмы, немецкая поэзiя страдала безжизненностью. Всемъ поэтамъ было заповедано стараться превзойти другъ друга длиннотою и мелочностью всякихъ описанiй, причёмъ требовалось подробное описанiе въ ландшафте каждой тропинки, а въ портретахъ героевъ и красавицъ - каждаго волоска. Всё это делалось по теорiи. Поэтому недостаточно было для оживленiя немецкой поэзiи практически ввести въ поэзiю жизнь: необходимо было также теоретически разрушить теоретическiе предразсудки, сбившiе съ толку поэтовъ, и создать новую теорiю поэзiи. Это сделалъ Лессингъ своимъ "Лаокоономъ". Действiе, произведённое этой книгою на развитiе немецкой литературы, было также велико, какъ действiе "Литературныхъ Писемъ" и "Минны фонъ-Барнгельмъ". Гёте и потомъ Шиллеръ воспитались этою теорiею. Вотъ что говоритъ объ этомъ самъ Гёте: "Надо быть юношею, чтобы вообразить себе, какое действiе оказалъ на насъ лессинговъ "Лаокоонъ". Онъ поднялъ насъ изъ бедной сферы внешнихъ очертанiй въ свободную область мысли. Разомъ было низвергнуто искажонное понятiе о томъ, что поэзiя должна подражать живописи. Мы были озарены, какъ молнiею; мы отбросили все прежнiя понятiя, какъ ветхую рухлядь: намъ казалось, что мы спасены теперь отъ всякаго зла." После "Литературныхъ Писемъ" Лессингъ началъ считаться первымъ критикомъ Германiи: после "Лаокоона" утвердилась его репутацiя, какъ великаго мыслителя и великаго учонаго, а после "Минны фонъ-Барнгельмъ" - онъ былъ признанъ знаменитейшимъ изъ поэтовъ.

тяжолое для него время, онъ совершенно неожиданно получилъ приглашенiе занять место "драматурга" при театре, который устраивался тогда въ Гамбурге, подъ громкимъ именемъ "нацiональнаго". Лессингъ принялъ предложенiе и тотчасъ по прiезде въ Гамбургъ решилъ, что будетъ издавать театральный листокъ, въ которомъ станетъ съ равныхъ вниманiемъ разбирать и пьесы, игранныя на театре, и игру актёровъ. Что же касается сочиненiя пьесъ для театра, то онъ вовсе отказался отъ этой мысли. Такимъ образомъ Лессингъ, подъ именемъ "драматурга", принялъ на себя обязанность театральнаго критика. Изданiе журнала продолжалось ровно годъ (отъ 22-го апреля 1707 до 19-го апреля 1708 года), причёмъ было выдано 104 нумера. Немногимъ больше продолжалось и существованiе "нацiональнаго театра". Единственнымъ результатомъ громкаго предпрiятiя остался театральный журналъ Лессинга, знаменитая "Гамбургская Драматургiя". По паденiи предпрiятiи, подавшаго поводъ къ названному изданiю, Лессингъ вновь увиделъ себя принялъ предложенiе съ восторгомъ и въ мае 1770 года уже былъ въ Вольфенбюттеле. Первое время новой жизни прошло для Лессинга очень прiятно: библiотека привела его въ восторгъ своими богатствами и обилiемъ драгоценныхъ книгъ и рукописей, въ числе которыхъ многiя были очень важны для науки и совершенно ещё неизвестны. Но онъ не принадлежалъ къ числу техъ людей, которыхъ могутъ надолго удовлетворить старыя книги и рукописи. Вскоре любовь къ нимъ проснулась въ нёмъ снова - и въ 1772 году явилась новая его трагедiя "Эмилiя Галотти". Пьеса произвола совершеннейшiй фуроръ, особенно въ среде даровитой молодёжи. Гёте и друзья его не ошиблись, назвавъ "Элилiю Галотти" явленiемъ небывалымъ: ею начинается новый перiодъ немецкой поэзiи. Своими прежними двумя драмами Лессингъ провёлъ немецкую драму черезъ два фазиса развитiя. Оставалось поэзiи сделать ещё одинъ шагъ, чтобы занять положенiе, приличное ей въ нацiональной жизни, принявъ въ себя такой содержанiе, которое поставило бы ея произведенiя въ гармонiю съ великими историческими интересами нацiональнаго развитiя - и примеръ тому былъ показанъ "Эмилiею Галотти".

маленькаго городка, въ которомъ проживаетъ почти одиннадцать летъ, до самой своей смерти. Причиной этой резкой перемены въ образе жизни славнаго писателя была его женитьба въ 1770 году на г-же Кёнигъ, вдове гамбургскаго негоцiанта и, вместе съ темъ, одной изъ образованнейшихъ и лучшихъ женщинъ своего времени. Со времени женитьбы, онъ пересталъ быть скорымъ въ своихъ решенiяхъ и сделался очень внимательнымъ къ ея советамъ, какъ ему поступить въ томъ или другомъ деле, потому-что она совершенно понимала его характеръ и смотрела на вещи его глазами, но обладала большимъ житейскимъ благоразумiемъ, нежели онъ. Вступивъ въ бракъ съ г-жою Кёнигъ, Лессингъ совершенно успокоился и уже не думалъ более объ измененiяхъ къ лучшему въ своихъ обстоятельствахъ. Глубокая симпатiя, существовавшая между ними, делала ихъ совершенно счастливыми, и люди, посещавшiе Лессинга въ то время, не могли говорить безъ восторга о г-же Лессингъ и о тихой жизни въ ихъ доме. Но счастливый перiодъ въ жизни Лессинга былъ непродолжителенъ: ровно черезъ годъ жена его умерла отъ родовъ после тяжолыхъ страданiй. Смерть жены сокрушила здоровье Лессинга. Онъ одряхлелъ и сделался задумчивъ до разсеянности. Последнiе три года жизни Лессинга, употреблённые имъ почти исключительно на борьбу противъ обеихъ враждовавшихъ между собою и съ католиками протестантскихъ партiй и обширную полемику съ разными лицами, были ознаменованы созданiемъ лучшаго изъ его поэтическихъ произведенiй, драмы "Натанъ Мудрый", выше которой въ немецкой литературе по колоссальному значенiю стоитъ только "Фаустъ" Гёте. Последнимъ произведенiемъ Лессинга было "Воспитанiе человеческаго рода", изданное въ 1780 году. Лессингъ скончался 15-го февраля 1781 года, въ Брауншвейге, на 52-году жизни. Въ 1853 году ему былъ воздвигнутъ, по нацiональной подписке, памятникъ въ Брауншвейге.

Перечисляя заслуги Лессинга, Шерръ говорить, что онъ "силою своей классической критики возвратилъ немецкую поэзiю изъ заоблачныхъ странъ Клопштока и изъ "романтической земли" Виланда въ ея отечество и научилъ ее быть немецкой, говорить по-немецки и, вместе съ темъ, свободно... Наделённый превосходными знанiями, онъ изследовалъ всё и ничемъ не давалъ себя подкупить. Онъ уважлъ нравственное содержанiе христiанства, выраженiе котораго онъ находилъ въ словахъ "Евангелiя" Іоанна: "дети, любите другъ друга", и не скрывалъ должнаго презренiя къ сухой формалистике. Онъ охотно признавалъ заслуги французовъ въ уничтоженiи мрака средневековаго невежества, но безпощадно осуждалъ ихъ псевдоклассицизмъ и выразилъ пробуждающееся самосознанiе немецкой поэзiи относительно галломанiи въ следующихъ краткихъ, но сильныхъ словахъ: "укажите мне хоть что-нибудь въ великомъ Корнеле, чего бы я ни могъ сделать лучше!" Влiянiе его распространялось всюду, возбуждая къ деятельности и часто, вместе съ темъ, давая и образцы. Онъ посвящалъ одинаковое вниманiе и одинаковый трудъ какъ великому, такъ и вещамъ повидимому самымъ незначительнымъ. Его "Лаокоонъ или границы живописи и поэзiи" и "Гамбургская Драматургiя" - безсмертныя произведенiя этой критики. "Лаокоонъ", котораго справедливо можно назвать первымъ документомъ новой эстетики, положилъ конецъ одностороннему господству принципа поэтической живописи и установилъ границу между пластическими искусствами, которыхъ принципъ есть спокойствiе, и тоническими, принципъ которыхъ - движенiе. "Драматургiя" уничтожила господство иностранныхъ драмъ и открыла немецкую сцену для оригинальныхъ произведфнiй. Наперекоръ всякимъ превратностямъ, злословiю и ненависти, онъ неустанно стремился и въ науке и въ искусстве къ освобожденiю немецкаго духа, стремился всегда прилежно, основательно и вместе гуманно, давая всему новую жизнь м не отвергая добраго и въ старине, если оно тамъ было."

Тр. въ 5 д. Пер. съ нем. П. А. Спб. 1784. 2) Эмилiя Галотти. Тр. въ 5 д. Пер. съ нем. Н. Карамзинъ. М. 1788. 3) Т. въ 5 д. Перев. съ нем. А. Яхонтова. ("Классическiе Иностранные Писатели въ русскомъ переводе", 1875, т. I.) 4) Кладь. Др. въ 1 д. Пер. съ нем. Спб. 1770. Изд. 2-е. М. 1788. 5) Др. въ 5 д. Переложилъ съ немецкаго на русскiе нравы И. З. М. 1770. 7) Г. Э. Лессинга. Перевёлъ съ нем. В. Папышевъ. Спб. 1816. 8) или о границахъ живописи и поэзiи. Лессинга. Переводъ Е. Эдельсона. М. 1859. 9) Драматическое стихотворенiе въ пяти действiяхъ Лессинга. Переводъ В. Крылова. ("Вестникъ Европы", 1868, NoNo 10 и 11.)

                              I.

                    

"Конечно, я не безъ греховъ!"
Лисе Волкъ говорилъ: "а, право, изъ волковъ
Едва ли где найдёшь другова,
Который бы, какъ я, великодушенъ былъ.
Не тронулъ я его, не молвилъ даже слова.
Объ этомъ вотъ ни кто не скажетъ никогда.
A если бъ слышали, кума, какъ онъ бранился."
"Да, помню: это ведь случилося тогда,
"

                                                                      А. Измайловъ.

                              II.

                    ОРЕЛЪ И СОВА.

Поссорились между собой.
"Ночное чучело!" сказалъ орёлъ. - "Потише!
Ты здесь сидишь ничуть меня не выше;
" - "Да! оба въ небесахъ;
Но я взлетелъ сюда на собственныхъ крылахъ,
"