Притча о волшебном перстне

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Лессинг Г. Э., год: 1909
Примечание:Переводчик неизвестен
Категории:Легенды и мифы, Рассказ

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Притча о волшебном перстне (старая орфография)


Притча о волшебном перстне.

Н. Г. Лессинга.

У могущественного султана Саладина было два приближенных человека - христианский воин-крестоносец и мудрый старик еврей, Натан.

Однажды, когда все трое собрались вместе во дворце, султан обратился к мудрому Натану с такой речью.

-- Вот мы здесь три человека, трех разных вер - магометанской, христианской и еврейской. Но истинная вера, ведь, только одна. Тебя, Натан, считают мудрым - вот и скажи нам: какую веру, какой закон считаешь ты лучше всех?

Натан удивился этому вопросу и сказал:

-- Ведь ты, султан, знаешь, что я еврей. Значит, я считаю еврейскую веру самой лучшей.

Тогда султан ему опять сказал:

-- Если ты истинный мудрец, то ты остался до старости лет в еврейской вере не потому только, что родился в ней, а потому, что ты ее обдумал, сравнил с другими верами и нашел, что она самая лучшая. Вот и растолкуй нам, почему ты считаешь свою веру самой лучшей и истинной?

Натан хорошо знал, что словами нельзя доказать в точности, что одна вера лучше другой, а потому он надумал ответить султану примером.

-- Дозволь мне, султан, - сказал он, - ответить на твой вопрос притчей.

-- Говори! - сказал султан.

-- Давным-давно в стародавнее время, - начал Натан, - жил в одной восточной стране человек, у которого был перстень с драгоценным волшебным камнем. Камень имел в себе ту чудесную силу, что кто носил на руке этот перстень, тот был приятен и Господу и людям. Понятно, что этот человек ни днем, ни ночью не разставался с перстнем. Когда же человеку пришло время помирать, он отдал перстень любимому сыну и наказал ему, чтобы и он перед смертью передал перстень своему сыну, а тот своему - и так, пока их род будет существовать. И еще наказал он, чтобы тот из сыновей, кому достанется перстень, считался в семье большаком и чтобы его слушались. Так и переходил перстень от сына к сыну.

Однажды достался перстень отцу трех сыновей. Так как он всех равно любил, то он не знал, кому отдать перстень. И случилось так, что в разное время он с глазу на глаз обещал перстень каждому из сыновей, то старшему, то среднему, то младшему. Когда же пришел его час умирать, он, не желая обидеть никого из сыновей, послал тайком свой волшебный перстень к мастеру и велел, чтобы тот сделал еще два точно таких же перстня. Мастер был большой искусник, и когда он принес заказчику три перстня, тот и сам не мог отличить свой перстень от двух других, поддельных. Обрадованный отец призвал к себе поочередно каждого из сыновей, благословил их, дал им каждому поочередно по перстню и умер.

Тогда братья пошли к судье, и каждый клялся и божился, что отец ему уже давно обещал перстень, что именно ему он дал настоящий и что другие два брата сами подделали себе фальшивые перстни.

Выслушал их всех судья и говорит:

-- Вы все только-что говорили, что настоящий перстень обладает чудодейственной силой: кто его носит с верой, тот приятен и Богу и людям. Кто же из вас троих более приятен Богу и людям? Вы молчите? Вы сами не знаете?.. Так вот вам мой совет. Ваш отец дал каждому из вас по перстню потому, что он не хотел, чтобы один из вас командовал другими; потому, что он вас всех троих одинаково любил. Так подражайте же отцу. Любите друг друга, будьте скромны, миролюбивы, милосердны. Пусть каждый считает свой перстень настоящим и носит его с верой. И тогда, через много лет, Сам Господь своей благодатью укажет, какой из трех перстней истинный и какие поддельные. Кто из вас троих сделается более других приятным Богу и людям, тот будет признан владельцем истинного перстня.

Закончил мудрый Натан свою притчу и говорит султану:

Господь Бог дал каждому из нас по разной вере - и Ему одному ведомо, какая из них самая истинная.

Мы же, смертные, вместо того, чтобы, как те братья, спорить о том, чья вера самая истинная - лучше сделаем, если каждый из нас будет стараться доказывать делами правильность своей веры, будет стараться быть приятным Богу и людям.

-- Истинно сказал ты, старик. Если Сам Бог дал людям разные веры, то не нам судить, какая из них самая правильная. Дело это - Божье, и один только Господь может знать, кто придерживается истинной веры и кто заблуждается.

"Всюду жизнь". Сборник рассказов и стихотворений. составил С. А. АН--СКИЙ.
СПБ. Изд-ство "Разум", 1909