Комическая пастораль

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Мольер Ж.
Категория:Пьеса

КОМИЧЕСКАЯ ПАСТОРАЛЬ

Комическая пастораль

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПАСТОРАЛИ

ИРИС

молодая пастушка.

ЛИКАС

богатый пастух, влюбленный в Ирис.

ФИЛЕН

богатый пастух, влюбленный в Ирис.

КОРИДОН

молодой пастушок, наперсник Ликаса, влюбленный в Ирис.

ПАСТУХ

друг Филена.

ПАСТУШКА.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА БАЛЕТА

ЧАРОДЕИ,

поющие и пляшущие.

ДЕМОНЫ,

пляшущие.

ПОСЕЛЯНЕ.

ЦЫГАНКА,

поющая и пляшущая.

ЦЫГАНЕ,

пляшущие.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Ликас, Коридон.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Ликас, чародеи, поющие и пляшущие, демоны.

Первый балетный выход

Чтобы превратить Ликаса в красавца, два чародея, танцуя, начинают творить заклинание: они ударяют волшебными палочками о землю; из-под земли выходят шесть демонов и присоединяются к ним. Вслед за тем из-под земли выходят еще три чародея.

Три поющих чародея.

Услышь молений хор,
Всех прелестей собор,
Богиня влюбчивых пастушек!
Во имя маленькой ноги,
И бриллиантовой серьги,
И пудры, и румян, и мушек,
И лент, и кружев - помоги!
 
Ты, что любого волопаса
Приятным делаешь для глаз!
Хоть дозу малую прикрас
На рыльце, бритое лишь раз!
Услышь молений хор,
Всех прелестей собор,
Богиня влюбчивых пастушек!
Во имя маленькой ноги,
И бриллиантовой серьги,
И пудры, и румян, и мушек,
И лент, и кружев - помоги!

Второй балетный выход

Шесть пляшущих демонов наряжают Ликаса чуднó и смехотворно.

Три поющих чародея.

Как он хорош
Да как пригож!
Ах, как хорош! Ах, как хорош!
Красавиц много он погубит!
С ним поневоле пропадешь!
Как он хорош
Да как пригож!
Ах, как хорош! Ах, как хорош!
Хо-хо-хо-хо-хорош!

Чародеи и демоны продолжают плясать, а три поющих чародея продолжают насмехаться над Ликасом.

Три поющих чародея.

Ах, как он мил,
Сказать нет сил!
Ах, как он мил! Ах, как он мил!
Убережется ли сердце наше?
Нарцисс-покойник был не краше,
А он не зря блондином слыл!
Ах, как он мил,
Сказать нет сил!
Ах, как он мил! Ах, как он мил!
Ах, нету, нету, нету сил!

Три поющих чародея уходят под землю, а чародеи пляшущие исчезают.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Ликас, Филен.

Филен (поет).

Идите на лужок, паситесь возле речки,
Но если счастия хотите вы, овечки,
Невинные сердечки, -
Страшитесь полюбить!

Ликас, приступая к сочинению стихов, называет имя своей возлюбленной Ирис в присутствии Филена, своего соперника.

Ты ль это, дерзостный, любови не тая,
Ирис посмел назвать? Но ведь она моя!

Ликас (отвечает).

Да, это я! Да, это я!

Филен.

Ты говоришь поганым языком
О существе таком?

Ликас.

А что же в том? А что же в том?

Филен.

Ирис моей зовется,
И кто, сойдя с ума,
Вдруг ею увлечется, -
Раскается весьма!

Ликас.

Она решит сама!

Филен.

И задушу и проглочу,
Коль ты любовь мою помянешь,
Тебя - клянусь, я не шучу -
И задушу и проглочу,
В бараний рог тебя скручу!
Хоть и бессмертных переманишь,
Все ж задушу и проглочу,
Коль ты любовь мою помянешь.

Ликас.

(Уходит.)

Буянишь! Буянишь!

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Ликас, Ирис.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Те же и пастух.

Пастух приносит Ликасу вызов от Филена.

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Ликас, Коридон.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Филен (поет).

Остановись, Ликас,
И более ни слова!
Посмотрим, кто из нас
Удачливей другого!

Ликас хочет что-то сказать, но Филен перебивает.

Довольно горло драть,
Изволь-ка умирать!

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Ликас, Филен, поселяне.

Поселяне пытаются разнять Филена и Ликаса.

Четвертый балетный выход

Поселяне вступают в драку, желая разнять обоих пастухов; они пляшут, нанося друг другу удары.

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Ликас, Филен, поселяне, Коридон.

Пятый балетный выход

Помирившиеся поселяне пляшут.

ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Ликас, Филен, Коридон.

ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

Коридон, Ирис, Ликас, Филен.

Ликас и Филен, влюбленные в пастушку, понуждают ее решить, кому из них она отдаст предпочтение.

Филен (обращаясь к Ирис, поет).

Я восхвалять себя не стану перед вами,
Чтоб к выбору вас обязать.
Я вас люблю. Смотрите сами!
Вот что могу сказать.

Пастушка решает в пользу Коридона.

ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

Ликас, Филен.

Филен.

Увы! Как горе нам такое перенесть?
Нам пастуха простого предпочесть!
Увы!

Ликас.

Беда!

Филен.

Беда, как есть!

Ликас.

Вдруг!

Филен.

Ликас.

И стольких воздыханий!

Филен.

Молений.

Ликас.

И даров!

Филен.

И страсти!

Ликас.

И огня!

Филен.

В пренебрежении с сегодняшнего дня!
Жестокая!

Ликас.

Кремень!

Филен.

Тигрица!

Ликас.

Зверь ехидный!

Филен.

Ликас.

Без души!

Филен.

Безжалостный!

Ликас.

Бесстыдный!

Филен.

Так нас ты хочешь уморить!
Что ж, надо слушаться.

Ликас.

И удовлетворить.

Филен.

Умрем, Ликас!

Они достают дротики, как бы желая пронзить себе грудь.[76]

Ликас.

Умрем! А ну-ка!

Филен.

Один удар - и прекратится мука.

Ликас.

Валяй!

Постой!

Ликас.

Смелей!

Филен.

Начни, я погляжу.

Ликас.

Нет, я уж лучше погожу.

Филен.

Раз одноврéменно лишилися мы чести,
Отправимся-ка вместе!

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

Ликас, Филен, пастух.

Пастух (поет).

Надо помешаться,
Жизни чтоб лишаться
Из-за красоты,
Хоть и отвержен ты!
Готовы мы лишиться света
Из-за любезного предмета,
Жизни же лишаться
Из-за красоты,
Хоть и отвержен ты,
Значит - помешаться!

ЯВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ

Цыганка, пляшущие цыгане.

Цыганка.

Душе больной
Даруйте облегченье!
Душе больной
Даруйте вы покой!
Пускай мученье -
Мне жить с тоской,
Вам развлеченье -
Смех надо мной!
Прервет и дней теченье
Сей пламень злой.
Душе больной
Даруйте облегченье!
Душе больной

Шестой балетный выход

Двенадцать цыган, из которых четверо с гитарами, четверо с кастаньетами, четверо с ньякарами, пляшут с цыганкой под ее песни.

Цыганка.

О Сильвия! Давайте торопиться
И не терять пленительных минут!
Едва успеем насладиться,
Покуда юность наша длится.
Занятья лучшего не выдумаешь тут.
Пускай зима оледенит окно,
Весна придет и сменит непогоды,
И станет вновь травинкою зерно.
Когда же нас остудят годы,
Счастливым дням вернуться не дано.
Отдайтесь же взаимности влечений!
Кто счастья хочет - весело играй!
Познав науку развлечений,
Избавимся от всяких огорчений, -
Со временем их будет через край!
Пускай зима оледенит окно,
И станет вновь травинкою зерно.
Когда же нас остудят годы,
Счастливым дням вернуться не дано.[77]

Примечания

76

Они достают дротики, как бы желая пронзить себе грудь. - Ремарки в этой пьесе и распределение сцен даются по изданию 1734 г. В первом же издании «Комической пасторали» ремарки почти отсутствовали, а деление на сцены было чрезвычайно дробным.

77

Спектакль заканчивался танцами трех мужских квартетов, одни аккомпанировали себе на гитарах, другие - на литаврах и третьи - кастаньетами.