Рауль, или Искатель приключений.
Книга 1. Часть третья. Венера и Дебора.
XC. Гербовник

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Монтепен К., год: 1878
Категории:Роман, Приключения


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XC. Гербовник

Натан следовал взором за Раулем де ла Транблэ и увидел, с каким восторгом он смотрел на описанную нами картину.

-- Любите вы живопись?.. - спросил он Рауля.

-- Очень люблю, - отвечал Рауль.

-- Тем лучше!

-- Отчего?

-- Оттого, что вы будете покупать у меня картины.

-- Разве вы продаете картины?

-- Я продаю все. Мне кажется, вы любуетесь этой Венерой?..

-- Да, прекрасная вещь!

-- Я думаю!.. Тициан, скопированный Ванло!.. Хотите приобрести?..

-- Охотно, если только ваши требования будут рассудительными.

-- Не сомневайтесь в этом...

-- Скажите вашу цену...

-- Что вы думаете, например о...

И Натан назначил цену. Сумма, назначенная им, без всякого сомнения, превосходила настоящую цену картины, однако Рауль не нашел ее преувеличенной, до того был он прельщен великолепным зрелищем, которое находилось у него перед глазами. Торг был заключен почти без спора.

-- Если вы любитель, я покажу вам кое-что другое... - прибавил Натан.

-- Опять картины?

-- Без сомнения...

Натан улыбнулся.

-- Нет, - сказал он, - я не желаю их продать, да вы и не могли бы их купить...

-- Отчего?..

-- Вашего состояния не хватило бы на это...

-- Вы шутите? - вскричал Рауль.

-- Право, нет!..

-- Значит, по вашему мнению, эти картины стоят огромных денег?

-- Я их не отдам и за миллион...

Рауль не мог удержаться от удивления. Жид продолжал:

-- Притом, я не имею права их продать...

-- Стало быть, они не ваши?

-- Нет, не мои.

-- Чьи же?

-- Моей дочери.

Наступило молчание. Потом Натан продолжал:

-- Но если я не могу их продать, ничто не мешает мне показать их вам, так я и сделаю...

-- Где эти картины? - спросил Рауль.

-- В нижней зале, где живет Дебора...

Сердце Рауля забилось. Самое сильное его желание исполнится! Он увидит наконец прелестную жидовку!..

Он первый вышел из комнаты, в которой происходил описанный нами разговор. Рауль последовал за ним.

-- Подождите секунду, - сказал Натан, остановившись у дверей нижней залы, - дочь моя тут со своей приятельницей, и я попрошу ее уйти в спальную, чтобы мы могли на свободе остаться в зале.

Он вошел, оставив в коридоре Рауля, надежда которого еще раз была таким образом обманута. Через минуту Натан возвратился. Он ввел Рауля в восточную залу, описанную нами прежде, и показал ему четыре картины великих художников, те драгоценные бриллианты, о которых мы уже говорили.

-- Вот мои сокровища!.. - сказал он. - Глядите... и судите сами, преувеличиваю ли я их ценность!..

не то. Рассеянность и озабоченность на время заглушили в нем артистическое чувство. Он был ослеплен азиатской роскошью, которой вовсе не ожидал. Притом ему казалось, что в этой комнате, где носилось какое-то благоухание, Дебора оставила нечто от себя, частички своей души и красоты. Ему казалось, что она находится возле него... что он чувствует ее нежное дыхание, слышит шелест ее платья. Глаза его не могли оторваться от портьеры, которая закрывала внутренний вход и за которой, может быть, скрывалась очаровательная жидовка. Иногда ему казалось, будто портьера шевелится, и тогда сердце его тоже начинало трепетать.

Натан был совершенно погружен в созерцание образцовых произведений и не примечал рассеянности своего гостя. Рауль сделал несколько шагов, чтобы приблизиться к жиду, стоявшему возле портьеры. Посреди залы стоял геридон драгоценной работы. На геридоне лежала большая раскрытая книга. Рауль, проходя мимо, взглянул на эту книгу, и у него вырвалось движение изумления. Он сделал шаг назад, остановился и посмотрел пристальнее.

-- Ах!.. - прошептал он довольно громко, так что Натан услыхал. - Как это странно!

-- Что такое? - спросил жид, отвлеченный от своего созерцания.

-- Не можете ли вы объяснить мне, - сказал Рауль, - каким образом эта книга оказалась открытой именно на этой странице?..

-- Вот эта.

Натан подошел и взял книгу.

-- Гербовник!.. - изумился он.

-- Как видите.

-- Неужели?

-- Право... открытая же страница, как кажется, заключает генеалогию маркизов де ла Транблэ, старинного пикардийского дома, но я не знаю никого, носящего это имя. А вы?

Рауль не отвечал. Его удивление и волнение увеличивались каждую секунду. Натан продолжал смотреть на страницу, напечатанную большим буквами и украшенную фигурами, вырезанными на дереве.

-- А-а! Вот и герб этой фамилии, - сказал он, - золотая осина в красном поле, с девизом "Транблэ не дрожит" (Tremblaye ne tremble)... - Однако, мне знаком этот девиз и этот герб, - продолжал Натан, вытаращив глаза. - И тот и другой вырезаны на ваших часах... О! Теперь я понимаю ваше удивление при виде книги, открытой на этой странице... Вы маркиз де ла Транблэ, не правда ли?

Жид поклонился. Едва молодой человек произнес последние слова, как в соседней комнате послышался внезапный шум. Портьера поднялась, и в дверях вдруг показались два бледных женских личика. Потом портьера снова опустилась. Тотчас же послышался глухой крик, потом падение тела, упавшего на ковер.

-- Боже!.. - прошептал Натан с испугом. - Что это значит?.. Что случилось?..

И он поспешно поднял портьеру, отделявшую залу от спальной. Неожиданное зрелище поразило взоры Рауля и жида.

Молодая девушка, страшно бледная, лежала без чувств на полу. Дебора стояла на коленях возле нее. В бесчувственной девушке Рауль узнал Луцифер.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница